Капитан Блай и голые женщины

Иван Бондарь
Многие слышали об экспедиции капитана Уильяма Блая на судне Баунти. Знают о ней, главным образом, потому, что название этого судна связано с восстанием экипажа, которое живописно (и весьма далеко от истинны!) показано в голливудском кинофильме. Еще это название у нас ассоциируется с забугорными шоколадками Баунти, надо признать, весьма дрянного качества. За всем этим как-то потерялась цель экспедиции на корабле Баунти - приобретение на Таити и доставка в Вест-Индию - на острова Карибского моря - саженцев хлебного дерева, которое должно было стать источником пищи для тамошних рабов.

В это время на островах Вест-Индии расширялись плантации сахарного тростника, который приносил плантаторам - верноподданным английского короля Георга III - отличный доход. Налоги с этого дохода широкой рекой текли в королевскую казну. Богатели плантаторы и лорды адмиралтейства, наливалась деньгами королевская казна, превращая Британию в мировую державу, владычицу морей.

Сахарный тростник (Saccharum officinarum L.) выращивают рабы, а рабов надо чем-то кормить, не занимая под рис и другие культуры землю, пригодную для сахарного тростника. Для этой цели лучше всего подходило хлебное дерево. Вы прониклись государственным значением проблемы? Плантаторы желали иметь хлебное дерево, и они должны его получить на благо британской короны!

Хлебное дерево (Artocarpus incisifolia и Artocarpus altilis) было описано незадолго до того Даниэлем Соландером, натуралистом в экспедиции капитана Кука, открывшего остров Таити. На стволе этого дерева круглый год созревали плоды размером с большую тыкву, наполненные кисловатой мякотью. Из мякоти плодов хлебного дерева выпекали в костре что-то вроде хлеба, а главное, сырая, слегка забродившая мякоть плодов могла годами храниться в земляных ямах и не портиться. Восьмилетнее дерево дает до 800 плодов. Двух-трех хлебных деревьев было достаточно, чтобы обеспечить семью раба пропитанием на целый год.

Задача доставки хлебного дерева через два океана была  дорогостоящая. Покупка и переоборудование судна для такой необычной экспедиции обошлось в 6500 фунтов стерлингов! Сумма значительная, если вспомнить, что суточное жалованье самого капитана Блая не превышало трех шиллингов.

Технически она, кроме всего прочего, была и дьявольски трудная. Остров Таити в Тихом океане во времена парусного флота были столь же далек от Европы, как в наши дни космические тела от Земли. Ничтожное жалованье, телесные наказания, цинга, скверное питание в долгом плавании приводили к массовому дезертирству. Поэтому экипажи парусников формировались из отбросов общества. Из 46 членов команды «Баунти» только несколько человек нанялись добровольно. Остальные подписали контракт в портовых кабаках, будучи в совершенно невменяемом состоянии.

Во времена парусного флота основой рациона команды были сухари и соленая говядина (солонина), которая на вкус мало отличалась от подошвы ботинка. Но, главное, этот рацион был лишен витаминов. В сочетании с тяжелой работой, теснотой, дурной водой, цинга за время плавания порой уносила жизни половины экипажа. Да и остальные больше походили на живые скелеты, чем на бравых моряков. Нельзя сказать, что над этой проблемой капитаны не задумывались. Было известно, что для матросов в море очень полезны свежие лимоны и молоко. Но попробуйте в многомесячном плавании сохранить их!

Вот здесь и пригодилась богатая витаминами квашеная капуста. Но как заставить моряков потреблять в пищу непривычный иностранный продукт? Можно, конечно, пригрозить наказанием, но тут и до бунта недалеко. Знаменитый капитан Джеймс Кук был не только отличным навигатором, астрономом, картографом, но и незаурядным психологом. Поэтому он придумал любопытный ход. В начале плавания им был отдан приказ по кораблю. Он гласил, что квашеная капуста, какую готовят в Германии, включена в офицерское меню, но матросы могут ее употреблять, если, конечно, пожелают. Ну, какой матрос откажется кушать то, что подают к столу господ офицеров! Капуста мгновенно завоевала успех, и проблема цинги была решена.

Была еще одна проблема в дальнем плаванье – отсутствие ЖЕНЩИН. Зверели моряки без женской ласки. Не случайно сойдя на берег, они бежали в бордели, которые во множестве были в каждом порту. Теперь вы можете себе представить, что испытала команда Баунти, прибывшая на Таити. Рай земной и толпы голых дикарей – мужчин и женщин, которые подплывают к кораблю и сами залазят на палубу. Мужчины занялись обычным для дикарей делом: стали выпрашивать и воровать любые железные предметы. А женщины? ГОЛЫЕ ЖЕНЩИНЫ заполнили палубу парусника, они такие красивые, такие ласковые, готовые тут же удовлетворить мужскую страсть любого члена команды.

Дикари с удовольствием подарили капитану Блаю множество саженцев и черенков хлебного дерева, натащили немыслимое количество кокосовых орехов и других тропических плодов.
Эта райская жизнь для команды Баунти продолжалась многие месяцы, и так не хотелось ее прерывать и снова лазить на мачты, ставить паруса, питаться гнилыми сухарями и солониной. И, главное, лишиться общества таких ласковых, таких доступных таитянок.

Впереди предстояла каторга плаванья через два океана. Представляете настроение команды, когда на Баунти были подняты паруса и корабль вышел в море с бесценным грузом хлебного дерева?

Блай был скверным капитаном и некудышным психологом. Поэтому команда восстала, выбросила саженцы за борт и решила вернуться на Таити. Блая и его сторонников высадили в шлюпку, предоставив их воле волн и течений. Но Блай, несомненно, был отличным навигатором. Он сумел практически без потерь экипажа (!) проплыть на шлюпке через океан, достигнуть голландских колоний в Ост-Индии (Инлонезии) и на попутном корабле вернуться в Европу.

Однако государственной важности задача оставалась невыполненной. А рабов в Вест-Индии надо кормить! Блаю дали новый корабль, и он выполнил поставленную задачу, так сказать со второго захода. Хлебное дерево было доставлено в британскую Вест-Индию.

Этот случай показывает, что государства всегда умели бросить громадные ресурсы на приобретение нового растения и создание его плантаций, если таковое становилось предметом мировой экономики и государственной политики.

Ситуация повторилась, когда Англия, с использованием своего военно-морского флота, похитила в Бразилии хинное дерево. Без хины английские гарнизоны в Индии вымирали от малярии за полгода. Для колонизации Индии британским войскам нужна была хина, и ее добыли всеми правдами и неправдами.