Ялынка, Ёлка, Елена Премудрая

Людмила Лунева
Пришло долгожданное воскресенье. Маленькая Лена любила этот день. Старший брат не шёл в воскресенье в школу. До обеда делал уроки и колыхал в люльке маленькую полугодовалую Светку. На улице ещё было по-летнему тепло. Ленка оделась в своё нарядное желто-зелёное платьице и превратилась в Ёлку. Так её называл папа. У них была интернациональная семья. Папа – русский, мама – украинка. Мама называла Ленку на свой лад – Ялынка, Когда Ленка вошла в возрастной период «почемучек», то она повыясняла, почему все называют её по-разному.

     Мама рассказала, что Ленка не хотела, чтобы мама называла её на украинский манер – Олэнка, и с трёх лет возмущалась:
     - Я не О! Лэнка, Я – Ленка! И тогда мама сказала, что теперь она для неё будет  Ялынка, и добавила, что по-русски это – Ёлка. И Ленка и папа были от этого в восторге. Так Ленка поочерёдно была то Ёлкой, то Ялынкой.
     Ёлка любила повторять за мамой украинские словечки, выстраивала их лесенкой и горланила:
      - Панчохи, шкарпетки, суконка, спидниця, - и тут же переводила, - чулки, носки, платье и юбка.
       Мама улыбалась, а папа выговаривал, что девочка пойдёт скоро в школу и не будет знать ни одного языка нормально. Потому что Ленка умудрялась ещё говорить и по-казахски:
– Ет – это мясо, нан – это хлеб, сют – это молоко, су – это вода.

       Ленка могла подолгу распевать слова на разных языках, и пела все эти словечки своей маленькой Светке, когда укачивала её. Подружек у Ленки поубавилось с появлением младшей сестрёнки. Свободного времени – так же. Но воскресенье (недиля – так называла его мама) – это был особенный день. Ленка поняла, что недиля, - это потому что можно ничего не делать, сокращенно – не делай, только гуляй.

      В недилю мама давала Ленке Рубль. Это была большая коричневая и хрустящая бумажка.
Ленка одевалась и торжественно шла в «волшебную лавку» – сельский магазин. Ёлка любила этот поход. Её волшебный мир находился очень близко – только надо перейти дорогу. Но Ленка шла спокойно, в предвкушении встречи с прекрасным миром. В магазине продавалось всё. Но Ёлка сразу же шла к полкам с книгами.

    Две улыбчивые феи разрешали Ёлке посмотреть новую книжку с картинками, а если не было покупателей, то читали ей новую сказку. А потом Ёлка важно покупала на свой Рубль коричневые конфетки с несколькими  жёлтыми полосками. Их получалось иногда семь, а иногда восемь штук.

     Ёлка торжественно приносила этот пакетик кофейных карамелек и отдавала старшему брату Сашеньке. Сашенька делил конфеты поровну, а если их было семь штук, то Ёлке причиталось четыре. Потом они обедали и пили чай с конфетками. Справедливая Ёлка съедала две восхитительные конфетки, потом заставляла маму закрыть глазки и вручала одну ей. А если дома был папа, то и он получал в принудительном порядке сладкую радость.

    Сегодня папы ещё не было. Он был на дальних землях – на своём огромном корабле-комбайне убирал пшеницу и должен был приехать только на следующей «недили».

    Счастливая Ёлка вошла в свою волшебную лавку. В магазине было несколько человек. И среди них – её бабушка. В прошлое воскресенье бабушка купила ей и при всех  надела в магазине белые бусы в три ряда. Ленка была счастлива, и бусы снимать не хотела даже на ночь. Она заулыбалась своей бабушке.
      Отношения с бабушкой были для Ёлки неразгаданной тайной. Пока не было маленькой Светы, они с Сашей иногда ночевали у бабушки. Дедушка рассказывал им сказку, а бабушка учила их молитве «Отченаш». Кто был Отченаш, Ёлка понимала смутно, но читать Отченаш Ёлка любила.
     А ещё она узнала от бабушки,  что есть великий Бог, который придумал людей. Сначала большого дядю, а потом из косточки дяди придумал тётю. А потом стал дарить им детей. Вот так этот всемогущий и таинственный Бог подарил трёх детей маме и папе.
      Бога Ёлка представляла с голубыми, как у папы глазами. Доброго и справедливого Бога Ёлка любила. Папа всегда отвечал на её многочисленные вопросы. Мама – не всегда. Она могла сказать Ёлке:
     -  Видчипысь вид менэ, бо ще ганчирки схлопочеш. ( Что означала – не мешай, а то ещё и стукну, что под руку попадётся, ганчирка- это тряпка). Ёлка понимала, что у мамы просто никогда нет времени. Она всё время готовила, стирала, давала кушать корове, свиньям, гусям, индюкам, собачке, кошке и у неё просто не оставалось сил для общения с Ёлкой. А иногда мама с грустью разглядывала Ёлку и говорила:
    - Ну, вылитая бабка Ляпиха. И досужая такая же. ( А это слово Ёлка совсем не понимала).

     Ёлка очень не любила, когда мама так её называла. Потому что бабка Ляпиха и была её бабушкой и папиной мамой. А её мама с опаской относилась к бабушке и часто с ней ссорилась и тогда бабушка называла её «бендеровка» и мама начинала плакать.

       У мамы были синие-синие глаза и тёмные волосы. А у папы глаза были голубые, как майское небо, а волосы, совсем желтые. Светка и Саша тоже были голубоглазые и  белоголовые. А у Ёлки глаза были  зелёные, а волосы, хоть и светлые, но не белые. Ёлка приглядывалась к бабушке и немного её побаивалась.

        У бабушки совсем не было ресниц и бровей. А у Ёлки были пушистые тёмные ресницы и чёрные, как у мамы брови. Бабушка рассказала, что ресницы, и брови у неё исчезли после какой-то болезни. И взгляд у бабушки был почти кошачий.

      Ёлка определённо, не хотела быть похожей на бабушку. Она начинала спорить с мамой и доказывать, что у неё такие же ресницы и брови, как у мамы, а волосики такие жёлтые, как у папы, и бабушка тут не причём, потому что если бог раздаёт детей, то он сам и выбирает для них  глазки, ушки, нос и цвет волос.

         Но такие разборки быстро забывались,  и сегодня счастливая Ёлка  красовалась перед бабушкой в своём желто-зелёном платье и при бусах.
        - Ленка,  что у тебя в руке?  – спросила бабушка.

    Ленка с удовольствием показала ей Рубль. И тут с бабушкой стало твориться что-то невероятное. Она вдруг забрала этот драгоценный Рубль из Ленкиной ручонки и стала кричать, что у Ленкиной  мамки за шёлковой юбкой долги телепаются, а она дала «костькиному  выплевку» или «выблювку», короче, Ленка этого слова определённо не знала, целый рубль! В довершение ко всему она резко сняла с Ленкиной шейки драгоценность и тут же поменяла на бритвенный прибор для деда.

      Две поникшие феи ничего не могли сделать для Ленки. Но Ленка и сама ещё ничего не понимала, и она стала выяснять,  -  «из какой косточки Ленку «выплюнул» бог?»

      Бабушка стала кричать, что не из косточки, а Костя – это имя. Тогда Ленка стала кричать, что бабка-ляпка-ганчирка-тряпка что-то перепутала, потому что Бог не мог её отдать, кому попало, он правильно её определил и ничего не перепутал.

      От смертельной обиды у Ленки  ручьём потекли слёзы. А её бабушка вдруг схватила Ёлку за волосы и стала больно бить, приговаривая, что научит её «почитать бабушку», на что Ленка истошно орала, что бабушка – не книжка, а читать Ленка ещё не научилась, и что обязательно обо всём узнает у папы,  как же это Бог всё так перепутал.

     Потом укусила бабушку за руку, потому что освободиться иначе у неё просто не было сил. Две онемевшие феи выскочили из-за прилавка и стали удерживать бабушку, сказав Ленке, чтобы она быстрее бежала к маме. Бабушка стала кричать, что если только Ленка расскажет папе, то у неё сразу изо рта начнут вылезать шипящие змеи.

     Ленка бежала домой, ревела, падала, вставала и снова падала. Солнце померкло, день воскресный потемнел. Она бежала целую вечность и горько рыдала.
     Мама увидела ревущую Ленку и побежала к ней навстречу.  Занесла в дом и начала припекать зелёнкой разбитые локти и коленки. Попутно пыталась выяснить, что с ней произошло. Но Ялынка только рыдала и ничего не говорила.

     Мама оставила Ёлку на попечении Саши и отправилась по её следам. Пришла из магазина поникшая и заплаканная и стала нанизывать на ниточку красные бусинки из пакетика. Ленка уже не кричала, только всхлипывала и смотрела, что делает её мама. Потом мама  надела на её шейку «червоне намисто»  (красные бусы) и сказала, что они будут её защищать от всех плохих слов.

        Причесав Ялынку, мама попросила, чтобы она ни о чём не говорила папе. Потому что бабушка – это его мама, и он не должен ссориться со своей мамой. Ялынка молчала.

    Она молчала всё время, вплоть до приезда папы. Папа приехал. Уборка урожая закончилась. Грустная Ленка даже у него ничего не стала спрашивать. Она боялась говорить и открывать рот, представляя, как из него выползет змея и укусит её папу. Фельдшер помочь ничем не мог. Ялынку увезли в районную больницу.

   Папа уехал, а молчаливая Ёлка просто лежала и смотрела то в потолок, то в окно. Она не разговаривала ни с кем из детей и не хотела есть. Её кормили насильно какие-то тёти в белых халатах.
 
    Через несколько дней пришёл очень высокий и очень белый дядя. Сказал, что его зовут Ярослав, что он будет Ленке сейчас читать сказку.  Ленка стала слушать сказку.  Сказка была длинная, и на другой вечер доктор Ярослав читал продолжение сказки. А ещё он сказал, что Лена, когда вырастет, тоже будет «премудрой». Сказка была о Василисе Премудрой, но Ленке понравилось – Елена Премудрая. Доктор Ярослав  осматривал ей  горло, и Ленка не боялась открывать рот. Но по-прежнему она не говорила.

       А еще через день Ленку и двух других девочек повели в душ. Всех троих худышек поставили в ванну и стали мыть две тёти. Вода постепенно заполняла ванну и одна девочка вдруг села в эту воду. Ленка увидела, что в ванной заплескалась длинная желтая змея и пронзительно стала кричать. Змея появилась из другой девочки, которую срочно высадили на горшок. Ленку и ещё одну девочку вытащили из  воды. Ленка истошно орала: «Змея выскочила!»
 
     Прибежал врач Ярослав, он очень обрадовался, что Ленка заговорила, и объяснил, что это у девочки вышел какой-то цепень. Заодно стал кричать на медсестер, почему это они стали мыть всех детей вместе.

    Ленка рассказала обо всех своих страхах доктору Ярославу. И ещё спросила, почему его назвали оврагом. Ярослав рассказал, что  Ярило – это солнце. А его имя  означает – слава Солнцу. Ленке очень понравилось это имя.
 
      Папа забрал Ленку домой. Она перестала задавать бесконечные вопросы и сказала папе, что доктор Солнце подарил ей книжку о Василисе Премудрой и что она сама будет Еленой Премудрой и в книгах найдёт ответы на все вопросы.