Старое письмо

Светлана Александрова
Работа над родословной по линии матери подходила к концу. Уже собраны были  фотографии, документы, состоялись встречи с родственниками дальними и ближними, подробно описаны судьбы и характеры, уже показан быт и нравы моих предков, оставалось только выбрать стиль написания и способ изложения материала. Поскольку писала для своих детей и внуков, коих набралось уже немало, то не стала долго ломать голову и назвала своё сочинение «Письма потомкам».  Писать  решила в эпистолярном жанре. Получился задушевный разговор с моими потомками в письмах.
Через три года захотелось раздвинуть рамки своего повествования и рассказать о родословной моего отца. Но здесь возникли, казалось бы, непреодолимые трудности, так как отца уже не стало, связей с его родственниками нет, и место их нахождения неизвестно. Оставались в памяти лишь имена его братьев и сёстёр. Даже дат рождения и смерти его родителей не было. Но опыт кое-какой имелся.
Я сделала ксерокопию метрики  отца и отправила её в районный ЗАГС по месту рождения с просьбой сообщить сведенья  о его родителях. Вскоре пришло письмо, что документы хранятся в городском архиве области. Письмо переслала в архив, добавив, что собираю документы для родословной. Оттуда написали, что готовы выполнить такую справку, но прежде я должна подтвердить своё родство. Собрав ксерокопии своих документов, я отправила их и стала ждать.
Их архива получила толстый конверт, из которого узнала, что мне предлагают заключить договор на составление родословной. Примерная стоимость одного колена – две тысячи рублей.
Недолго думая я заполнила два экземпляра договора, сделала предоплату через банк, вложила копию и отправила. Потом получила подписанный договор и стала ждать. Ждать пришлось долго, хотя сроки  и были оговорены, но уже подошли к концу. Поскольку в договоре были указаны телефоны, то пришлось звонить и напоминать о себе. Но всё когда-нибудь кончается и мне сообщили, что всё готово и можно оплатить оставшуюся сумму, что я и сделала незамедлительно. Прошло ещё какое-то время и вот ценный груз у меня в руках.
Пока я вскрывала этот увесистый пакет, разные мысли посещали мою голову, но волнение оказалось напрасным. Это действительно была моя родословная, её бы я узнала их многих по некоторым деталям, которые сообщил мне отец при жизни.
Все мои предки, родившиеся за последние триста лет до 1917 года, встали перед моими глазами. Здесь были имена и регалии;  даты рождения и причины смерти; время и место крещения, а также время и место венчания моих пращуров, доселе неизвестные никому из нас, ныне живущих.
Как только мне стали известны полные данные моего деда, родившегося в 19 веке, я сделала запрос в архив Пискаревского кладбища, с просьбой сообщить дату смерти, место захоронения  и адрес, по которому он жил. Мне известно было лишь то, что он умер во время блокады Ленинграда. В тот год я впервые решила отправиться в этот город. За два часа до вылета получила письмо из Санкт-Петербурга. Теперь у меня был адрес, по которому жил мой дед до смерти. Увидеть этот дом я мечтала всю дорогу. С помощью экскурсовода мне удалось это сделать, но, к сожалению, там давно никто не жил. Это великолепное здание в центре города стало офисом.
Всё до мельчайших подробностей вошло в мою книгу, но за сухими сведениями не было живых людей, а так хотелось увидеть хоть кого-нибудь из отцовской родни.
Время шло. В самый разгар моей работы  сын нашёл письмо.
Это письмо без конверта пролежало на чердаке 35 лет. Неизвестно какова бы была его дальнейшая судьба, если бы не случай.  Сын решил навести порядок на бабушкином чердаке. Разбирая сваленные в кучу вещи, он обнаружил старое, написанное малограмотной рукой письмо. Начиналось оно со слов: -  «Привет из Ростова». Поскольку там никого из наших родственников не было, то решил прочесть до конца. Адресовано оно было моему отцу.  Мы узнали, что 35 лет назад умер старший брат отца Кузьма, и осталось четверо детей школьного возраста, о чём  сообщала его вдова. А далее перечислялись их имена с указанием даты рождения каждого. Таким образом, я узнала о существовании двоюродных братьев и сестры. Все были младше меня. Проживали они в деревне, поскольку держали большое хозяйство. Об этом подробно писала их мать. Сама она умерла через три года, оставив четырёх детей в возрасте от 11 до 19 лет. Но об этом стало известно лишь недавно.
 Я решила, во что бы то не стало разыскать их. Первым делом отправила сообщение в телепередачу «Жди меня», но мои надежды не оправдались. Прошло два года, отклика не последовало. К тому времени, на моё счастье, я получила возможность выхода в Интернет, вот тут и начался настоящий поиск. Фамилия моего отца достаточно редкая, что дало мне возможность общаться со всеми однофамильцам, которых встречала на просторах Сети. Прошёл год активных поисков. За это время успела подружиться со многими однофамильцами, среди которых были  такие же одержимые, готовые копать и копать, лишь бы найти родню.
Но, как известно, если долго мучиться, то что-нибудь обязательно получится. Многие, наверно, подумают:
- Ведь эти дети уже не молоды и судьба могла их разбросать по всему свету. И, вообще, был ли мальчик?
Да, он был, и он откликнулся. Оказалось, что его деда, которого он знал лишь понаслышке, звали Кузьма. Естественно, я ухватилась за эту ниточку и стала раскручивать. Пара наводящих вопросов и вот они мои кровные родичи по отцу. Радости моей не было границ. Последовали телефонные звонки, полетели письма, поступило приглашение немедленно приезжать. Мои новоявленные брат и сестра ждали встречи. Прошло ещё два года. За это время мы привыкали к существованию друг друга. Благодаря фото и видео я могла узнать их в любой толпе.
И вот она долгожданная встреча в аэропорту. Конечно, я их увидела издали. А дальше: встреча, застолье и разговоры, разговоры, разговоры. Их лица мне сразу стали родными, в них я увидела и себя, и своего отца, и, наверно, всех своих предков. Теперь мы одна семья.
Поиск кровных родственников продолжается. Недавно в Интернете я познакомилась с женщиной, которая родом с тех мест, где жили сорок лет назад другие мои двоюродные сёстры и, которых я тоже никогда не видела. Их старый домашний адрес сообщила найденная сестра. Письмо, отправленное год назад, осталось без ответа. Новая знакомая горячо откликнулась на мою просьбу и пообещала в ближайшее время узнать, кто проживает там по указанному адресу.
И кто знает, куда позовут меня  новые дороги, и какие встречи ждут впереди, ведь история моего рода продолжается.