Газпром - сражение на Калиновом мосту

Владимир Рысинов
Калининград, Куршская коса, тёплые толчки ветра, морская гладь, песок, янтарь, свечами сосны в небо.
И Зоя Кудрявцева - удивительный родник добрых, созидательных сказок. Добрая фея домашнего мира с оладушками, с чаем на блюдечке, на чистой скатерти... в окружении внучат.
И фотографии её сына, Юры - солнце сквозь крылья пролетающих над головой лебедей...
Вот оно счастье - рядом.
Побывайте в гостях, не пожалеете. Верней пожалеете, что не открыли этот благословенный новый мир пораньше. http://www.proza.ru/avtor/216184
Сводите маленьких своих.

---

Но всё ещё, во тьме за домашними окошками, стонут и взывают  сказки обуславливающие счастье, предваряющие его...
Одна из них - "Бой на Калиновом мосту" с его тревожащей, загадочной символикой.


Две или три кометы за год удовлетворили предчувствие давно не приходившей, беды.
Широкомасштабный шок, и шок - из нашенских, всерьёз - сокращение рабочего люда - массами, цена за хлеб - десятками тыщщ, накопления на "чёрный день" - чёрной дырой... зарплат нет... По масштабам мирных убытков людей, территорий, нажитого - война.


Апрельская слякоть, ребятня в теплотрассах... В больницу принимают только со своей простынею, с бинтами, шприцами...  хриплая медсестра с дрожащими руками, привычно ищет шприцом вену, мою вену. 


Оптимистичный сосед по палате, обрусевший грузин, живёт недалеко от Алтайской Белокурихи:
- Ваа, мы в лесю собираем не грибыы - сливу, вишню, грюши, там сады колхозные были, типерь лес - колхоза нэт.
Раньши богато жили комбайнёры, технари... Жигули в каждом дворе, асфальт, зоопарк даже.
Думаищь, теперь жить нельзя? Ээээ, ищё как... Покупаю мащину сахару, гоню самогон, торговля - пальчики сьещь, бида, дениг ни у кого нетууу, утром несут мебель, вещи, тэхнику - на, возьми  всё за бутылку...
Нет инициативы у людей. Рассеялись как коровы без пастуха.


- Пьют - знаю и сам, правда, по рабочему посёлку, идёшь по улице - полисадники, умиляющие скромностью фасады, в глубине огороды, с трудом разгибающиеся взрослые, ребятня - ватагами, дичь - выводками, коровы, овечки, козы - стадами... Паны дерутся - хлопцы выживают.
И вдруг - замшелая крыша, непрозрачные стёкла в окнах, стайка завалилась, огород в бурьяне, мат во дворе - хозяева пьяницы. Бывает, и огород отдают за пойло...


Чего иного бы, но этой гадости в магазинах - море разливанное. Огненная вода - фугасами, калиброванными снарядами, пулемётными лентами, на любой вкус.
Потоп. Нереальная темень. Зелёный змий с разноцветными головками...


"...Вдруг в реке воды заволновались, на дубах орлы раскричались: выезжает Чудо-юдо — шестиглавый змей. Как дыхнёт на все стороны — на три версты все огнём пожёг! Вступил его конь ногой на Калинов мост. Рассердился тут Иван — крестьянский сын:


— Ты куда со своей лапой на чистый Калинов мост?"

---

В городах не легче. Среди асфальта безработица дышит ужасом - приговор всей семье, комплектом...


- Но ведь огромная страна, плотность населения "по человеку на квадратном километре", чтобы прожить, нужно вкалывать, с чего она - безработица???


- Всюду повышают производительность труда, эталон для Российской производительности - США.


- А вот внук Льва Толстого, подоив коров в Италии и в России, подметил небольшую разницу - "В Италии коровы едят, чтобы давать молоко, в России - чтобы выжить".


Нет - менеджер, посредством секундомера и линейки сопоставляет выработку отечественного землекопа - лопатой в вечной мерзлоте, с успехами заокеанского экскаваторщика на почве не видавшей снега. По жизни не сравнишь, у тех заведомая фора, там и чиновников гораздо меньше - и это ахгромадный плюс... но наш то "органайзер" дока в отвлечённых формулах. Поскольку климат не изменишь и на технику жалко средств, а в третьих - сам почти чиновник, он повышает производительность труда, сокращая работающих.

 
- Ну, тогда, с чего приспичило, народ - среди тяжелейших природных условий, где жить - уже победа, с летописью дичайших испытаний и величайших побед, практически бесплатно создавший могущественную державу, не грабя, даже наоборот - прикармливая других, с кем-то по мелочному сравнивать?
Разве мировое лидерство и щедрость не  результат сами по себе?
И разве не имеет права наш "сверчок" на собственный "шесток"?
Нет, уличают именно в деньгах? Ужель враги бездушно въедливы?


- "Свои" дотошливы, но потому, что появилась альтернатива, да на беду именно в деньгах.  Открыли нефть, открыли газ, огромные запасы, спрос - нарасхват, а работы то - проткни дырку да прокачивай по трубе!!!
Такая клёвая деваха и рядом жёнушка, с пелёнками зассатыми.


- Ну, так суммируй капитал?

 
- Уж нафиг. Один в поту весь год, а прибыли с него - полушка, другой - задвижку круть, и чистоган. Само сравнивается... Вот если верный муж, тот да - не поведётся за юбчонкой чуждой. Или отец - ему свои "мазурики" любых иных милей.


Узнав об огромности подземных кладовых, открытых в Вась-юганьях и под тундрами, ахнула страна - Эх, заживём!
Правительство переглянулось - Возможности невиданны!
И стало всё с тех пор тихохонько меняться...
Не нужны стали целина и БАМ (трудов то сколько), и охладели к космосу (вот где действительно мы первые), и съёжились поля, остыли заводские трубы, социалистическое "планов громадьё", руками ощутимое, наглядное, сменилось денежной эквилибристикой, усыновлением кукушонка доллара,  весельем банков, удалой игрой  на биржах. Всей этой  технологией распыла... себя по подворотням мировым.


И как сказал один, желая чтобы лучше было - Зачем нам в наших рискованных природных условиях мучиться с сельским хозяйством? Продадим лишний миллион тонн нефти и, что потребуется - купим!
Труд Соломоном возражал: "Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе".
Поэтому и получилось - "как всегда"...
Зависимость возникла в  рационе и уязвимость политическая.
И оборона развернулась внутрь страны (так стало вдруг необходимо)...


Хотя и впрямь - недёшевы в России производства, толсты фундаменты и стены, отопление одного квадратного метра за год обходится в восемь раз дороже, чем в США.


- У них дешевле произвести, нам выгодней купить.
Купил - продал, посредником крутнулся...
Что пыльно и невыгодно - закрыл. По городскому сделал, умно. 
Ха-ха... ха-ха-ха-ха...


- Шалишь братан. Сравнение - зерно предательства. Иуда так же вот - Учителя "ценил".
Народ трудом своих детишек кормит, товары производит для себя... излишками он через ярмарку порадует других. Стоим на том.
Рентабельность? Когда она в семье руководила?
Ориентировку мужества ты заменил игривостью кокотки.



- Отнюдь... один американский фермер выращивает больше чем десяток наших колхозников. Правда, если  по честному - то поровну... Ну, всё равно... не в этом дело...
Всего то лишь - расформированы колхозы. Пусть в одиночку бьются...  когда-то надо начинать им жить по нашему соображению... и кто-то ведь остался на селе, едим же иногда своё.


- Мысль здравая была: "Не сметь командовать крестьянином!"  Огромный смысл -  советом не гневи кормильца... Пойми его... Хозяин не живёт рабом. Он в знак протеста вымирает. Не миновать беды, когда  скотина человека оседлает.


Алтайское село Черемшанка.  Два, три предпринимателя, пара фермеров, пенсионеры в огородах, но... вот крылечко школы, заросшее травой, когда-то классы были переполнены, теперь по паре пацанят всего.
По своему городишке оценю - два градообразующих предприятия исчезли начисто, строят дома и заливают дороги иностранцы. Хорошие дома, шикарные дороги... за хорошие деньги. И департаменты стеной, в стенах цемент да мощное бурление делопроизводства.


- Зато теснит деревню город -  модернизация, культура...


- И канделябрами средь пепелищ, то там, то сям, сверкание Нью-Васюков, Сити и Лэндов, болота Силиконовых долин...
Брокер Петров и менеджмейкер Сидоров...
И нимб предательства над ними.
"Где нет волов, там ясли пусты" - вот бизнесменам приговор.


Помню роковую годину открытия Уренгойского месторождения - газ оказался слишком близко от поверхности,  давлением выбросило буровые трубы, воспламенилась вышка, огромный факел гневным змеем полыхал, дышал всю зимушку среди полярной ночи... растаяло вокруг, и птицы в синий страшный гул его летели греться, в обман - палящий, не живой...
Дракон из подземелья, ревущий и озирающий презрительно поверхность... Псы ощетинены, вороны... Смородинов ручей, Калинов мост со всех сторон...


А впереди борьба за шельфы заполярные и что-то ещё будет... война или знакомое, дальневосточное... богатый шельф при нищем крае, точней - беднейшая провинция с воротником из скважин богатейших.
Ошибся Ломоносов. Могущество Сибирью прирастёт, вот только не России.
Конфорки - синим пламенем.
Подобно - пламя, баксами палящее - Газпром,
губитель и его смертельное дыхание.



"...Есть на свете тебе противник — русский богатырь, Иван — крестьянский сын.

— Иван — крестьянский сын не родился, а если родился, то на войну не сгодился, я его на ладонь посажу, другой прихлопну, только мокренько станет.


Рассердился Ванюшка:
...Не хвались, вражья сила! Не поймав ясного сокола, рано перья щипать, не побившись с добрым молодцем, рано хвастаться.


Вот сошлись они, ударились — только земля кругом застонала. Чудо-юдо — девятиглавый змей Ивана по щиколотку в землю вбил. Разгорячился Ванюшка, разошёлся, размахнулся дубинкой — три головы змея, как кочны капусты, снёс..."

---

- Благословение или проклятие Газпромом?

- "Корм не в коня", скорей... Подход бомжовский извратил успех - из кладовой добро на вынос, свой огород в аренду, доход в пропой. Традиционно, век из веку так - вчистую продовольствие на экспорт, свой магазин пустой...


"К чему сокровище в руках глупца?"
Что бы ни делал он, куда бы ни пошёл, всегда и всем найдёт возможность показать - не достаёт в нём смысла.


Беда-то в нас самих укрыта... 
Не различим недуг духовный.
Дурак внутри себя здоров.
Смородинов ручей - рубеж, Калинов мост и Чудо-Юдо - испытание, сосредоточие проблемы.
Сказка - пророчество о разрешении врождённого противоречия.
Не разрешишь его - замучает, убьет.


Недаром в сказке все сыны - Иван. Народ - единый организм.
Но качества его -  разнонацелены, противны и непримиримы.


Одно из них живительно - крестьянин.
Его характеристики:
Творец реальной жизни и кормилец!  И идеал его - уверенное, обеспеченное завтра, для дома, для семьи, для всех. Ведь он глава семьи, коллективист. Страна, народ... животные - в руке его, как у Христа за пазухой.
Он бодр.
Он хлебороб и скотник - трудящийся мудрец, мудреющий работник.
Столыпин, записав, в друзья России армию и флот, крестьянина и не приметил, хлеб, очевидно, ковыряя вилкой...
Свободное цветение жизни и вызревающее в человеке торжество...
Крестьянский сын - здоровый ориентир. И он придёт взамен аристократий похоти, тщеславия, угроз...
всем, послужив, распявшись в поношениях...


Другое качество губительно, Иван - Царевич да Иван - Попович...
На горожан глядите:
Мы вроде бы при деле. Мизинчик оттопырен и чёлочка - волной, сединами... Но что изобрели, что сделали? Сверхбомбу, телефон, презерватив... и отчуждение, окукливание гордое себя от всех и этим  инобытиё враждебное вскормили...  моноправительство да власть во всём разнообразии хвостов павлиньих...
Второстепенно это всё... блажь для ленивых.
Мы, горожане, всем гуртом подчинены, мы управляемы... игрушка лотерей, толпы и цен. Наш идеал - перебежать туда, где потеплей.
Икона - голубой экран. Артист - нам идол, уже в общественных палатах он мерило, ориентир...
а похождения срамца - елей.   
Среди канализаций, общественного автотранспорта, забот угодливых за каждым нашим шагом, мы уподобились животному в красивом стойле.
Дары природы поиспользуем  рационально и по городскому, так, как умеем - 
мы ничего не сотворим, лишь поплотнее ляжем на диван в квартире ли, в роскошной яхте ли...
Дар Бога попросту угробим.


И размножение городов на столь обширном теле, назначенном для процветания страны деревнями, общинами, не очень то здоровое явление, прообраз разрастания лени. Вот оно Чудо-Юдо в нападении, вогнавшее здоровую крестьянскую черту живущих здесь народов, в землю.

Разумная недосемейность, задымленность, отрава суррогатами и телегадостью, соблазны россыпью и погань извращений, безплодие, болезни...
и что... и что там далее???


Болезнь к выздоровлению!
Но выздоравливание будет трудным?
На попятную вирус не пойдёт.
Там лёгких денег шелест, тут солёный пот...
 


"Вот стоит Ванюшка у Калинова моста, за ним земля Русская. Прошло время за полночь, на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались. Выезжает Змей Горыныч, Чудо-юдо двенадцатиглавое. Каждая голова своим напевом поёт, из ноздрей пламя пышет, изо рта дым валит. Конь под ним о двенадцати крылах. Шерсть у коня железная, хвост и грива огненные.

Въехал Змей на Калинов мост.

Тут под ним конь споткнулся, ворон встрепенулся, сзади пёс ощетинился. Чудо-юдо коня плёткой по бёдрам, ворона — по перьям, пса — по ушам.


— Что ты, собачье мясо, спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешь, ты, пёсья шерсть, щетинишься? Али вы думаете, Иван — крестьянский сын здесь? Да если он народился да и на войну сгодился, я только дуну — от него прах останется!


Рассердился тут Ванюшка, выскочил:

— Не побившись с добрым молодцем, рано, Чудо-юдо, хвастаешь!


Размахнулся Ванюшка, сбил Змею три головы, а Змей его по щиколотку в землю вогнал, подхватил свои три головы, чиркнул по ним огненным пальцем — все головы приросли, будто век не падали. Дыхнул на Русь огнём — на три версты всё поджёг кругом. Видит Ванюшка — плохо дело, схватил камешек, бросил в избушку — братьям знак подать. Все окошечки вылетели, ставенки в щепы разнеслись — спят братья, не слышат.


Собрал силы Ванюшка, размахнулся дубиной — сбил Змею шесть голов. Змей огненным пальцем чиркнул — приросли головы, будто век не падали, а сам Ванюшку по колена в землю вбил. Дыхнул огнём — на шесть вёрст Русскую землю сжёг.


Снял Ванюша пояс кованый, бросил в избушку — братьям знак подать. Разошлась крыша тесовая, подкатились ступеньки дубовые — спят братья, храпят, как лес шумит.


Собрал Ванюшка последние силы, размахнулся дубинкой, сшиб Змею девять голов. Вся сыра земля дрогнула, вода всколебалася, орлы с дубов попадали. Змей Горыныч подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем — приросли головы, будто век не падали, а сам Ванюшку по пояс в землю вогнал. Дыхнул огнём — на двенадцать вёрст Русскую землю сжёг"...

---

Вот этот самый палец огненный, что он такое?
Возможность жить без пота?  Трубопроводы, газопромыслы, огромные кредиты от природы - нефть, уголь, газ? Ужели палец этот не старатель, не добытчик... но он же не счастливая возможность?


О - ты, сидящий на трубе верхом, не говори, что это ты открыл, что ты осваивал среди гудящих комарьём трясин их солнечное вдохновение, и что отныне ты кормилец мира...
Народ, с которым "так тебе не повезло", сокровища добыл.
Ты их профукать соизволил, во вред своей стране пустил.
Земля не прибрана, скелеты заводские, вороны размножаются, крича тоскливо... бурьян, крыша замшелая и света нет в окошках... Избушка всё это на курьих ножках и Бабка -  Ёжка с кочерёжкой на печи, фу-фу-фу-фу... где свежий вольный русский дух.
Позор!
Если добытое не для развития, на вывоз, распорядитель не простец, но вор.


Ужели палец отрубить?
Конечно же, скорей...
Только не видимость его,
Но качество -
То, что дракона ежечасно возрождает.
Расчетливость в ущерб стране и алчность, и безсовестность, и лень!


Какие перспективы тут у нас - проснись и пой:
- обилие воды - страшнейший дефицит для остальных;
- питание для мира - плантации, поля, покосы;
- оленьи пастбища, ведь тундры взглядом не охватишь - экологически чистейший, целебнейший мясной продукт...
- а рыба, лес...
- и газ, и нефть.
Работать да работать, не уступая собственного права жить...
Работой процветать самим.
- Ээээхххх!!!

---

И Ненец, и Селькуп от освоителей, с последними оленями, спасаются... деревня пьёт... рабочий колется... Попович молится... Царевич спит...
Напрасно почивает - "Во множестве народа - величие царя, а при малолюдстве народа беда государю".


"Снял Ванюшка рукавицу пеньковую, бросил в избушку — братьям знак подать. Раскатилась избушка по брёвнышку. Проснулись братья, выскочили. Видят: вздыбилась речка Смородина, с Калинова моста кровь бежит, на Русской земле стон стоит, на чужой земле ворон каркает. Бросились братья на помощь Ванюшке. Пошёл тут богатырский бой. Чудо-юдо огнём палит, дымом дымит. Иван-царевич мечом бьёт, Иван-попович копьём колет. Земля стонет, вода кипит, ворон каркает, пёс воет.


Изловчился Ванюшка и отсёк Змею огненный палец. Тут уж стали братья бить-колотить, отсекли Змею все двенадцать голов, туловище в воду бросили.


Отстояли Калинов мост".

---

Фуф, слава тебе, Господи,
Пусть будет так!
Вот рукавичек бы скорей пеньковых...
Иль ждать до полуночи?




Закавычены фрагменты из книги "Притчи Соломона"