Переселенцы в Сибири, продолжение романа А. П

Аркадий Польшаков
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ В СИБИРИ

(Продолжение романа Аркадия Польшакова "Письмо-лыст запорожцев императрице Екатерине 11")

Переселенцы на границе краины (картина Сергея Иванова)

«Переселенцы, переселенцы,
Они почти, как отщепенцы,
Горька, трудна всегда их доля,
Всего дороже была им воля!..»

                А сейчас мы на время перенесемся в Сибирь, чтобы подступиться к главной теме нашего романа, обозначенной в заглавии его.
                Настоящее повествования мы начнем с описания богатого и неповторимого по красоте своей края, который в разные столетия, в разных  мирах назывался  по-разному, одни называли его Каторгой или Тюрьмой народов, другие - Медвежий угол, третьи - Сибирью (Сипирью).  При этом под этим названием в рассматриваемом  мире подразумевалась громадная территория, простирающаяся от Уральских гор до сопок Магадана, где сохранились глубокие чистые озёра, огромные неприступные скалы и темный таинственный лес, который зовется сибирской  тайгой.
                Сибирь удивляет и покоряет человека своим  многообразием, непохожестью на другие места Земли.
                Здесь во многих диких, необжитых местах осталась почти нетронутая человеком девственная природа. Суровые условия, большие перепады температур, труднодоступная местность и огромные безлюдные пространства отпугивают людей. Порой до ближайшего посёлка здесь может быть до нескольких сотен километров. И попав сюда, ты остаешься один на один с матушкой природой, существовавшей в своем неизменном величье тысячи лет. И наш далекий предок, древний человек видел то же, что видишь ты, ходил по тем же камням, пил из тех же озёр, собирал кедровые шишки, ловил рыбу, охотился на диких зверей, которые водились и водятся здесь в достаточном изобилии.
                Некоторые историки с юморов утверждают, что именно отсюда, а не из Африки или Америки пошла цивилизация.
                Суровость этого края, его безлюдность издавна использовалась властями империи для ссылки сюда тысячи и тысячи разного рода революционеров, преступников, диссидентов, философов, ученых,  опасных конкурентов и претендентов на власть и прочих неугодных людей, которые пожив здесь, в европейскую  часть империи порой уже никогда не возвращались.
                Здесь в Сибири на этот счет родилась народная шутка, говорят, что в  центральноафриканских  джунглях (Мазамбико-Папуа) существует  среди аборигенов жёсткий   закон: самого слабого и глупого охотника на крокодилов и гиппопотамов отправляют учиться  в лучшие университеты и военные академии столицы России (г. Москву), набираться уму разуму…
                А в Москве существует обратный не менее жёсткий «Кремлевский закон»: самых умных и умелых посылают к чукчам на Колыму или Чукотку набираться «уму-разуму»…
Впрочем, где наша «раша» только не пропадала? Наша «раша» пропадала везде!

                Но, друзья, была и есть другая Сибирь, которая стала родным домом для многих людей разной национальности, которые полюбили этот край и много сделали для его развития и процветания. Сейчас все они называются значимым, ёмким именем - СИБИРЯКИ.
                Сибирская  таёжная глубинка хранит в себе много тайн и загадок. Так приоткроем хотя бы несколько из них…

                В предисловии было уже отмечено, Сибирь хранит много тайн и удивительных историй.
Мы открыли для себя еще одну занимательную историю о первых переселенцев в Сибирь - запорожских казаках, выходцев из вольной Запорожской Сечи. Далекие праправнуки их давно и не по своей воле, а воле немки императрицы стали старожилами Сибири. Им еще не раз пришлось принимать здесь на заснеженных просторах переселенцев, выходцев из далекой полузабытой родины, с берегов Днепра.
За столетия многие семьи изменили свою звучную фамилию, и даже национальность, стали в паспортах писаться русскими, имея, более древние украинские корни, тянущиеся со времен Киевской Руси - матери все славянских племен и народов, в том числе и русского.
                Многие подзабыли родной язык, и только своеобразный смешанный говор выдавал их национальную принадлежность.
                Произошло смешение обычаев, обрядов, но песни и танцы сохранились, их поют и танцуют все сибиряки.
Впрочем, как энтропия стремится выровняться по всему космосу, так и народы земли через тысячу или более лет смешаются и выйдут в далекий космос под одной национальной принадлежностью - земляне. С одним земным смешанным языком.
                Кстати многонациональная Сибирь сейчас очень напоминает козацкую вольницу - Запорожскую Сечь. Там, как и в Запорожской Сечи собрался по различным причинам свободолюбивый разношерстный многонациональный народ, с различным уровнем интеллекта (образования) и своеобразным говором.
                Известно, что в Сечи были, как монахи и миссионеры из Греции и других просвещенных стран, обладавшими обширными на то время знаниями, так и безграмотные холопы бежавшие сюда от притеснения своих алчных хозяев.
                Демократия в Сибири была, как и в свободной Сечи, почти полная. Как говорят сибиряки: здесь везде "хозяин тайга". Ушел в тайгу, она тебе власть, подруга и мачеха. Здесь всё и даже твоя жизнь во многом зависит от тебя самого.
                Сюда в Сибирь в разное время и по разным причинам пришла и еще придет не одна волна переселенцев из разных земель, в том числе и "киеворусов". Плохо, что некоторые из московских правителей до сих пор не понимают, что они пуповиной связаны с этой древней страной и много ей обязаны, поскольку именно оттуда пошла Русь. И именно Киев является прародителем городов не только русских, но и большинства славянских. В связи с этим корней своих славянам забывать нельзя.
Жаль, что вместо того чтобы объединятся, кремлевские недалекие вожди давят и травят славянские народы, пытаясь закабалить их вновь и вновь. Забывают общую историю, Бояна бо - вещего, "Слово о полку Игореве" и то о чем призывал славян наш далекий предок летописец из "киеворусов".
                Плохо, когда история древних славянских народов ничего наших президентов не учит, как были корыстными себялюбцами и неучами, так и остались.
Забыли, о чем гуторил древний Боян бо - Вещий и наш современник поэт Орган - печальный: "Беды все случаются от худых вождей"…
               Напомним их святое вещевание:

"Нелепо ли ни бяшет, братие, начати,
(Не пристало бы нам, братья, начать)
Старые словесы про земли киеворуськие,
Деяния старины былинные.

Пора воспеть про наши беды,
Как жили в древности отцы и деды.
Пусть мысли растекаются по чреву,
Как соки живительные по Древу (Древо жизни).
Поскачут в поле, как серые волки,
Запрыгнув диким лошадям на холки,
Или взметнутся в облака орлами,
Чтобы даль открылась пред глазами.
Внимайте же, друзья, сказу Органа,
Чьи помыслы чисты и без дурмана.
                * * *
Боян бо - вещий,
когда кому хотел песнь творити,
То витал думами в дубравушках,
(увы, людьми давно вырубленными)
скакал волком по земле нашей,
взлетал сизим орлом под облаки,
Вспоминал тяжбу первых усобиц
Между князьями киеворуськими.

Выпускал тогда 10 соколов
на стадо белых лебедей;
какого лебедя настигал,
с того, спив и начинал:
Славил Ярослава Мудрого,
храброго Мстислава,
который одолел Редедю
перед полками касозькими,
хвалил Романа Святославича…
Призывал он вождей к единению,
В этом видел путь к победе, к спасению.
Говорил: - В сплочении наша сила,
Она всегда к победе приводила,
Когда ж мы, братья, были врозь,
Тогда нас били в гриву, в кость.
Как худо голове без крепких плеч,
Так и телу без нее - ни встать, ни лечь.
Раздоры алчных и тупых вождей,
Бездарных, мелочных князей
Стране, народам боком выходили
И рабство, нищету нам приносили.

О, киеворусы, братья славяне!
Во славу вас бил колокол Бояна,
Он призывал всех нас без лишних слов,
Провозгласить наш славный клич:
За Русь! За Веру! За Любовь!..

                Орган - поэт сказитель нынешний, возложив персты на звонкие струны душевные, собрав морщины на челе, задумался, собираясь  с мыслями. Но вот его мысли, как персты-соколы "Бояна бо - Вещего", взметнулись вверх и понеслись в необъятную даль поднебесья, за белыми лебедями и лебеди - звонкие струны заголосили, запели, зазвенели:

"Нелепо ли нам щи лаптями хлебать, братие,
повторяя ошибки старые,
древних повестей былин наших,
былин грустных - "киеворуських".

Я не "Боян бо - вещий", певец народный,
а лишь "Орган - печальный", поэт вольный,
толмачу мыслию, надеюсь не по "дереву",
а по извилинам вашим, чур, не дубовым.

Много лет я прожил, много повидал миров,
И больших, и малых стран и городов.
Белым вальсом кружит снежный хоровод
И тоской зеленой за душу берет.
По глуши таежной вот бы погулять -
Как Ермак, в Сибири, счастье поискать.
Слезы Ярославны ветром утереть,
Облаком белесым Землю облететь.
С князем да Олегом, по Днепру проплыть.
Гой-да, свет Владимиром на пиру попить.
Но пора поведать братья вы мои,
Кто разрушил дом наш и мечты твои...
                * * *
Начнем же, братцы, повесть эту
не по страницам старины глубокой,
от старого Владимира до Игоря плененного,
а по колдобинам кремлевским бездарным и глупым.

Друзья, когда над нами буря заходила,
Туда и мысль моя меня переносила
Средь суеты, тревог, волнений.
Не мог я не радеть за судьбы поколений.

Всегда в лихие времена горе горькое не спит,
Оно по свету рыщет, беду нам кличет, ищет.
И как стрелою ранит детский крик,
Так скоро по земле худая весть летит.

Завидуя стране нашей прекрасной,
На нас пошли враги "клюкой негласной".
О, Русь поднебесная! Ты стонала навзрыд,
Как пленная женщина, от стыда и обид.
Спад вихрем носился на черном коне,
Поселки в упадке, крестьяне в беде
И подлинно, Русь не видали такой -
Вожди подалися к янкам  гурьбой.
                * * *
О, Бояне, соловей стараго времени!
В который раз земля древних Русов
Безмозглыми мозгами правителей
на собственные грабли наступает!
Опять "раздрай" между "князьями" пошел.
Опять у холопов чубы трещат,
а зубы хоть на елку вешай,
да голышом пляши и "радуйся".
                * * *
Славяне! Где ваших предков дух, где сила?
Аль жизнь ваших детей и жен не мила!
Артелью единой надо строить и жить,
Врагов же бояться - на свете не жить.
Волхвы в том пророчестве были правы,
По солнцу и звездам гадали они.
В тот век неспокойный негласной войны
Наглели безумные власти чины…

Здесь, очевидно, не стоит приводить весь текст "Слова" (ищите его в Интернете) вернемся к нашему повествованию.
                * * *
                Обоз из нескольких десятков подвод и возов вынужденных переселенцев из Запорожья, которых по приказу немки-императрицы выслали в Сибирь, медленно продвигался через кустарник вдоль левого берега, стремясь найти брод, чтобы перебраться на другой берег этой холодной сибирской реки.
В первой телеге с небольшим хозяйским скарбом ехала семья гайдамака Ивана Найды, во второй - козака Омельяна Нечипайзглузду (Не трогай сдуру - рус. яз), любимца силача всей Запорожской Сечи, в третьей - куренного отамана Грыцька Тарана, далее - козака Многогрешного. За ними ехали остальные переселенцы…
На возу у Ивана Найды размещалась его жинка (жена - укр.яз.) - Параска, дочка Галя и примак Сашко.
                Дочка Галя была гарной дивчиною. Это была веселая, озорная девушка с красивыми карими очами и длинной девичьей косой.
                Сашку было лет 13-14, он был приймак-сирота, кто его батьки никто не знал. Иван Найда подобрал хлопца в дозоре, на реке Айдар вблизи  миста Старобельска на кордоне Сечи.
Хлопец был рыжий-прирыжий да еще в крапинку, как будто загорал на "югах" через ситечко.
                Сзади их воза была привязана корова и молодой жеребец по кличке Сокол.
Семейство отамана Тарана-Крымського, которого казаки выбрали своим атаманом в изгнании, было более многочисленным. На возу кроме женки Авдотки ехало три сына. Старший Тарас был здоровенным моторным хлопцем, который уже заглядывался на Галю. Средний Иван Таран был под стать старшему брату, но моложе и несколько худее. Младший - Емельян был больше похож на маму, такой же спокойный и рассудительный.
На возу Нечипайзглузду сидела жена Фрося и дочка Рая. Бог кроме одной дочки этому запорожскому богатырю сыновей не дал. Рая была уменьшенной копией отца. Это была по сравнению с другими девушками её возраста довольно крупная девица с крутым, как у батька, норовистым характером.
Замыкал обоз старый гайдамак Сивоконь, за телегой которого шел табун лошадей, который он «позаимствовал» у местного воеводы.
                Отыскав брод, казаки стали переправляться на крутой правый берег реки. Переправа заняла почти пол дня. Когда казаки поднялись на возвышенность, то перед ними открылся чудесный вид на блестящую убегающую на север змейкой реку и окрестные лесные в основном березовые колки из танцующих берез, которые были разбросанные вокруг.
Увидев эту молчаливую красоту, дочка Найды соскочила с воза и, обращаясь к отцу, восторженно воскликнула:
- Тату (папа), глянь на ричку (речку). Як тут гарно (хорошо)!
                Посмотрев в указанном направлении, батько сказав:
- Тут не погано, но значнише краще у нас на батькивщини. Як кажуть кобзари:
"Е богато краин (стран) на земли,
в них озера, рички и долины,
Е краины велики й мали,
та найкращя завжды Батькивщина…"

                Ты небачила доню усих красот ридного краю: Днипра широкого як море, днипровських круч та бурлящих порогив, Черного моря, сынёго Буга, миста Киева, вишнево-яблунего Подилья, Карпат, наших гаив, левад, та баготьох иньших чаривных мист Батькивщины.
- Ой, яки тут чаривни ромашки! - восхищенно воскликнула девушка.
Все поле перед лесом было усыпано цветами (квитамы - укр. мова). Посмотрев всю эту красоту, отец Гали сумрачно промолвил:
- Покы сонце грие, може й гарно тут, ну а як вдарять морозы, и полетять били комахы (снег) то не знаю…
                И он как бы продолжая вышесказанное, продекламировал строчки из "попереднего вирша":
"…Е багато квиток (цветов) запашных,
 кожна квитка красу свою мае,
Та найкращи завжды помиж ных,
ти що квитнуть (цветут) в ридному краю…".

                Проехав еще немного вперед, по предложению отамана у близлежащего леса обоз остановился на длительную стоянку.
                Козаки расставили возы та брички защитным козацким квадратом, в середине которого, собрали наметы (шатры), где расположились они со своими домочадцами. Посредине круга зажгли вогныще (костер). Выставили дозорных.
                Женщины быстро достали котлы, казанки, посуду для еды и питья, и припасенные продукты. Потом они наносили из родника воду. Казаки собрали и привезли из лесу кучу хворосту и стволов сухих берез и сосен.
                Приятно запахло вареным мясом. Женщины варили в котлах еду с традиционными южными приправами, в виде благородного лавра, черного перца и цибули (лука).
Потом все гуртом переселенцы сели ужинать (вечеряты).
 

                Рис. Украинский «хліб-сіль» на вышитом узорами рушнике

                Мужчины козаки, как водится, выпили по чарке горилки и "пишлы-поехали" между ними разные разговоры, рассказывались байки, пелись песни, потом пошли танцы. Танцевали козаки с козачками гопака с лихим козацким переплясом и пересвистом.
                В таежной сибирской глухомани звучали песни:

" Розпрягайте, хлопци кони
Та лягайте спочивать,
А я пиду в сад зеленый,
В сад крыныченьку копать.

Копав, копав крыныченьку
У вишневому саду…
Чи не выйде дивчинонька
Рано-вранци по воду?

Выйшла, выйшла дивчинонька
В сад вишневый воду брать,
А за нею козаченько
Веде коня напувать.

Просыв, просив ведеречка –
Вона йому не дала.
Дарыв, дарыв з рукы перстень –
Вона його не взяла.

Знаю, знаю, дивчынонька
Чым я тебе розгнивыв:
Що я вчора извечора
Из другою говорыв.

Вона ростом невелычка,
Ще й литамы молода,
Руса коса до пояса,
В коси стричка голуба…

                При этом звучал всем известный, зовущий в лихой козацкий перепляс, приспив (припев):
 "Маруся раз, два, три,
 калына, чорнявая дивчына,
в саду ягоду рвала…".

Или:
"Цап (козел) меле, цап меле,
Коза пидсыпае.
Цап меле, цап меле,
Коза пидсыпае.
Козаченько в темном гаю,
Кралю пиджидае…

Припев:
Сам пью,
Сам гуляю,
Сам стелюся,
Сам лягаю…
Э-э-х!
Сам пью,
Сам гуляю,
Сам стелюся,
Сам лягаю…
(Повторить 7 раз без передыха)

Цап меле, цап меле,
Коза пидсыпае.
Цап меле, цап меле,
Коза пидсыпае.
Козаченько в гаю Галю
Нижно обнимае…
(Повтор…)

Концовка:
… Козаченько хутко з гаю
Без штанив тикае.
(Припев)

                Часто под эту веселую озорную песню выходили в круг Задэрыхвист и Нечипайзглузду и на пару так отплясывали, такие коленки и выкрутасы вытворяли, что все покатывались со смеху.
                Такому успеху у зрителей способствовала не только артистизм этих казаков, но и большая разница их в росте и весе.
                Задэрыхвист был маленьким да удаленьким козаком, с черными, как смоль длинными усами и таким же оселедцем на голове, поэтому его так необычно и прозвали козаки Сечи.
Он любил повыпендриваться, позадираться, а Нечипайзглузду выглядел против него настоящим Черноморцем былинным богатырем, этаким здоровенным слоном, у которого под ногами путается маленькая моська…
                Устав от танцев козаки разбившись на группы.

 

                Рис. Казак и казачка

                Стали между собой беседовать о наболевшем в душе. Они  вспоминали о покинутой родной земле, о коварстве московитов с их немкой императрицей, о погибших в схватках козаках.
                Потом женщины разошлись по своим семейным делам, а мужики всё сидели и сидели, увлекшись разговорами о былом, о том как они задали перцу османам, когда те пытались на Рождество захватить Запорожскую Сечь. Как они гнали остатки разбитых орд басурманов, аж до Перекопа, как потом в ответ на угрозы султана, они написали ему свой "гуморной лист" - юморное письмо.
                Кстати, некоторые из таких документов сохранилось и дошло до нас, ниже мы приведем их текст.
                Видным рассказчиком среди них выделялся козак Многогрешный, он много знал рассказов, забавных историй, баек и смешных небылиц.
                Вокруг него всегда собирались козаки, послушать его рассказы и байки.
                Вот и сейчас у его воза собрались козаки.
                Они слушали славную историю о том, как запорожские козаки в Сечи дали по мордам османам янычарам и нукерам крымского хана.
                Послушаем и мы с вами эту поучительную историю...

Продолжение следует...

==================================

    Остросюжетные и юмористические книги, сборники стихов АркПоля можно заказать в Канаде - Welcome to Lulu  !  https://www.lulu.com/    Questions About Placing a Bulk Order? 
Call 919-447-3244  через Интернет: 

1.Сборник любовной лирики -
2.Поэзия космоса -
3.Роман "Кошевой атаман" -
4.Роман "Воскрешение" -
5.Повесть "Исполины" - 
6.Сборник юмористических рассказов -
7.Новейший Завет -
8.Книга стихов  "СТРАНА ПОЭТОВ":

9.Повесть "ПАДЕНИЕ БЕЛОГО  ДОМА":


Купив книги вы поможете волонтерам оказать помощь многим обездоленным людям!


===========================