Женщины - правительницы в истории мусульман

Фазил Дашлай
               

На Западе, с подачи европейских исследователей, неверно понимали положение женщины в исламском обществе. Они выдвигали тезис о том, что мусульманская женщина на протяжении веков была рабой мужчины или же влачила жизнь затворницы. Между тем она обладала и правами и дееспособностью, обретя свой правовой статус намного раньше европейской женщины. Мусульманка твердо знала свои права в области торговли, могла распоряжаться своим имуществом и не отказывалась занять подобающее ей место в обществе. На протяжении всей истории ислама, вопреки бытующему в Европе мнению, женщины мусульманки нередко занимали высшие должности и в управлении государством. Начиная со средневековья, немало было в исламе и женщин ученных. Не зря знаменитый ученный и правитель Улугбек приказал высечь на стенах медресе в Бухаре и Самарканде слова, по преданию приписываемые пророку Мухаммеду: «Изучение науки обязательно для каждого мусульманина – женщины и мужчины.»
    Но женщины мусульманки добивались не только выдающихся постов в управлении государства, занимали должности послов,  казначеев, министров и т.д.,  нередко они  и сами становились правителями. Говоря о женщинах – правителях современности,  сразу вспоминаются две представительницы исламского мира: Тансу  Чилер – экс премьер - министр Турции и  Беназир Бхутто  - Пакистана. Однако тема данной работы, мусульманки – правительницы с начала возникновения и развития ислама.
           Для всех мусульманских стран расположенных  на территории трех континентов – от Испании до Индонезии – первой женщиной владевшей престолом была султан Делийского тюркского мусульманского государства Разийя – хатун. Отец  Разийи – хатун султан Илтутмуш  в 1232 году за ум и справедливость объявил своей наследницей дочь, хотя имелись несколько претендентов мужского пола, братьев будущей султанши. Насколько известно, из всех мусульманских государынь Разийя – хатун единственная обрела престол путем наследования, назначенная  самим здравствующим монархом. Правда, после внезапной смерти Илтутмуша в 1236 году на небольшой срок султаном стал брат Разийи – хатун  Рукн ад – Дин.  И Разийе – хатун  пришлось с силой отобрать дарованную ей покойным отцом власть. Встав во главе государства,  Разийя – хатун получила титул:  «Разийят ад – Дунйя ва – д –Дин.» (Любимица мира и религии) На монетах по приказу султана чеканилась надпись «Опора женщин, владычица эпохи султан Разийя, дочь Шамс – ад – Дина Илтутмуша». Хотя  султан Разийя – хатун была великодушной и справедливой владычицей, эпоха ее правления была недолгой. В борьбе с мятежными эмирами в 1240 году армия султана была разбита, а сама правительница попала в плен. Новым султаном стал брат Разийи – хатун  Бахрам – шах. Красота и ум опальной правительницы так пленили владетеля крепости Табархинд, где содержалась плененная,  Ихтийар ад – Дина Алтунийю,   что он женился на Разийя – хатун. Однако счастье оказалось краткосрочным.  В двух последующих сражениях в 1240 году  Бахрам – шах разгромил Алтунийю. Взятые в плен Разийя – хатун и ее муж по приказу победителя  были казнены 14 октября 1240 года. Правда, историк Ибн Батута утверждает, что Разийе – хатун, потерпев поражение, бежала с поля боя. В странствиях терпела лишения и страдала. И как-то в пути некий бедный пахарь индус, заметив под мужской одеждой Разийи – хатун расшитый драгоценными камнями кафтан   убил ее, снял с нее одежду, а труп зарыл в землю.
          Вторая по хронологии мусульманская правительница удержалась у власти намного меньше чем Разийя – хатун. В 1250 году, после смерти египетского султана Малика Салиха, мамлюки возвели на престол вдову покойного Шаджарат  (Шаггарат) ад Дурр. В роли абсолютного монарха она продержалась всего 80 дней. Влиятельные мамлюки посчитали, что у власти должен быть обязательно мужчина. И потому   предложили Шаджарат выйти замуж за своего предводителя Айбака. Выйдя замуж,  Шаджарат ад – Дурр продолжала править единолично. Айбак по требованию августейшей жены развелся с первой.  Тем не менее, Шаджарат предпочла жить отдельно от мужа, вернее Айбак боялся жить с нею. Но когда Айбак хотел взять еще одну жену, Шаджарат ад – Дурр приказала убить своего мужа. Мамлюкские эмиры возмутились и заперли свою правительницу в цитадели. Затем вытащили ее из крепости и передали рабыням первой жены Айбака, которые забили до смерти Шаджарат ад – Дурр деревянными башмаками. Изуродованное тело выбросили в канаву. Какой-то «человек из народа» тайком подобрал тело бывшей правительницы и похоронил в мавзолее, который Шаджарат ад – Дурр построила для себя заранее.
             Четвертый по счету правитель маленького государства Керман, на юге Ирана, и третья в нашей хронологии Туркан - хатун ,  благодаря покровительству хулагидского ильхана  Абака – хана воспользовалась несовершеннолетием  своего пасынка и правила с 1257 по 1281 годы.  Даже когда ее пасынок, султан Хаджаджа достиг совершеннолетия, Туркан – хатун фактически правила единолично. Попытка султана Хаджаджа избавиться от опеки мачехи лишь навлекло на него гнев ильхана Абака - хана, который к тому времени стал еще и зятем Туркан – хатун. Хаджаджа спасся бегством. После смерти  Абака – хана новый ильхан Ахмед Тегюдер  в 1281 году возвел на престол Кермана брата Хаджаджа Союргатмыша.  Но эмиры и  ханы  не поддержали решение ильхана,  и Ахмед Тегюдер вынужден был вручить,  Туркан – хатун  ярлык следующего содержания: « Пусть султан Союргатмыш и султан Туркан – хатун, правят государством Кутлугханов равноправно» В том же, 1281 (1282 / 83) году, находясь в провинции, Зимистан Туркан – хатун ,заболела и умерла.
            Дочь Туркан – хатун Падишах – хатун, в хронологии является пятой по времени правительницей. Однако чтобы не прервать нить повествования, которые происходили в том же государстве Керман, и примерно  в одно и то же время, придется нарушить хронологию. После смерти мужа ильхана Абака – хана, Падишах – хатун попала в немилость новому ильхану Ахмеду Тегюдеру. События, между тем,  при дворе хулагидов развивались столь стремительно что, очередным ильханом  в результате дворцовых переворотов стал Гайхату –хан, за которого Падишах – хатун вышла замуж после смерти мужа. К тому же Гайхату – хан еще оказался сыном Абака – хана. Придя к власти в 1291 году Гайхату – хан сразу сместил Союргатмыша  и на престол Кермана в 1292 году взошла Падишах – хатун под именем Сафват ад Дунйа ва-д- Дин ( Избранница мира и религии).   Попытка Союргатмыша вернуть престол силой  провалилась. Падишах –хатун приказала казнить плененного соперника,  чем оттолкнула от себя многих сторонников. В 1295 году хулагид Байду – хан сверг недалекого Гайхату – хана и власти Падишах – хатун настал конец. По требованию высших сановников  Кермана недовольных тем, как Падишах – хатун обошлась с Союргатмышем, и по настоянию  вдовы покойного,   Байду – хан отдал  приказ казнить свергнутую правительницу.
          Правительница небольшого государства  Фарс ( атабеков салгуридов),  Абиш – хатун в хронологии была четвертой. Как выше было рассказано, повествование о ней пришлось переместить  на пятое место. Дочь атабека Саада 2, правителя Фарса, Абиш – хатун, по материнской линии происходила из рода властителей  Кермана Кутлугханов. Жила и правила она в одну и ту же эпоху с Туркан – хатун и Падишах – хатун. Государство Фарс также входил в империю хулагидов. К тому же дочь Абиш –хатун Курдучин была женою Союргатмыша. В отличии от своих врагов родственниц, после смерти атабека Саада 2 у Абиш – хатун не оказалось серьезных претендентов на престол, кроме сестры Салгум. В 1263 году по прказу Хулагу – хана, Абиш – хатун в юном возрасте  стала правителем, атабеком Фарса. Вопреки всяким дворцовым интригам и переворотам при дворе хулагидских ильханов, Абиш – хатун правила государством 22 года и умерла от болезни в 1286 году.
         Правление Даулат – хатун в  в Малом Луристане, на юго-западе Ирана  прошло также, как и у трех предшественниц этого повествования, в вассальной зависимости от ильханов хулагидов. Даулат – хатун была замкнутой и не способной к самостоятельности правительницей. С согласия монгольского правительства в 1316 году, недолго пробыв у власти, она отдала престол своему брату Иззад – Дину Хусайну 2 .
          В сложный период распада государства Хулагидов, всего на один год 1338, престол ильханов, потомков Чингисхана, заняла правительница Сати – бек, из рода монгольских ханов. От времени ее правления остались монеты с отчеканенной надписью: « ас- Султана ал – адиля Сати – бек – хан Халада Аллаху мулкуха» ( Справедливая султан Сати – бек – хан, да увековечит Аллах ее владычество).
         Эпоха правления  Денди – хатун в государстве Джалаиридов изучена историками    скупо. Средневековые арабские историки неоднозначно сообщают о ней как о правительнице. Одни историки считали ее полноправной правительницей, другие -  регентшей. Сходятся историки лишь в одном, все они подчеркивают ее редкую красоту. И, может благодаря этому обстоятельству, Денди – хатун несколько раз выходила замуж. Некоторые историки утверждают, что ей удалось  в течение одного года захватить власть в Багдаде. По мнению других – после того, как туркмены штурмом взяли Багдад в 1410 году , Денди – хатун удалось перебраться в провинцию Шустар и быть там правительницей в течение пяти лет с 1411 по 1416 годы. От времени  правления Денди – хатун остались монеты, отчеканенные в ее честь, а также имя ее упоминается в хутбе (восхвалении). Значит, власть Денди – хатун действительно была узаконена. Умерла Денди – хатун в 1416 году.
           В течение 42 лет, с 1347  по 1388 годы, султанатом Мальдивских островов правили без перерыва три женщины правительницы. Первая из них  султан Хадиджа была старшей дочерью владыки Мальдив Джалал ад – Дина Умара. Правление  султана Хадиджи было долгим, 33 года. Муж правительницы занимал при дворе должность главного визиря. В пятничной молитве, благодарные мудрым правлением владычицы, ее поданные воздавали хутбу следующего содержания: «Господи! Одари преуспеянием своего раба, которого ты избрал владыкой над людьми. Ведь этим рабом является султан Хадиджа, дочь султана Джалал ад – Дина и внучка султана Салах ад – Дина, которую ты назначил ради блага всех мусульман.» После смерти султана Хадиджи в 1379 году,  до 1383 года султаном Мальдив стала ее сестра султан Марйам. Затем, с 1383 по 1388 правила ее дочь султан Фатима – Дайин. Сведений  о них сохранилось мало.
             Последней правительницей некогда сильного Касимовского ханства, находившегося в 250 километрах от Москвы, с 1679 года была Фатима Султан – Бегим. Сын ее Сеййид Бурхан был крещен и, получив при крещении имя Василий, остался в Москве. С 1681 года имя Фатимы Султан – Бегим, известной в русских  документах как Султан Сеййидовна, не упоминается ни в каких официальных бумагах. По всей вероятности, она уже умерла, так как  к тому времени  была очень старой.
           Небольшим султанатом Аче, в северной части острова Суматра  с 1641 по 1699 годы, в течении 58 лет, управляли одни женщины: Сафийат ад – Дин Тадж – ал – Алам (1641 – 1675), Накийат ад – Дин Нур – ал – Алам (1675 – 1678) Закийат ад – Дин Инайат – шах (1678 – 1688)  Зийнат ад – Дин Камалат – шах (1688 – 1699). Столь долгое правление представительниц слабого пола дало повод англичанам предположить, что Аче издревле управляются только женщинами. В правление Зийнат ад – Дин Камалат - шах противникам избрания женщин на престол султаната удалось получить из Мекки фетву запрещающую  впредь избрание на престол султаната женщину.
         В государстве Бхопал, в центре полуострова Индостан также как и в султанате Аче был свой век правления женщин, правда, с одним существенным  отличием. В 1819 году, после смерти правителя Назир Мухаммед – хана  на престол была возведена его несовершеннолетняя дочь Сикандар Бегам при регентстве вдовы покойного Кудсийи Бегам. Кудсийя Бегам, чтобы удержать власть в своих руках, долго не выдавала дочь замуж. Не отреклась она от престола даже после замужества дочери.  И только лишь под давлением англичан в 1837 году  передала власть своему зятю. В 1844 году, после смерти  Джахангир Мухаммеда, его вдова  Сикандар Бегам, которую  занимает престол Бхопала. С 1868 по 1901г.г., после смерти Сикандар Бегам,  19 по хронологии правительницей  мусульманкой стала дочь покойной  Шах Джахан Бегам. И, наконец, 20 в данном списке, с 1901 по 1926 годы стала единственная дочь Шах Джахан Бегам  Султан Джахан Бегам.  Султан Джахан Бегам оказалась мудрой правительницей. Она много ездила по Европе, встречалась со многими монархами. Во время этих поездок Султан Джахан Бегам добилась признания наследником престола  своего сына навваба Мухаммеда Насрулла – хана и 18 мая 1926 года отреклась от власти в его пользу. В 1927 году правительство Бхопала по настоянию Султан Джахан Бегам приняло закон, по которому в случае отсутствия наследника мужского пола, бхопальский престол передается женщине.
            Итак, мы дали краткое жизнеописание 20 мусульманских владычиц и государынь, доселе оставшихся неизвестными для читателя. Кроме этих правительниц было немало регентш и советников монархов, но это уже тема отдельного разговора.
          В заключение небольшая поправка. Пусть у читателя не создается впечатление какой-то предвзятости к женщинам - правителям оттого, что судьба некоторых государынь заканчивалась трагично. В средние века, да и намного позже, путь к престолу всегда был трудным и опасным. И независимо от того, кто был правителем мужчина или женщина, жизнь их была не застрахована от всяких трагических последствий. Например, в Египте во  время правления мамлюков к власти в результате дворцовых переворотов мог придти вчерашний раб, однако, так же легко он мог быть свергнут с престола  в тот же день другим претендентом на этот пост.
                Ф. ДАШЛАЙ.