Глава 6 Родила царица в ночь

Сергей Шалинский
Что вы знаете о родах, кроме того, что это свойственно женщинам? Могу поспорить, что вы не читали всех историй на эту тему. Вот некоторые  из них…

         В 1983 году, по окончании четвёртого курса Alma mater, деканат дал нам список больниц, в которых можно было пройти трёхнедельную акушерскую практику. Мне хотелось применить на практике приобретённые теоретические навыки и хотя бы чему-нибудь научиться за эти три недели. Из практических соображений  местом практики выбрал город Заринск известный в Западной Сибири градообразующим предприятием «Коксохим». В своё время, по путёвкам комсомола, на стройку города и  комбината приехали комсомольцы. Впоследствии они составили основной костяк работников предприятия. Где много молодёжи, там много беременных и родов. Итак, решено.
        Поехал в Заринск. По приезду поселился в общежитии. Утром пошёл в роддом. Встретился с заведующей и согласовал с нею порядок прохождения практики.
        Потекли трудовые будни. Первую неделю работал в приёмной роддома дежурным акушером.  Регистрировал рожениц, проводил первичное обследование, санитарную обработку, выдавал больничную одежду и отправлял в отделение.
Пятниц, вечер… Подошла к концу первая неделя практики. Вместе с заведующей принимаем последнюю женщину... При обследовании я выслушал сердцебиение плода и определил головное  предлежание. Врач, провела обследование и сказала, что я ошибся с предлежанием. Ну что же, с кем не бывает. На лифте доставил роженицу на второй этаж, и оставил в предродовой палате. Сам же заступил на ночное дежурство. В родильном отделении у меня была несколько иная работа: надо было контролировать поведение роженицы, частоту схваток, успокаивать, вытаскивать из-под кроватей и многое другое. И эта ночь обещала была самой обыкновенной. Правда, пришлось повозиться с одной первородящей: во время схваток она залезла под кровать, а когда вытащил её, она засунула голову в кроватную спинку. Как удалось ей это сделать не представляю… Пришлось потрудиться освобождая голову.
Какой-то шум в коридоре.
- Сергей! Ты где?!
 - Иду, иду! Что случилось?
Оказалось, что у родильницы из обсервационного отделения ребёнок упал на пол. Оставив меня в отделении, медсестра с акушеркой и зачем-то с ними санитарка бросились на помощь коллегам.
Слышу из палаты громкие стоны и сдавленный крик: «Рожаю!!!»
Неспешно шествуя, захожу в палату и громко, как заправский акушер спрашиваю:
- Это кто тут у нас рожает?
Ба-а, да это наша знакомая, напряглась, тужится. Однако рожает... Всю вальяжность с меня как ветром сдуло. Оцениваю ситуацию… Счёт пошёл на секунды… Показались ягодички…. Стоп… Да это же мой билет на экзамене! Продолжаю сдавать… В голове всплывает второй вопрос: «Пособие по Цовьянову при ягодичном предлежании плода».  Рекомендуется в целях предотвращения разрывов ладонью сдержать стремительное движение плода. Всё сделал, как учили… Родилась девочка… Ура! Я стал акушером! Экзамен сдан! У меня лёгкое состояние эйфории…
Шлёпнул новорожденную по попке… закричала, уже хорошо. Положил её рядом с матерью.
Да уж, я как-то не готовился принимать роды… Посмотрел на костюм - какое жалкое зрелище…
Взглянул на роженицу. Сразу не понял, что меня насторожило. Ах, вот в чём дело! Живот у неё стал ассиметричным и уменьшился ровно наполовину. Неужели двойня? С подоспевшей акушеркой переложили её на каталку, и повезли в родзал… Минут через двадцать родилась вторая девочка. Надо же, какой конфуз: при обследовании, мы с доктором определили разных детей…
        В те годы, про ультразвуковое обследование и не слышали. Всё рукам и на слух определяли… Женщину, в течение всей беременности наблюдали с одноплодной беременностью, а оказалась двойня. Но, мы справились… Хуже было матери. Она узнав, что родились девочки, заплакала и сказала, что теперь уж точно муж оставит её в роддоме. У них уже было две дочери…
В моей акушерской практике этот случай не самый экстремальный. Тогда, всё было классически, в роддоме…

Следующая...

        Осень 1987 года.  Село Топольное. Просыпаюсь от щебетания дверного звонка. По-привычке глянул на будильник – шесть часов. Кого же нелёгкая в такую рань  принесла? Накинув на плечи ветровку, выхожу во двор. У входной калитки стоит водитель такси из посёлка Рыбное. Это мы так ласково называли ГАЗ-66 с кузовом для пассажиров .
- Что случилось Володя?
- Жена рожает… Вот привёз…
- Где она?
- Под забором  сидит…
- ???
Выбегаю на улицу... Сидит под забором женщина. Стонет…
Быстро посадили в машину и поехали в больницу… Подъезжаем. Заносим роженицу в акушерский кабинет. Еле успеваю помыть руки. Слава Богу, роды прошли нормально. Родилась девочка.
        Сообщил в районную больницу и получил от акушера-гинеколога рекомендации по ведению роженицы. Через 5 дней маму с ребёнком выписал домой.
        В пятидесятых годах, на фельдшерско-акушерских пунктах и в амбулаториях принимали нормальные роды, а рожениц, с осложнённой беременностью, отправляли в роддом районной больницы. В конце шестидесятых, родильные дома в сельских учреждениях закрыли. На первое место вышла профилактика родов на дому и осложнений в родах. Рожениц даже с нормальным течением беременности, отправляли в районный роддом. Одному Богу известно, сколько их не доезжало, сколько их рожало на ФАПах и в амбулаториях.

Запомнился ещё один случай.

        На Горной ферме жила Анна Ф. с тремя детьми. Всех деток она родила по-старинке, в домашних условиях. Последнюю, четвёртую беременность, она начала перехаживать, уже  пошла сороковая неделя и никаких намёков на роды.
После новогодних праздников, приезжаю к ней домой. Захожу и говорю:
- Всё «девушка», срок рожать подошёл. Поехали в роддом.
Она начала отпираться, дескать,- ещё не время, завтра сама поеду в Солонешное.
- Нет и ещё раз нет. Собирайся, одевайся и выходи. Жду в машине.
С ней на вы, было нельзя. Надо приказывать - тогда послушается.
Наконец, собралась. По приезде в Солонешное, сдал в роддом дежурной смене.
        Тогда же, в январе 1988 года, у Татьяны должны были состояться повторные роды. Предположительный срок - девятнадцатое января, понедельник. Мы посовещались… Пока придёт водитель, пока доедем, а если переметёт дорогу? Можно было родить в машине. Решили не рисковать и поехали в пятницу.
В приёмной роддома, акушерки удивились, что приехала роженица без схваток… Ждать не стали, и восемнадцатого января провели «стимуляцию». И на следующий день, точнее ночь, родилась дочь Вера. Через пять дней их выписали домой. Татьяна поделилась своими впечатлениями и рассказала историю, связанную с Анной Ф.
Всех детей она родила дома. Последнюю дочь угораздило рожать под мостом через речку Ануй:
- Иду с утренней дойки и только-только подошла к мосту, тут-то меня и прихватило, начались схватки… Что делать? Зашла под мост. Родила.  Бутылочным стеклом перерезала пуповину. Завернула девочку в рубашку и пошла домой…  И сейчас хотела родить дома, но приехал доктор и говорит,- собирайся. Теперь вот, лежу, жду…
        По всей вероятности,  гинеколог ошиблась с определение срока беременности. Она родила через месяц после госпитализации… Первые роды в больничных условиях ей запомнились надолго.

А вот ещё…

        Лето. Утро. Обычный рабочий день сельского доктора. 
Позвонили с Горной фермы и сообщили акушерке, что у Людмилы К. боли в животе, возможно схватки … Быстро собрался, и вместе с акушеркой поехал на ферму. Действительно, у Людмилы начались роды…
        Виновница торжества, крупная, гиперстеничной конституции, восемнадцатилетняя девушка, к тому же, у неё была олигофрения в стадии, выраженной дебильности и отличное физическое здоровье. Образование - четыре класса. Замужем. И, как в подобных ситуациях бывает, муж такой же, как и она:  два сапога – пара. Все органы прекрасно функционируют и в особенности те, которые пониже пупка, а умишка, увы, не хватает... О своей беременности она и понятия не имела. Исправно работала дояркой, никто не заметил, что Людмила на сносях. После утренней дойки доярки получали комбикорм на совхозном складе. Она вместе со всеми грузила мешки на подводы. Подняла очередной мешок и вдруг отошли воды… Её товарки более опытные в таких делах сообразили, что случилось. Они положили Людмилу на топчан и побежали звонить в больницу… Вскоре родился мальчик.
        История не закончилась «неожиданным» рождением дитя… Муж не поверил, что ребёнок  от него. Возможно, так и было -  олигофрены  всё-таки. Случилась трагедия: муж, находясь в лёгком подпитии, решил избавиться от неожиданного подарка. Взял за ножки ребёнка и ударил о дверной косяк. Сейчас не помню, что ему помешало, жена или алкоголь,  но ребёнок получил неопасную травму. Суда не было, и семья не распалась.…  Такое вот счастливое окончание этой истории.

И, наконец, последняя…

        В терапевтическом отделении нашей больницы работала некая Наташа. Как раньше говорили, крупняща девка: невысокая, широкоплечая, круглолицая и склонная к полноте. Таких как она было много в русских селениях. Был у неё недостаток ума и слабость к рюмке.
Главная медсестра больницы, проходя по отделению и увидев её, пополневшую «со стороны живота», спросила:
- Наташа, что-то ты большая стала. Уж не беременна ли?
- Ну что вы Любовь Ивановна, это я поправилась…
Через два дня, её не совсем протрезвевший муж звонит на «Скорую помощь»  и описывает ситуацию:
- Не знаю что делать. Спим с Наташей, слышу сквозь сон, кто-то пищит, смотрю, а между ног лежит ребёнок.
Диспетчер отправила бригаду «Скорой» за мамашей и новорожденным.
        Да, бредовей ситуацию не придумаешь. Мало того, что будущая мама не знает о своей беременности, так ещё и в пьяном сне она рожает ребёнка, при этом ничего не чувствуя...