Винчестер. 16 глава

Анатолий Шуклецов
Начало: http://www.proza.ru/2010/10/03/1492



Позавтракав, Винчестер извлёк из кострища обрубок стального троса; стал расплетать пряди, отделяя нити податливой после отжига, гибкой проволоки. Очистив нагар тряпкой, он тщательно протёр каждую нить припасённым осиновым корьём, чтобы заглушить запах железа. Скручивая один конец в маленькое ушко, и продевая в образуемое отверстие свободный другой, изготовил дюжину округлых, легко затягивающихся петель. Как и подобает образцово выученной собаке, дрессированный пёс внимательно следил за динамикой хозяйских рук. Он уже накрепко усвоил обязательные школьные команды: «голос, фу, апорт, ждать, возьми» и прочие «можно и нельзя». Винчестер муштровал Мая, собака исподволь вразумляла человека.


Нацепив патронташ, взяв несколько готовых петель и ружьё, Винчестер направился вниз по течению ручья. На правой обширной террасе он давненько приметил в зарослях тальника круговой лабиринт натоптанных зверьками дорожек. Место жировки зайцев входило в зону его приватных владений. Летом долина Хатыннаха размежевалась на земельные наделы живущих наособицу аграриев. Каждый переселенец-отшельник застолбил за собой изрядную часть территории, прилежащей к жилью, – избушке, балку либо к палатке, где посторонним возбранялось заниматься промыслом. По неписаному этикету здешних мест почиталось зазорным ставить на чужой земле капканы, охотиться, рыбачить или вынимать из петель удачливого соседа околевших зайцев. Сезонные условности чтились и нарушались разве изредка, по незнанию границ.


Винчестер бодро шагал по дороге, наблюдая за бурой холкой снующего по обочинам Мая; азартная хмельная морда собаки выныривала то правей, то левей оси движения. На днях кобелю исполнилось три месяца, и в нём зримо взыграли врождённые охотничьи ухватки; в лайке много черт дикого хищника. Май смело настигал и душил равновеликих подранков, выпугивал под выстрел выводки спрятавшихся куропаток, с неуёмной страстью напористо облаивал затаившихся в кронах деревьев белок и бурундуков. Действуя почти без натаски, в счёт прирожденных способностей, неутомимо рыскал подлесьем; вот и сейчас принёс в зубах прибылого зайчонка. Как ни жаль было напрасно загубленного летника, Винчестер отдал поноску на растерзание; кровожадно урча, Май пожрал невеликую тушку в три минуты.


На повороте дороги охотник вклинился в лес и вскоре вышел на тропы с колобашками свежих заячьих испражнений; уторённые множеством лап дорожки отчётливо зияли в чащобе густого кустарника. Одну за другой Винчестер уверенно настроил четыре петли; пятую привязал к древесному стволу в отдалении. Зарядил оба ствола, громко кликнул отставшего Мая и, взяв ружьё наизготовку, направился лесом прочь. Следом за… тайгу пронзил душераздирающий, повергший в трепет верезг. Метнувшись на хозяйский оклик, послушный Май с разбега угодил в только что настроенную ловушку; губительными рывками отчаянно рвался вперёд за хозяином, всё туже затягивая на шее смертельную удавку. Быстро сообразив, что за беда приключилась, Винчестер кинулся на выручку. Крепко обхватил обезумевшую собаку и грубым нажимом коленей придавил к земле. Не сразу найдя в густом подшёрстке тонкую струну проволоки, ослабил удушающий захват; освободил и выпустил виновато скулящего испуганного пса. Отойди хозяин подальше, молодой и резвый пленник, вырываясь, ускорил бы неизбежную асфиксию.


В насторожённые ловушки собаки изредка попадались. Взрослые бывалые лайки, угодив в петлю, не рвались в губительном порыве, а неподвижно замирали, часами протяжно воя в ожидании избавителя. Взрывник Вамидов на третьи сутки отыскал безнадёжно пропавшего Карата далеко от посёлка. Какой таинственный зов увлёк собаку в дальний и глухой распадок? Что за мрачные мысли обуревали пса в ржавой, по людской безалаберности незатянутой петле? Выставил человек десятки ловушек и, поленясь их убрать, навсегда уехал из этих мест. Несметные богатства под ногами и краткость пребывания на Хатыннахе и в целом на севере порождали несдерживаемую егерями браконьерскую алчбу; сумма петель Корытова и Моряка исчислялась, наверное, сотнями. Наткнувшись на чужие петли Винчестер, не совестясь, их обрывал.





Продолжение: http://www.proza.ru/2010/10/03/1530