Вечна ли память

Крюкан Иваныч
Дикость канувших в лету событий находит своё продолжение и в наши дни. Главное - это работорговля. Во времена, описанные М. Лермонтовым и Л. Толстым, и в наше время на Кавказе воруют или берут в плен мирных граждан с целью продажи. Давайте посмотрим, сколько стоил человек на невольничьем рынке. Большой невольничий рынок (РЫНОК) располагался близ современной Спартановки, жилого массива города Волгограда. Координатами современного работоргового рынка я не располагаю. Говорят им стала вся Россия, вот несколько строк характеризующих состояние нашего современного общества:
«...На рынке торгуют людьми,
На нефть и на газ их меняют
Попробуй-ка всех прокорми,
Поэтому лишних стреляют...»
За малолетнего пленника здесь платили около одной нагаты (ногата), то есть примерно одну двадцатую часть гривны до XVI века. Представим серебряный полтинник, или того меньше, царского или советского периода. Взрослый пленник ценился дороже в 2-3 раза. Гораздо выше ценились конь или корова. О стоимости пленника упоминается и в «Слове о полку Игореве» в переводе Л.А. Мея:
«Ты можешь могучую Волгу
Разбрызгать по злакам полей
И вычерпать Дон необъятный
Шеломами рати своей.
Когда б ты был здесь - по нагате
Скупать бы мы пленных могли,
Платили б по мелкой резани
За дев Половецкой земли».
Л. Мей подчёркивает отсутствие монетной системы, упоминая нагаты и мелкое платёжное средство резани - предвестники копеек, каждую нагату резали то на 8, то на 12, а с переходом на десятеричную систему – и на 10 частей. Так что иногда удачные сражения приносили победителям немалый доход.
Вот как похваляются новгородские летописцы, повествуя о 1169 годе. Якобы они столько суздальцев в плен взяли, что с трудом им давали за одного пленника по две ногаты, прочтём: «приидоша под Новгород суздалци с Андреевицем, ... новгородци, силою крестною и святою богородицею и молитвами благовернаго владыкы Ильи, месяца февраля в 25, на память святаго отца Тарасия (784-806 гг.), патриарха Цесаряграда, овы иссекоша, а другыя изимаша, а прок их зле отбегоша, и продаваху суздалца по две ногате».
Трудно представить, как продают чью-то невинную кровинушку за несчастный полтинник!
Митрополит Е. Болховитинов объясняет происхождение поговорки Дорого яичко к Светлому дню: «В прямом смысле эти слова объясняются тем, что в XV веке архиепископский наместник брал с крестьян, игуменов, попов и диаконов по Новгородской гривне за великоденное яйцо!» имеется в виду освящённое в храме. Я хочу сказать освящённое яйцо ценилось в десятки раз выше человека, а тем боле ребёнка.
Что ещё можно было купить за ногату? Первая Новгородская летопись младшего извода за 1170 год, спустя год после битвы с суздальцами: «купляхут кадь (14 пудов=229 кг.) ржи по 4 гривен (1новгородская гривна=около 400 гр.), а хлеб по две ногате (стоимость одного пленника), а мед пуд по 10 кун (куна=1/4 гривны)».
В наше время некоторые политики получают большие доходы и от крупных поражений.
И счёт идёт уже не на полтинники, а на миллионы долларов. Хочется повторить вслед за поэтом: «О времена! О нравы!»
Прошло 200 лет, пройдут ещё десятки и сотни лет со дня рождения великого Пушкина, однако слова его и сейчас звучат в наших сердцах и будут звучать в сердцах наших потомков:
«Два чувства близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».
Всегда ли так?
Достойно ли чтим память погибших?
Родное ли пепелище защищают наши отцы и дети?
Оказывается, далеко не так.
Слишком часто стали появляться герои странных войн. Значит, не извлекаем уроки из истории, не хотим быть Русскими. Слишком правильно сказал поэт: «Не знающих историю России я не зачислю в русских никогда!»
Автор «Задонщины» завещал нам проникновенные строки: «Сойдёмся, братия и друзия, сыновия русские, составим слово к слову и возвеличим землю Русскую».
Для увековечения победы над Мамаем в Москву, в годовщину Куликовской битвы, из Владимира перенесли чудотворную икону Дмитрия Солунского. Имя Дмитрий на Руси приобрело глубоко символическое значение, став чуть ли не первым после Георгия.
Почти два века Русь находилась под впечатлением от великой победы на Куликовом поле и вдруг забыло до начала XIX века. А если бы не помещик Нечаев, не знали и сегодня?.
Во Владимире к лику святых был причислен князь Александр Невский в 1549 году при митрополите всея Руси Макарии, а герой-полководец Дмитрий Донской обрёл имя святого в связи с празднованием православной церковью 1000-летия крещения Руси (1989 год).
К сожалению, время не сохранило до наших дней церковных синодиков, содержавших имена тысяч безымянных героев средневековья.
Погибшим участникам сражения за Кулишки и поставлены памятные храмы не в Туле, а там, где и полагается. Дмитрий Боброк-Волынский в Коломне основал монастырь Рождественско-Богородицкий (21 сентября по новому стилю).
В подмосковном селе Мячково построена одноимённая церковь участником тех событий Иваном Мечиковым, да Московский женский монастырь Рождества Богородицы основан дочерью князя Галицкого Марией, матерью Владимира Андреевича Храброго: «Декабря во второй день (1389 год-Е.К.) преставися княгиня Марья, княже Андреева жена Иоанновича (1327-1353 гг., сын Ивана Даниловича-Е.К.) во мнишеском чину Марфа, и положена в честнем ея монастыре на рве, его же сама создала именем своим, еще сущу при своем животе, в нем же и положена бысть».
По сложившейся традиции погибших христиан предавали земле на месте произошедшей победной битвы. Вспомним Сталинград и Мамаев курган, где погребены останки нескольких тысяч советских воинов, теперь здесь будет возведён храм Всех Святых, Курган Славы под Минском и далее.
А сколько ещё погибших героев ждут погребения?
Почему же нет захоронений останков погибших воинов на поле Куликовом, на краю Тульской области? Расстояние от мнимого поля битвы за границей Московского княжества до действительного места 300-320 километров, это нам надо запомнить.
Транспорт в ту пору имелся только гужевой. Чтобы перевезти убиенных на телегах, потребовалось бы дней восемь-десять самое малое, да мы знаем о том, что князь хоронил своих погибших восемь дней, холодильников и морозильников не было, ледники в начале сентября не заготовили. Представьте, какой смрад стоял от Тулы до Москвы. Сомневаюсь я и в том, что Дмитрий Донской выбросил «татарев» на съедение зверью и птицам.
Ещё у многих жил страх перед скосившей полмира чумой. Эпидемия распространилась, как утверждают исследователи, из крымского города Кафа, где обосновались генуэзцы. Крепость была хорошо укреплена, так осаждавшие Кафу нашли способ сломить дух сопротивлявшихся.
Взяли и забросили катапультой труп умершего от чумы человека. Мало того, что Европу охватил голод, так ещё прибавилась «чёрная смерть», унёсшая с 1347 по 1353 год жизни 24 миллионов человек, воевать-то особенно было некому.
Именно на своём излёте в 1353 году чума унесла жизнь великого князя Семиона Гордого, а титул великого князя перешёл к Иоанну Иоанновичу Красному, до его смерти в 1359 году. Не однажды эпидемия прошлась и по Руси, то затухая, то усиливаясь время от времени.
Вот поэтому и обнаружены странные, беспорядочные захоронения, накрытые каменными плитами, не имеющими изображений крестов. Здесь есть несколько предположений.
Одно я хотел бы увязать с Великой Отечественной войной. Вновь возвращаюсь на Мамаев курган к памятнику советским воинам, погибшим за освобождение волжской земли, а в нескольких километрах близ села Россошка создан мемориал павшим, скажем так, австрийским участникам войны, то есть врагам. И это правильно.
Они не хотели умирать, их на гибель послали политики. Это нам, не видевшим войны, легко рассуждать, а каково участникам тех событий? Прошло почти 60 лет с тех пор, прежде чем появились и здесь плиты памяти. Если бы не сохранились архивы последней мировой войны, то лет через 600 историки бы гадали: «Здесь что-то не так! Почему на памятниках нет советских звёзд?» и так далее.
Я не исключаю, что среди «беспорядочных» захоронений XIV века находятся останки предков современных литовцев, надо понимать, это и белорусы, и псковичи, и другие народы, входившие в состав Белой Руси. По утверждению некоторых хронистов, Русь была троякой: первая - Белая, вторая - Чёрная и третья - Червоная, то есть Красная Русь.
Историк Паоло Джовио в своём сочинении, обращённом к понтифику Клементу VII, писал: «Часть Литвы называется Нижней Руссией, а сама Московия - Белой Руссией». Описание это относится к правлению Василия III, начинавшего княжить с Новгорода и Пскова, а Московское государство он возглавлял с 1499 по 1533 год. Василий - первый сын Ивана III и его второй жены Софьи Палеолог. Именно при государе Василии III, отце Ивана Грозного, в 1510 году к Великому Московскому государству присоединили Псков.
В 1522 году в результате десятилетней московско-литовской войны Смоленск вошёл в состав Московии, хотя из-за Смоленска войны продолжались ещё более 100 лет, с Польшей и с Литвой. Не оставалась в стороне и Швеция.
На заре нового, третьего тысячелетия кое у кого не пропало желание оттяпать от России кусок её территории и, надо сказать, у многих это получается не плохо.
Но это так, к слову.
Выходит, сколько бы ни заключали меж собой князья соглашений и мирных договоров, междоусобные войны вспыхивали очень часто. Не помогали и браки по расчёту, и клятвы на кресте. О событиях на Руси того или близком к тому времени вот как отзывался Афанасий Никитин, ходивший за три моря: «А Русскую землю Бог да сохранит!… На этом свете нет страны, подобной ей».
Слишком сильно беспокоят Афанасия княжеские неурядицы, сеющие зло по русским землям: «Но почему князья земли Русской не живут друг с другом, как братья! Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости». Он даже не сетует на захватчиков и внешних врагов, их как бы не существует, его беспокоит внутригосударственное неустройство.
Писал как будто вчера, а ведь прошло более пяти веков!