Редактор Безбожный

Игорь Гарри Бондаренко
           РЕДАКТОР  БЕЗБОЖНЫЙ.(Выступление на юбилее писателя Бондаренко)
         Когда я смотрю на этот полный  зрительный зал, мне  стало ГРУСТНО.Законный вопрос:ПОЧЕМУ? Потому что я вспомнил ПЕРВЫЙ ЮБИЛЕЙ писателя. Было ему всего 50, а мне и того меньше. Проходил юбилей скромно. мы отмечали его в редакции журнала "Дон" , где юбиляр работал тогда ответственным секретарем. Правда, отмечали мы его ТРИ ДНЯ, НЕ ВЫХОДЯ ИЗ РЕДАКЦИИ. Тамадой на том юбилее был лучший Тамада Союза писателей СССР Виталий Александрович Закруткин, и в моей памяти на всю жизнь запомнился не роман-дилогия юбиляра «ТАКАЯ ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ»,который я редактировал в свое время, а ТАКОЕ ДОЛГОЕ ЗАСТОЛЬЕ в славное пятидесятилетие...Бондаренко.
     Сорок лет  назад я пришел работать в Ростиздат. Директору издательства очень «глянулась» моя фамилия- БЕЗБОЖНЫЙ. Он мне прямо сказал, что если ваш характер соответствует фамилии, то мы сработаемся…Я попросил уточнить эту фразу. Он мне прямо заявил,что если вы будете беспощадно, -БЕЗБОЖНО сокращать  рукописи, которые будут попадать к вам  на рабочий стол , то все будет в порядке…Это наставление директора стало для меня, как «УСТАВ» для солдата.
    Многие годы с Игорем Михайловичем у меня как  у редактора не было никаких проблем.
Он писал рассказы, редактировать (сокращать)  там было почти  нечего, и книжки  его были тоненькими и не вызывали у ростовской писательской общественности никакой обеспокен-
ности. Когда Игорь Михайлович стал писать повести, то на заседаниях редсовета, в который
входили  "ведущие" писатели Ростова ( в «ведущие» они определили себя сами),то «мир  под оливами был нарушен».А когда будущий юбиляр принес в Ростиздат  свой роман «Такая долгая жизнь»,-800 страниц, 42 авторских листа, я сразу понял, что предстоит долгая упорная борьба между «ведущими писателями» и автором , а  я окажусь между ДВУМЯ ЖЕРНОВАМИ.
   Хотя ни один "ведущий" писатель романа еще не читал, но все единодушно и сразу  высказались за то, что роман нельзя включать даже в план  редподготовки, не то, что, в план выпуска, так как роман «сожрет» четверть лимита всей бумаги, что отпускается Ростиздату на год.Мотивы у «ведущих» писателей были разными. Так писатель К. заявил, что у Бондаренко одна семья, одна жена и один ребенок и «куча денег»,которую Бондаренко  получит за этот роман, ему ни к чему, без «надобности», так сказать, в то время как у него, у писателя  К.-ДВЕ семьи, ТРОЕ детей законнорожденных и ТРОЕ незаконнорожденных,и все они в нужде, а он , писатель К.,третий год не может переиздать свой роман о рабочем классе «Тихого Дона» , роман актуальный и нужный советскому народу ...
   Второй ведущий писатель С. не стал даже обсуждать вопрос, заявив, что роман Бондаренко по объему ПРЕВОСХОДИТ его знаменитый роман  о Ленине, удостоенный Сталинской премии и говорит о романе «Такая долгая жизнь, где нет ни Владимира Ильича Ленина, ни даже товарища  Сталина,-это значит оскорбить память наших вождей и нам ЭТОГО НИКТО НЕ ПРОСИТ
   Писатель Г высказал «мысль», которая всем СРАЗУ понравилась:»Пусть Бондаренко шлет свой роман в Москву, ТАМ  У НИХ МНОГО бумаги и пусть его ТАМ и печатают, если ЗАХОТЯТ, конечно...
    ТО, что московские писатели «НЕ ЗАХОТЯТ" ПЕЧАТАТЬ АВТОРА ИЗ ПРОВИНЦИИ,  в МОСКВЕ  в ТЕ  ГОДЫ,  НАСЧИТЫВАЛОСЬ ПЯТЬ С ЛИШНИМ ТЫСЯЧ ЧЛЕНОВ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ СССР, ВСЕМ БЫЛО ЯСНО, но ВЫХОД был найден и постановление принято: « ПУСТЬ ШЛЕТ ХОТЬ В МОСКВУ, хоть. куда угодно.… Только не У НАС..."
    Но СЛУЧИЛАСЬ НЕПОНЯТНАЯ  ИСТОРИЯ-МОСКВА НАПЕЧАТАЛА РОМАН и в САМОМ ПРЕСТИЖНОМ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ. Сталинскую премию роман, правда, не получил, товарища Сталина уже не было, но тем не  менее,- напечатали.  Правда, МОСКВА из ТРИЛОГИИ сделала ДИЛОГИЮ, но это, в общем-то, «мелочи», хорошо хоть не сделали ОДНОЛОГИЮ, с чем я и поздравил нашего ЮБИЛЯРА после выхода романа в свет в "Советском писателе" в 1990 году.
    Именно на этой оптимистической ноте хочется мне закончить свое выступление сегодня,несмотря на то, что НИКАКОГО, КОНЕЧНО, ДОЛГОГО ЗАСТОЛЬЯ после этого юбилея не будет по той простой причине, что  уже ни Я, ни юбиляр не то , что ТРЕХДНЕВНОГО,но даже  ОДНОДНЕВНОГО застолья не выдержит.