Рай и создание первых людей

Михаил Пушкарский
7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
8. И насадил Господь Бог в рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал.
9. И произрастил Господь Бог всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни по среди рая, и дерево познания добра и зла.
10. Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделилась на четыре реки.
11. Имя одной Фесон: она обтекает всю землю Хавила; ту, где золото.
12. И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
14. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Ефрат.
15. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть;
17. А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь.
18. И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым; но для человека не нашлось подобного ему.

Создав земного человека, Господь «вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою».
Поскольку человек дышит через нос, то и «вдунул Господь дыхание в лице его» - вот так просто и образно!
Но это не всё – мы уже знаем, что образы в «Бытие» подобраны ёмко и многогранно.
«Лицо человеческое» символизирует уже высший уровень жизни: разумный и в свете самосознания.
Человек не просто умное существо – ощущение внутренней экзистенции, аутентичность, совесть, открытость миру, поиск высшего смысла, возможность познавать Бога, возводит человека в высшее бытие.
Когда Иисус по воскресении Своём явился ученикам, он дунул и сказал: примите Духа Святого. Тем самым Он символизировал вдохновение уже Божественной жизни новую веху творения, повторив, как дунул Духа Отец в лице Адама.

Высший смысл человеческой жизни, раскрывается в божественном промысле, в отношениях Бога и человека, в принципе синергии.
Господь, сотворив рай и райский сад, поручает человеку возделывать и хранить его.
Само описание райского места (география древних восточных цивилизаций в авторстве Моисея) настолько изобилует жизнью, красотою и богатством… - чтобы был явлен образ совершенства.
А призыв «возделывать сад» (2:15) и «не вкушать от древа добра и зла» (2:16) – это призыв соответствовать этой совершенной жизни.

И далее в Быт.2:18 упоминается ещё об одной  необходимости и благе для человека - о создании для него помощника, подобного ему. Но здесь же, сразу в 2:19 автор оговаривает и напоминает, что все животные и птицы, которых Господь образовал и привёл к человеку, служили человеку и получали от человека имена по видовым признакам и индивидуально.
Во всём этом возвеличил Господь человека, но такое бытие не достаточно совершенно, как жизнь человека «с подобным себе помощником».

21. И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию.
22. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку.

Потому что мужчина является более сильным полом и лидером, и автором Бытие не случайно является тоже мужчина, поэтому пишется, что жена от мужа.
В древности люди уже имели представление о связи анестезии с крепким сном. Поэтому в сотворении жены от мужа применяется этот образ.
Господь, проявляя свои сверхъестественные способности, проводит операцию, чудотворным образом создаёт жену по эталону ребра взятого у мужа, и не оставляя раны, искусно закрывает то место плотью...
Невозможно описать и понять «науку творения» Господа Бога. Но наблюдая Его произведения, можно не сомневаться, что Ева могла быть сотворена так, как написано в Бытие. Во всяком случае, сам этот образ достаточен и лучший для откровения.

23. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа.

Адам оценил этот шедевр творения – женщину.

24. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

Это благословение даёт Господь в раю (вместе с той анатомией и физиологией, в которой были сотворены муж и жена). Естественно, тут речь идёт об обычном супружеском браке. И об обычном отце и матери.
На это место в Св.Писании, давая заповедь о браке, ссылался Господь Иисус: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

25. И были оба наги Адам и жена его и не стыдились»

На этом заканчивается описание той райской совершенной жизни и описание тех людей, которые, ещё не познав зла и не начав жить по плоти, были благословлены жить в раю. Ибо рай это не только «райские места» но и состояние души.