Маргетта в Городе-Под-Радугой. Глава 28

Любимова Анна
*   *   *
Глава Двадцать Восьмая
*   *   *

Восходило солнце. Во всплесках цветного сияния над городом Маргетта различала кружащихся птиц. Они проносились словно видения. На улицах появились люди. Их становилось все больше и больше. После череды праздников Город Под Радугой начинал обычную, повседневную жизнь. Но лица людей все равно были счастливые.

«Это Семь Лучших Возвышенных Чувств отражаются в сердце каждого...» - повторила Маргетта слова Святого.
Эльф и девушка проходили мастеровые кварталы Города Под Радугой. Там было множество лавок и мастерских - гончарных, прядильных, швейных, ткацких, столярных. Из приоткрытых окон доносился стук станков и перезвон молотков. Пахло свежевыделанной кожей, гарью и обожженной глиной.

Джо-Легенда шагал чуть впереди. Его рубашка по-прежнему состояла в основном из прорех. Плащ с обугленной бахромой был перекинут через плечо. Проходящие мимо люди с улыбкой поглядывали на чужестранцев. Маргетта ежилась под взглядами прохожих. Зато ее спутник принимал неослабевающее внимание к своей персоне, как нечто само собой разумеющееся.
«Хорошо, что хотя бы клочки паутины исчезли с его волос, - подумала Маргетта. - Потому что вместе мы смотримся, наверное, странно! На мне - королевское платье. А он - словно нищий оборванец. Непонятно только одно. Почему мне по-прежнему хочется куда-нибудь провалиться?»

- Чем ты опять не довольна? - спросил ее Джо. - Помниться, ты страстно желала стать хоть чем-нибудь лучше меня.
Последних его слов Маргетта в виду Особых Проблем не расслышала. Но на вопрос ответила честно.
- Мне не нравится чрезмерное внимание окружающих, - сказала она. -  И я знаю, отчего это происходит.

- Неужели? - удивился Джо. - От чего же?
- Из-за королевского платья, - отвечала Маргетта. - В подобном наряде хорошо пойти на праздник, но для того, чтоб гулять по городу в обычный, ничем не примечательный день, оно совсем не подходит.

- Мне жаль, что ты не желаешь каждый обычный и ничем не примечательный день сделать в свой жизни праздничным.
- Это невозможно! - возмутилась Маргетта.

- ВОЗМОЖНО ВСЕ, - заверил ее юноша.
- Ага, - с невеселой улыбкой согласилась она. - В Стране Бессмертных.
- Именно так, - тепло улыбаясь, ответил он.

- Значит, в Стране Бессмертных живут сплошные лентяи, - разумно предположила Маргетта.
- Ты ошибаешься, - еще шире улыбнулся Джо. - Жители Страны Бессмертных невероятно трудолюбивы. И, тем не менее, - на моей родине каждый день случается праздник. Потому что праздник - это не безделье, не танцы, не гости и не угощение. Праздник - это состояние души.

- Но здесь - не Страна Бессмертных, - не унималась Маргетта. - И позориться я не хочу. Поэтому я желаю, чтоб этих, - и она указала на шелковые розочки, - а особенно этих, - Маргетта встряхнула шуршащие воланы, - было на платье решительно меньше. Оно уже не кажется мне роскошным. Оно представляется мне несколько... ммм... вульгарным. Назовем это так.

- Ты не права, - сказал Джо-Легенда. - У Антантэ великолепный вкус. И вульгарное платье она не стала бы считать любимым. А тем более - кому-то его дарить.
- Да, - согласилась Маргетта. - Вкус у Антантэ действительно бесподобный. Как и внешность. Но я-то – совсем не такая! То, что на королеве смотрится изысканно, на мне выглядит смешно и вульгарно!

Джо-Легенда пожал плечами.
- Дело твое, - ответил он, - и ЖЕЛАНИЕ - тоже. Видишь, на углу мастерская. В ней работает один портной. Зовут его Гратират, он по происхождению гном и мой очень хороший приятель. Он мигом срежет с твоего платья все лишнее. Шелковые лоскутки Гратират оставит себе и нам не придется платить ему за работу. Более того, нам даже просить его ни о чем не придется.
- Он читает чужие мысли? - насторожилась Маргетта и замедлила шаги.
- Вот еще! - засмеялся Джо. - Зачем ему мысли? А тем более – чужие? У него и своих-то, разве что, две или три наберется! Он просто хороший портной.
- Значит, твой знакомый их удачно угадывает, - сказала она.

- Ничего Гратират не угадывает, - ответил эльф. - Он просто исполняет желания.
- Как Чародей в Черном замке, - ужаснулась Маргетта и пошла еще медленнее.
- До чужих желаний Гратирату никакого дела нет, - успокоил ее Джо. - Желания он исполняет только свои собственные. И делает это, надо сказать, в совершенстве.
«В совершенстве... - повторила Маргетта. - Что-то слишком много в последнее время развелось вокруг меня совершенства. И я уже соскучилась по тому, что попроще».
- Ладно, - проворчала она. - Пошли скорее к этому твоему знакомому. Потому что люди в городе на меня как-то по-особому смотрят.

- Они смотрят на тебя с восхищением, - заверил ее Джо-Легенда.
Но Маргетта тут же поправила его:
- Они смотрят с восхищением на королевское платье.
- И на тебя в этом платье, которое...

- ...сидит на мне как на корове седло! - со злостью закончила она и почти побежала к лавке.
- Вернись! - сказал Джо-Легенда. - И еще раз повторил, немного громче: - Маргетта, немедленно ко мне вернись!

Маргетта неохотно остановилась, сделала пару шагов ему навстречу и подняла на эльфа недовольное лицо.

- Странные существа эти люди, - прокомментировал он, подходя. - Радость они готовы превратить в страдание. Мечту - в мучение. Счастье - в повод для мыслей о Нежелании Жить, и только в лучшем случае - в Причину Для Плохого Настроения. А уж том, что они вытворяют с Любовью - язык не поворачивается говорить. Но мы с тобой, Маргетта, взрослые... ммм... люди. Назовем это так. К тому же Демона Лжи ты благополучно обменяла на Ангела и снова приваживать эту мерзопакость тебе ни к чему. Так давай же поговорим без недомолвок и тайных обид. Прямо и начистоту. Договорились?

- Договорились, - сказала Маргетта и насторожилась.
- Вот ты, например, мной восхищаешься, - с ходу начал Джо. – Ну, скажи, восхищаешься? Ведь так?

Маргетта отчаянно покраснела.
«Вот наглец!» - подумала она и уже хотела ему об этом сказать. И залепить пощечину.
Однако Джо не позволил ей воплотить задуманное. Юноша увернулся от занесенной руки и отскочил в сторону.

- Ты ответила честно. И это очень хорошо, - прокомментировал он.
- Я еще ничего не сказала! - возмутилась Маргетта и покраснела еще больше.
- Ты ответила ЧУВСТВЕННО, - заверил ее Джо-Легенда.

«Если бы он не был таким проворным, я бы ответила ему ОЧЕНЬ чувственно! - рассердилась она. - А если бы он был...»

- Помолчи, - попросил он Маргетту. - И дослушай меня до конца! Ты не просто мной ИНОГДА восхищаешься! Ты начинаешь восхищаться мной с самого утра, еще не продрав глаза! Но этого мало! И ты не забываешь испытывать это восхищение в течение целого дня! - рассказывал Джо, стараясь держаться от нее подальше. Маргетта носилась за ним. - Но и это еще не все! Твое восхищение мной происходит по самому ничтожному поводу, а чаще всего - вообще без причины! И продолжается до тех пор, пока ты бодрствуешь! И я ничуть не удивлюсь, если твое восхищение не оставляет тебя даже во сне! Поверь, Маргетта, мне это очень и очень приятно! - сказал он и улыбнулся.

Юноша перестал носиться по улице и бесстрашно к ней приблизился.
- Теперь ты можешь меня ударить. Или назвать наглецом. Если у тебя еще осталось такое желание.
Он произнес эти слова невыразимо мягко. Маргетте показалось, что голос Джо-Легенды проник ей внутрь и погладил ее сердце.

«Странно, - подумала Маргетта. - Почему он решил, что я желала его ударить? Или оскорбить? Ведь он - ВОСХИТИТЕЛЕН!»

- Мне это очень приятно, - повторил Джо-Легенда. - Но не больше. Потому что без твоего восхищения я проживу. Как проживу без восхищения короля и королевы, Свэна-Выворотня и его прелестного сынишки, а так же - без восхищения пастуха и его старшего сына. Без восхищения моего прелестного племянника я тоже прежде жил. Я жил без восхищения Айнэ и ее сестер, без восхищения эльфов и гномов, и даже без весьма оригинального проявления восхищения у Пещерного Тролля с Драконьей Горы. Я жил без чужого восхищения и дальше без него проживу. И знаешь почему? Потому что могу начать восхищаться собой в любой миг! Так ответь же, Маргетта, что мешает тебе в точности так же восхищаться собой - едва открыв глаза и до самых сумерек?

Этот вопрос застал Маргетту врасплох. В конце его долгого монолога она ожидала услышать все, что угодно, но только не это. И она, конечно же, растерялась.
- Что мешает тебе восхищаться собой!? - настаивал Джо, надвигаясь на Маргетту. Глаза эльфа прожигали ее насквозь. Маргетте показалось, как нечто в глубине ее скорчилось, сжалось и забилось в дальний уголок сознания.

«Бедный Эмрад… - затрепетала она. - Как он остался жив, когда Джо в точности так же смотрел на него…»
Ей захотелось бежать от него без оглядки. Но казалось, что Джо-Легенда окружает ее со всех сторон. Бежать было некуда. Он был везде. Маргетта закрыла глаза, стараясь хоть как-то от него укрыться.

Но на внутренней стороне своих век она вновь его увидела. Волосы Джо были сотканы из огня, в глазницах сверкали тысячи молний, на нем была алая, как кровь, рубашка, ее рассекала золотая ветвь… Он словно состоял из пламени и сиял так ослепительно, что было больно глазам. И Маргетта распахнула их еще шире.

- Я не знаю, - пролепетала Маргетта и ощутила на своем языке приторный привкус лжи. - Я... Я... Я... - запиналась она.
- Вот именно!  - восхитился Джо-Легенда. - Это и есть ответ на мой вопрос! Ты сама мешаешь себе собой восхищаться!

- Не может быть!!! - вскричала Маргетта.
- Может-может! И еще как! - заверил ее эльф. - Человеку это свойственно - воздвигать на своем пути преграды, с неимоверным трудом их преодолевать и считать себя героем. Или не преодолевать, и считать себя мучеником. А в лучшем случае - незаслуженно обиженным. Всем подряд - Жизнью, Судьбой, Господом Богом... И только обиженным САМИМ СОБОЙ никто себя почему-то не считает! Вот у нас, у эльфов, все происходит иначе...
- Вот именно! - Маргетта не дала ему договорить. - У вас! У эльфов! Но я-то - человек! Вся разница в том, что ты - это ТЫ! А я - это я! И поэтому я не могу собой восхищаться! Я могу восхищаться только ТОБОЙ!

- Так представь, что ТЫ - это Я! - упорствовал он. - Сотри между мной и собой любые границы и от души восхищайся НАМИ!
- Как я могу!? - вскричала Маргетта. - Вот - ты! Вот - я! Мы - отдельные существа! Меж нами неодолимая преграда! Граница! Расстояние! Вот оно! - и она провела ладонью по воздуху, разделяющему их тела.

- Ерунда!!! - отмахнулся Джо. - Границы - это условности! Детали! Понимаешь, ДЕТАЛИ! Устранить их - пара пустяков! - он сгреб Маргетту в охапку и прижал к себе.
Она вскрикнула и стала отчаянно отбиваться. Люди, проходившие мимо, начали на них оглядываться. Джо-Легенде пришлось не по вкусу такое чрезмерное внимание, и он выпустил Маргетту из объятий.

- Здесь слишком много посторонних, - огорчился он. - Оставим это упражнение до следующего раза. Но ты не расстраивайся! Мы решим эту проблему иначе - менее откровенно и более возвышенно. Запоминай! То, что ты - это ты, а я - это я, всего лишь детали! Их можно отбросить, легко и непринужденно, и взглянуть на Ситуацию В Целом! Помнишь, как я тебя учил? Мир - Ситуация В Целом и меж нами нет границ! Мы живем на одной земле, мы дети одного Бога! Мы - его любимые, желанные и прекрасные дети! Посмотри на меня, - и он чуть отступил от Маргетты, - у меня сожжен плащ, а на рубашке живого места нет - одни громадные дыры. И люди на улице на меня, естественно, смотрят. Но я уверен, что они смотрят на меня вовсе не из-за безобразных прорех и не из-за обугленной бахромы. Они видят меня - стройного, красивого юношу, уверенного в себе и очень доброжелательного. И от души мною восхищаются. Я не оставил им выбора и людям просто ничего не остается делать! Понятно!?

- Понятно, - сухо сказала Маргетта. - Я все уяснила. Люди на улицах смотрят на меня и видят невзрачную белобрысую девчонку, напялившую на себя шикарное платье - дорогое, но безвкусное. А рядом с ней - стройного, красивого юношу, уверенного в себе и очень доброжелательного. Что им остается делать? Только восхищаться тобой! Ведь ты не оставил им выбора! - и она решительно направились к лавке.

В ответ Джо-Легенда закатил глаза, прижал к груди руки и издал мучительный стон.

- Еще немного, - сказал он вслед уходящей Маргетте, - и я узнаю как это ужасно - быть страдающим человеком. Потому что твое невообразимое упрямство заставляет меня делать то, что АБСОЛЮТНО НЕ СВОЙСТВЕННО МОЕЙ ПРИРОДЕ. Теперь, для полного Ощущения Несчастья, мне остается только зарыдать!