Винчестер. 23 глава

Анатолий Шуклецов
Начало: http://www.proza.ru/2010/10/04/562



В сентябре Широкий уговорил Винчестера посетить базу экспедиции – районный центр городского типа; на заработанные деньги весело развлечься, приобщась к тамошней культуре. Денежную наличность за ненадобностью при себе не хранили. Попутным транспортом регулярно привозились расчётные листки с цифрами всех начислений, удержаний и налогов; сальдо ежемесячно переводилось на депозит в сберкассе. Раз в месяц участковый завхоз Полина подносила на подпись каждому ведомость личного забора, и затем стоимость авансированных продуктов вычиталась из заработка. Органические затраты энергии и счета за пропитание достигали пика зимой, когда питались исключительно продуктами с привоза и часто пировали. Ощутимо снижались в летний, не имеющий всенародных праздников период, когда выпивали редко и налегали на дичь и рыбу, на подножные корма. Прожиточный минимум был по северному недёшев. Зимой личный забор Винчестера достигал полутора сотен рублей, а летом странно застыл на семидесяти. Из досужего любопытства он подсчитал примерную сумму месячного долга и с недоумением выявил явное расхождение с той, что накануне подписал Полине. Встретив на буровых Широкого, откровенно поделился с приятелем закравшимся подозрением.


- Очевидный факт!.. Она же обкрадывает тебя! – с уверенностью благородного свидетеля воскликнул Широкий.


- Ну, нет! Это исключено! – запальчиво возразил наивный Винчестер. Он водил тесную бескорыстную дружбу с Полиной, все праздники и дни именин отмечали совместно: начальник участка с женой, ИТР и супруги Вамидовы. Зимние заборы в два дорога выходили из-за обильных пирушек. Полина всегда имела заначку спиртного для инженерно-технических работников; но чтобы охально жировать на чужой счёт?! Такое допущение совестливый Винчестер отторгал напрочь.


- Один ленивый не обсчитывает. Фалалей!.. Обирает! – с нажимом очевидца повторил Широкий. – Проверь разок, и перестанешь мне перечить.


- Желал бы учинить ревизию, да розничных цен не знаю.


- Детальную выверку мне предоставь. Она и меня, ракалия этакая, сперва аннектировать хотела. Сейчас на копейку трусит ошибиться. Прейскурант вот здесь, целиком заложен! – торкнул приятель пальцами по выпуклому гладкому лбу.


В текущем месяце таково и проделали. Винчестер составил точную опись взятых со склада продуктов, а конфидент высчитал сумму месячной задолженности. Когда не ждущая подвоха Полина выставила счёт на пятнадцать рублей завышенный, Винчестер законно возмутился:


- Подписывать не стану! За август настолько и не начтётся!


- Да ты что?.. У меня же всё за тобой отмечено!


- Тогда – пошли! На складе проверим твои записи…


Записано было аккуратно и толково. Винчестер брал маленькие банки тушёнки, а ведомостью прошли большие. Чай и сахар-рафинад получали в мелкой расфасовке, а стояла цена объёмистых цибиков. Вовсе нахально фигуряла в учётной карточке мифичная поллитровка, хотя после майских праздников водку на участок ни разу не завозили. Неустрашимые бичи без проволочки двинулись запретным маршрутом в десять километров. Для бывалых ходоков дорога недальняя, и спиртным нагружали вещмешки под завязку, да путь осложнял труднодоступный перевал. Покупщикам надлежало дважды взойти на водораздельный хребет и дважды сойти горной тропой, рискуя вывихнуть ноги и вдребезги разбить бутылки с огненной водой на мшистых курумниках. Перевал изолировал долину с юга от действующего прииска «Большевик», где имелся магазин товаров повседневного спроса, и свободно продавалось на вынос спиртное; для своих старателей вводились сезонные ограничения. Зимой перевал был непролазен, а летом смельчакам удавалось разговеться, если не перехватывал лазутчиков самодур-начальник.
 

Заверить дутую цифру платежа Винчестер наотрез отказался. Полина, упрашивая, вымаливала личную подпись, обещала сделать равную сбавку следующим месяцем. Ведомость без помарок следовало выслать для отчёта в бухгалтерию ближайшим бортом. Винчестер покобенился и снизошёл, но вера в честность завхоза была невозвратно утрачена. Впредь, по примеру наторелого торговца, он все получаемые продукты сразу записывал, а посредник верно итожил месячный расход.


«Вот вроде, кто такая завхоз?.. Заурядная ключница, прислуга. Столкнись с ней в городе – вся в панцире из натуральной кожи. На каждом персту сверкает по весовому знаку!.. Прибыльное занятие. Вот что значит правильно избрать специальность!.. – не то, осуждая или наоборот, превратно одобряя, наедине рассуждал Широкий. – Здоровый коренной зуб даю; обдай меня голого ледяной водой! Наша офеня каждого в харчевой ведомости на червонец облисит!..»





Продолжение: http://www.proza.ru/2010/10/04/597