Древо жизни и древо познания

текст из "Книга Бытие - сотворение человека"

Исследуя Книгу Бытие, стоит обратить внимание на то, что основными образами и материалом, используемом автором "Бытие", остаются обычная земная природа, обыкновенный человек, обычные процессы произрастания растений, процессы происхождения и размножения животных, необходимая природа питания и другое. Потому, что само бытие – это Свет Божий. И книга Бытие сама является духовным истолкованием бытия – это духовное откровение,  повествующее о Творце. Всё в бытие свидетельствует о Творце: и небо, и земля, и солнце, и звёзды, и растения, и животные, и жена, созданная для мужа, и уста младенцев воздают хвалу Господу Богу. Но не всё в жизни человека так чудесно и благостно. Жизнь человеческая знает и боль, и скорбь, и зло, и смерть. Как же на это смотрит духовная мудрость? Какой ответ даёт нам божественное откровение книги Бытие?

Начинается 2ая глава с описания Божьих благословений. Бог поселяет человека в рай. В общем, жизнь в раю описывается как самая красивая и благая жизнь на земле, которую может себе представить человеческое воображение. Кроме того, жизнь в раю – это жизнь с Богом. Но в раю мы находим два необычных дерева: «дерево жизни» и « дерево познания добра и зла». По контексту плод «дерева жизни» позволяет обрести вечную жизнь, а «дерево познания добра и зла» - дерево смерти. Чем же познание добра и зла связано со смертью? Вот здесь и необходимо понять психологию и философию автора, чтобы «разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их». Дело в том, что жизнь, в которой имеет место зло – жизнь несовершенная и вечной она быть не может. Ну как можно допустить, что бы существо «вкусившее зло» пребывало вовек и препятствовало своим несовершенством совершенному замыслу Творца?! Вместе с тем древний автор причисляет все скорби человеческие и проклятия из 3ей главы Бытие к этой же несовершенной и смертной жизни (и снова – жизни, в которой зло). Вместе с тем, данный уровень жизни, написано, включает в себя «познание добра». Здесь констатируется о знании человеком нравственного закона. И кроме того, « древо познания» символизирует самосознание человека и знание о своей смертности. И более, на этом уровне жизни, через познание добра и зла, человек способен знать, что есть Бог, Который имеет вечную жизнь (по качеству – жизнь полноты и совершенства). Дело в том, что вся мифология политеизма уже отражает ощущение сопричастности человека к божественному миру. И то же самое сознание открывает единого Бога в монотеизме. Ап. Павел, однажды проходя и рассматривая святыни древних греков, нашёл жертвенник, на котором написано «неведомому Богу».
Когда змей говорил Адаму и Еве, что «вы будете как боги» и после у них на самом деле открылись глаза и они увидели, что наги, то действительно их можно уже считать богами с маленькой буквы потому, что на самом деле стали «знающими добро и зло». Об этом же говорит Господь Бог: «вот Адам стал как один из Нас, знающий добро и зло». Данная мысль древнего автора здесь совпадает с философией экзистенциализма: человек должен быть ответственен за свою свободу. Человек разумный уже «богоподобен», он « должен оставить мать и отца» что бы быть самостоятельным. Взгляд древнего автора на Бога – это заботливый отец, с которым в «отчем доме» - в раю нет никаких проблем и нет «головных болей» («были наги и не стыдились»). Но «дети» захотели стать взрослыми… тогда «будьте добры – будьте готовы отвечать за все вытекающие последствия». Поэтому, не смотря на столь строгий приговор, Господь продолжает оказывать помощь, например, «одевая первых людей в кожаные одежды». Но от древа жизни пришлось Адама всё же отлучить поскольку тот искусился самонадеянностью, сам преступил заповедь Отца (отошёл от Бога) и допустил зло.
Так что, книга Бытие совсем не показывает, что Бог якобы «скрывал знание» от человека или сам спровоцировал зло или там дело в том «вкусил - не вкусил». Смысл в том, что 1 - человек на данный момент ещё далёк до совершенства. 2 – он находится в развитии (в Быт.8:21 Господь говорит, что не будет больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его). 3 – имея разум, человек всё же подобно Господу способен различать добро и зло, способен знать, что есть Бог, Который имеет вечную жизнь (жизнь полноты и совершенства). 4 – жизнь по плоти есть смерть («ибо прах ты – в прах и возвратишься»), поэтому человеку необходимо со всею серьёзностью увидеть своё «смертное» положение дел, и увидеть тот шанс на божественную жизнь в свете откровения «райского сада». И как говорил Апостол Павел: «всех Он произвёл от одной крови, распространил по лицу земли, поставил определённые пределы… чтобы все искали Бога"!
Очень ясно толкует Апостол Павел «об Адаме первом и втором» в 1е Кор.15:43-53.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.