Декабрь 1986-го. Ответ Павлу Батову

Огай Александр
   Не хотел бы затрагивать эту тему, но раз  возник вопрос, отвечу глазами очевидца, со стороны.
   На эту тему написано много ,  опишу то, что я видел своими глазами.

  После окончания института я работал на режимном заводе, говорят там делали торпеды для военно-морского флота, но их могли видеть только работники сборочных цехов, а остальные работники работали как на обычном машиностроительном заводе. Правда была строгая пропускная система и внутренние правила, например, нельзя было никуда отклонятся идя в столовую или на проходную. Страшным преступлением считалось закурить или зажечь спичку в не положенном месте. На заводе стояла своя настоящая пожарная часть и она лютовала.
 
 Категорически запрещалось говорить слово "торпеда".



        Для нас, работников завода, это было время малого коммунизма, руководство завода очень заботилось о своих сотрудниках, было много льгот.

    При Динмухамеде Ахмедовиче Кунаеве, говорят, друге Брежнева, республика жила не плохо, преступности почти не было, не было безработицы, квартиры работягам давали, если заболел - санатории, детям - пионерлагеря,детские сады, зоны отдыха.  У нас на заводе всё это было бесплатно для сотрудников, были конечно идиотские проблемы то с водкой, то с сигаретами, то с зубной пастой, но в общем жили не плохо. До сих пор о Кунаеве слышу только хорошие отзывы, особенно в банном комплексе "АРАСАН", построенным им для народа.

          Когда вместо него назначили некоего Колбина, мне было всё равно, ушёл человек на пенсию, а кто вместо него-сверху виднее.

     Узнав о начале демонстраций был удивлён, какая разница кто будет править. Отнёсся к этому отрицательно.
 Бастовали в основном, по моему, студенты из аулов, парни, девушки, они требовали чтобы первым лицом в Казахстане  был казах по национальности. Но их скорее всего кто то использовал для своих целей, народ у нас не политизирован, пассивен . А в Алма-Ате, по моему, большинство казахов не знало казахского языка.
   
   Демонстранты несли плакаты Ленина,  транспаранты: "Каждому народу свой вождь" и т.п.
    Их, как и киргизов сейчас, официальная пресса объявила пьяницами, наркоманами , в общем врагами народа. Я в это не поверил, как и большинство казахстанцев.
 
   А на начало беспорядков демонстрантов спровоцировали сами власти  обливанием их водой из брандспойтов, (ЗИМОЙ!) видимо нужен был повод для разгона толпы.

          Демонстранты в ответ начали громить витрины магазинов, машины, возможно кого-то били.
Город тогда будто вымер, ходили зверские слухи, типа "Казахи в детсаду резню устроили!"   Женщины хватались за сердце.
   "Всех не казахов избивают!" Я тогда приготовил хорошую дубинку, но что ей сделаешь против толпы.
   А город жил обычной жизнью, надо было ходить на работу, но никто не работал, только обсуждали происходящее. Помню в полу-пустой трамвай вошли три парня казаха, народ напрягся, вдруг погромщики(!), а те прятали глаза. Как было противно и стыдно. Мы впервые разделились на "коренных" и "не коренных" казахстанцев.В прессе почему то стеснялись говорить "казахи" , говорили "лица коренной национальности". Мой друг, казах, говорил об этом с горечью.
   В Алма-Ате, кстати, проживало большинство не казахского населения , а большинство из городских казахов не знало родного языка и они тоже не ходили на демонстрацию.

 Притворялась в жизнь политика партии о стирании различий между нациями. По языку-мы все были русские.
 

     У нас на заводе была своя пожарная часть и её их с первого дня отправили на площадь, "усмирять" демонстрантов; помню пришёл знакомый пожарник - казах, вчера, говорит, "досталось" на площади от демонстрантов. Принёс металлический прут, попросил просверлить дырку для верёвки (петлю на руку одевать): а то "выскальзывать будет".
  Другой парень, метис-полу казах, его посылали дружинником на площадь говорил :"В нас кидали камнями,палками, а мы били не чтобы их вырубить, А ЧТОБЫ УБИТЬ!."
  Было дико и страшно.
 
 На площади были солдаты из Ташкента, может ещё откуда и они били демонстрантов сапёрными лопатами всех подряд и парней и девушек. Это мне рассказывали сами дружинники. Сам я на площади не был, если бы послали, наверное тоже бы бил и сейчас очень сожалел об этом.
 
   На стороне демонстрантов быть не мог - не понимал их требований. Сейчас уверен-это было их право на демонстрацию. Но кто то их организовал и этот кто то до сих пор не назван.

     А демонстранты, как и дружинники были пешками в чьей то игре, пушечным мясом. Помню заводская поликлиника была забита ранеными дружинниками-заводчанами, в основном - травмы головы.

  Вокруг нашего завода появилась дополнительная охрана - толпы дружинников и вооружённая охрана заводская.

  Помню вышли мы после работы с проходной, толпой, по одному старались не ходить. С нами был парень каратист, всё приёмы свои показывал, а навстречу идёт другая толпа. Этот каратист как заяц кинулся бежать не сказав никому ни слова, мы тоже напряглись, с нами женщины были, они бы не убежали. А это оказалось были такие же как и мы напуганные работяги, которые нас боялись. И смешно и плакать хотелось.
 
    Битвы были только на площади. Между демонстрантами и силовыми структурами, ну и дружинники, которые народ изображали, по задумке властей. Им то и особо досталось-ни щитов, ни касок им не полагалось.
   
   А на улицах никого не били. В дома не врывались, детсады не громили.Это кто-то провокационные слухи распускал.

   В последующие дни комсомольские вожаки ходили с пачками фотографий, сделаными на площади, выявляли демонстрантов...

  Потом помню первый показательный суд, нас с работы отправили присутствовать.

     Судья казашка судила учительницу казашку. Та написала плакат в дни беспорядков в поддержку демонстрантов.
   Обвиняемая сидела на скамье подсудимых, растерянная, растрёпанная, раскачивалась, как в трансе и молила : "Отпустите меня к моим деткам!"  У неё дети малые были.
  За неё заступались коллеги русские, просили не осуждать  с лишением свободы, мол никогда не была националисткой, наоборот пресекала любые  проявления любого национализма, а тут не сдержалась когда увидела как молодёж зимой обливают из бранздбойтов...
Ходатайствовали...

  Приговор суда: ..."подстрекала к беспорядкам, погромам...в результате: разбито.N..витрин магазинов, сожжено .N..автомашин....8 лет строгого режима!"

                Не нужно быть пушечным мясом в чьих то играх.
                ***
   Сейчас Казахстан, по моему, образец для стран СНГ , тьфу, тьфу,тьфу три раза, по межнациональной стабильности, хотя в чём-то у нас тоже далеко не всё гладко, иногда бывает стыдно за поступки элиты общества, за неумные постановления правительства, за продажность судей, чиновников, депутатов, ментов-оборотней в погонах. Главное у нас не винят в жизненных неурядицах другие народы и нации.
          

      Напоследок стихотворение Туманбая Молдагалиева, автора гимна Казахстана, врёмен СССР, под этими словами, думаю, подпишется 99% казахстанцев:

В моей душе-и радости и грусть
В ней мир царит
И происходят войны
В моей душе
И Азия и Русь
Как сёстры
Уживаются спокойно
В моей душе есть зло
и есть добро
В ней глубоко запрятано отчаяние
В ней нужных слов храниться серебро
И золото ненужного молчания.

 фото из инета. Декабрь 1986-го

 

PS.

 Сейчас эти дни считаются у нас "праздничными" ("день независимости"!)
Тогда какой-то грустный "праздник". Выходит, что те "декабристы" были героями?
Какова их дальнейшая судьба?
 Почему замалчиваются их имена и вся правда про те события?


  А мне это больше напоминает "кровавое воскресенье" 1905 года.