Сигарета

Дмитрий Писаренко
СИГАРЕТА.


   После работы Артём вышел за порог родного НИИ и встал перед дилеммой: попить пивка или навестить друга детства. Тот сидел по соседству - в тюремной больнице. В кармане лежала единственная купюра, которой хватало только на то, чтобы вложить в паспорт и пройти на свидание. Под видом родственника. Для их южного городка это было в порядке вещей. Артём решил, что пиво не обидится и повернул к проходной больницы. Центр города был нетипичен. Главная площадь соседствовала со стадионом. И когда во время матчей местной команды судейство возмущало болельщиков, то доносившаяся с трибун нецензурная характеристика арбитра перебивала ход совещаний в Доме правительства. Неподалёку располагался цирк, у которого по вечерам собирались уличные проститутки, через улицу - Дом печати с журналистами, НИИ с научными сотрудниками и тюремная больница с арестантами.
- О, приятно видеть! - отреагировал дежурный прапорщик.
- Спасибо, а почему?
- Ты, брат один такой на сотню!
- То есть?
- Лицо у тебя интеллигентное, а такие гости у нас редкость, - он оторвал взгляд от журнала, куда переписывал паспортные данные и с удовольствием осмотрел Артёма с головы до ног+
   Приятель-арестант появился в хорошем настроении. Уселись на лавке в общей комнате свиданий.
- Ты не представляешь, как я обрадовался, когда меня на свиданку вызвали! Кроме родителей никто не навещает, а они вчера уже были, - торопливо заговорил он и достал мятую пачку отечественных сигарет с зажигалкой.
- Ты, извини, не смогу отдельную комнату оплатить, да и с собой ничего не принёс, - Артём стал оправдываться.
- А-а, - приятель махнул рукой. - Рассказывай, какие новости!
   +Сел он по глупости, хотя рано или поздно это случилось бы. Любил праздный образ жизни, косил под блатного и был разбалован шальными деньгами, которые в середине 90-ых заполучить обманным путём у наивного населения было несложно. В тот день он был выпивший и подкатил к девушке. Та не отказалась. В кафе вела себя вульгарно, он и решил: можно смело действовать. Напоследок угостил банкой пива и даже до дома проводил. А на следующий день к нему заявились оперативники. Сообщили: поступило заявление о том, что он её+ Ну, того самого. Задержали приятеля. Замаячило до семи лет. Девушка выдвинула условие - 20 000 баксов или однокомнатная квартира с мебелью в центре. Возмущённый шантажом его отец, бывший кагэбэшник, пошёл другим путём. Решил договориться с судьёй. Через адваката. Вроде, должны были дать трёшку и отпустить по амнистии, но где-то чего-то не додали и судья от обиды влепил четыре года усиленного режима. После приговора приятеля по блату перевили из ИВС в тюремную больницу+
- Это ты рассказывай, как тебе здесь с такой статьёй?
- Нормально. Блатовать, конечно, не могу, но это на воле кажется, что с ней здесь страшно. Смотрящий, когда выслушал - сказал: " Дала - отымел, и правильно сделал". Я же её не бил, она сама, добровольно... Всё как в кино получилось, на первом же свидании. Романтика... Я даже подумал: во, здорово, что такое в нашем отстойном городе возможно+ Сука-шантажистка! С ней же менты в доле были. Работала она на них. Не первый я в их конвейере. Отец всё-ё-ё пробил! А, что ребята наши? Раз с такой статьёй сижу, то себе репутацию не хотят подпортить? На свиданки не приходят, на дистанции от меня держаться?
- Да, нет+
   В раздумье Артём невольно потянулся к сигаретам и только после того, как уже закурил - пожалел. Ему показалось, что обделил заключённого друга, но своего табака у него не было. Артём сконфузился. Пока курил - казалось, что все находившиеся в комнате - арестанты, их родственники, конвоиры - осуждающе смотрят на него изподлобья. Артём почувствовал, как увлажнился лоб и руки. К лицу хлынула кровь, он несколько раз облизал губы. Хорошо, что друг болтал без остановки, делясь впечатлениями от тюремной жизни и вспоминая прошлое+
- И зачем я только попёрся пустой? - бурчал он под нос, когда вышел за КПП. - Опозорился и его подставил. Как же я так фраернулся?
  У шлагбаума из белого джипа выходила пожилая женщина с небольшим полиэтиленовым пакетом.
- А ты опять не пойдёшь? - обратилась она к сидевшему за рулём смуглому мужчине с большим перстнем.
- Что ты? - изумился тот и нервно вытащил сигарету из белоснежной пачки - Я пока мешками передачи не смогу носить, как я его повидаю? Неудобно! Что он обо мне подумает? А дела, сама знаешь, у меня сейчас не как раньше. Вот даже снова на эти пришлось перейти!
   Он потряс в руках сигаретой. После услышанного Артём нервно пнул ближайший булыжник. От досады сжимались руки и челюсти.
- Б..дь! Б..дь! Б..дь! - неустанно твердил он про себя
 + В следующий раз Артём пришёл на свидание уже как положено. С большой челночной сумкой, полной гостинцев и первым делом демонстративно подвинул её к приятелю. Но тот, не обратив на это внимание, сразу бросился обниматься.
- Ты не представляешь, что сделал для меня в прошлый раз!
- Что, что такое? - удивлялся Артём, выпутываясь из объятий.
- Помнишь, ты пришёл без ничего?!
- Конечно, мне до сих пор стыдно+
- Я тебя ещё сигаретой угостил, помнишь?
- Я её машинально сам взял, извини...
- Перестань, это ж как важно оказалось!
-?!
- Вечером меня смотрящий позвал. Авторитетный человек, ещё старой закалки. Спросил, это правда, что ко мне друг приходил без передачи и сигарету общаговскую курил? Я честно признался, что да, было дело. А он меня остальным в пример привёл, сказал - товарищ мой последние деньги отдал, чтобы друга в неволе повидать. Во, как! И добавил: у нас здесь сигарет и жратвы всегда хватало. Не это главное+