Судебная ошибка

Виктор Свиридов
      Лето 1957 года. Пионерский лагерь «Фалдино» в тульской области, (не очень далеко от Ясной Поляны Л.Н.Толстого).
Это был мой последний пионерский лагерь в череде лагерных лет с 1950 по 1957 год (за исключением 1954 года). Надо сказать, что практически никаких отрицательных эмоций мои пионерские лагеря в моей памяти не оставили.  Наши вожатые и педагоги были в меру строги, в меру гуманны. Знаменитые «линейки» с утренним подъёмом и вечерним  спуском флага были не слишком утомительны. Порой было голодновато… Ну так детям на воздухе всегда хочется жрать… особенно если ты не дома, где всегда можно поживиться кусочком хлеба (а то и с чем-нибудь…)
    А в Фалдино, где обосновался наш Интинский пионерлаг, были добрые повара. Мы ходили к ним на кухню, и они давали нам погрызть кости (из которых варился суп на обед).
    С костей, конечно, было срезано мясо, которое подавалось на второе либо в виде кусочка (с картошкой), либо провёрнутое через мясорубку (с макаронами). Последнее блюдо носило заманчивое название «Макароны по-флотски».
     А горячие, только что из бульона, кости с остатками хрящей –были очень вкусны, тем более, что и хлеба можно было брать у поваров без ограничения, и зелёного лука с солью было вдоволь!
Ещё раз подтверждаю, что порядки в п.л. Фалдино были весьма демократичными. Выездами на колхозные поля нас не очень обременяли: не более раза в неделю (от завтрака до обеда) мы пропалывали кукурузу, ростки которой едва достигали величины детской ладошки. Большинство из нас никогда не видели настоящие стебли кукурузы, поэтому и вопросов на эту тему не возникало.

       В моих пионерских лагерях 55 – 57 гг. была возможность почти без ограничения заниматься спортивными играми, особенно футболом. А в Фалдино даже настоящие бутсы и форму  выдавали членам сборной команды лагеря, коими являлись «старшеотрядники», т.е. мы. Представляете, как наша команда гордилась своей формой!
Мы регулярно тренировались, играя между сбой, а также пару раз в неделю встречались с командой соседнего пионерского лагеря. Эти встречи вызывали немыслимый ажиотаж. Болельщиков с обеих сторон было достаточно, включая вожатых и начальников лагерей.. Чтобы подогреть спортивный дух наш начлаг каждый раз объявлял, что в случае победы нашей команды он разрешит после ужина ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ вечерние танцы.

      О, эти танцы… для тринадцати, четырнадцатилетних мальчиков и девочек эти танцы были запредельным удовольствием. Да и младшие ребята тоже толклись на танцах с не меньшим удовольствием. Обычно танцы бывали по субботам, но частенько разрешались и по будням, как приз за футбольную победу. Представляете, как жаждали победы мы и наши болельщики… Кстати, основными участниками танцев были наши пионервожатые, эти очень молодые люди семнадцати-девятнадцати лет…

     Но вот танцы разрешены! Все с нетерпением ждали, когда на окно директорского домика будет выставлен радиоприёмник «Мир» с радиолой, и кто-нибудь из старших ребят начнёт крутить пластинки… «Албанское танго», «Джозеф», «Тиха вода», «Пять минут», «Таня-Танечка»… и далее по списку того времени.  Редко, кто из мальчишек осмеливался пригласить девочку, ведь танцевать никто толком не умел. В нашем отряде только Аркадий Фролов оказался на высоте!
    Тем не менее однополые пары с удовольствием топтались под музыку… Чуть позже несколько пацанов (и я тоже) взяли уроки у Аркадия и, с грехом пополам, научились под «раз-два-три» как-то двигать ногами. Даже девчонок стали приглашать!
     Сколько удовольствия доставляли ребятам эти вечерние увеселения. Но… бывало, нас лишали танцев за мелкие провинности (вроде плохо выполненных сельхоз работ, или нарушения дисциплины). Ну, а наш футбольный проигрыш лишал весь лагерь внеочередного музыкального удовольствия. Такими были правила игры с нашим руководством.

    Мальчишки, в основном любят гонять мяч и забивать голы, а стоять на  воротах любят немногие. И я не исключение. Однако в команде должен быть вратарь. Это понимали все. И мы решили, что на воротах будем стоять по очереди. Даже признанный капитан нашей сборной Володя Лыков согласился стоять в очередь. Однако кто же будет голы забивать? И Володю освободили от вратарской повинности.  А у меня вдруг проявились вратарские способности. Надо сказать, что ещё в самую раннюю футбольную свою пору я во дворе привлекался старшими мальчишками в качестве вратаря. И тогда, стараясь заслужить доверие и одобрение старших, смело бросался под ноги нападающих и буквально снимал мяч с ноги. Это длилось до тех пор, пока Мишка Эрман  не врубил мне ногой по зубам, сломав наполовину два передних зуба… С тех пор я старался не становиться в ворота. А тут вот пришлось снова. Мои способности были замечены и оценены. Меня стали упрашивать, не стесняясь льстили… и я стал всё чаще вставать на ворота.

     Итак, очередной матч с соседним лагерем. Матч, где на кону вечерние танцы. Болельщиков тьма. Особенно волнуются девочки из нашего и других отрядов. Я – вратарь. Игра шла ровно, долго не открывался счёт. Игру судил наш физрук и тренер Бобковский. Он не хотел, чтобы его заподозрили в снисхождении к «своим», поэтому судил нашу команду более строго, чем противника. То лишний штрафной нам назначит, то «не заметит» нарушения правил игроками другого лагеря.
      Я несколько раз очень эффектно спас ворота, кинувшись под ноги прорвавшемуся к моим воротам форварду противника.  Заслужил аплодисменты болельщиков и возгордился…
      Но вот очередной раз «вражеский» форвард издали пнул мячик в сторону моих ворот. Мяч еле-еле катился, причём явно мимо ворот. Я спокойно стоял рядом со штангой и лишь презрительно проводил мяч взглядом, когда он прокатился рядом со штангой с внешней стороны ворот. После этого я снял кепку и сделал стилизованный реверанс в адрес промахнувшегося форварда…
И тут… Свисток судьи, гол зафиксирован! (Сеток на воротах не было, а сбоку судье могло показаться, что мяч прошёл в ворота…)
Какая несправедливость! Судья явно ошибся! Споры до хрипоты ни к чему не привели… Обида душила меня, слёзы сами лились из глаз… Я психанул и, бросив ворота, ушёл с игры, не смотря на уговоры…
Мы проиграли… другой вратарь пропустил ещё два мяча. Три два в пользу противника. Танцы не состоялись…

     Как ни странно, но товарищи по команде (и болельщики) на меня не обиделись. Утешали позже: «Ну, подумаешь, судья ошибся… Судья тоже имеет право на ошибку!»
     Эх, если бы такие ошибки были только на футбольном поле…

     Этот крошечный эпизод оставил, пожалуй, единственную отрицательную эмоцию от моей многолетней пионер-лагерной эпопеи. Может быть были и другие царапины, но они стёрлись из памяти.
      Вот тогда я первый раз понял, что в жизни существуют  судебные ошибки, и ту первую судейскую ошибку забыть не могу до сих пор.
     А ещё я понял, что бросать ворота нельзя даже из-за судебных ошибок...

На фото:
 в пионерлагере Фалдино, 1957 год.