Критические заметки о марксизме-34

Сергей Корягин
 Некий господин Г. написал текст в защиту марксизма. Использую этот текст как повод для размышлений. Итак, государство в истории. У Ленина – это орган, инструмент, орудие,  «особая сила для подавления угнетенного класса» («Государство и революция»). Рабовладельцы с помощью государства подавляли рабов, феодалы – крепостных крестьян, буржуазия – пролетариат. И тут все по Марксу, тут все соответствует Марксовой теории классовой борьбы. Государство в марксизме – зло с самого начала истории, зло, с которым следует покончить раз и навсегда. Сначала революция уничтожает буржуазное государство, но когда во всем мире победит пролетариат и все враги будут уничтожены, оно постепенно станет отмирать за ненадобностью. Кто же станет управлять обществом?  Функции управления обществом возьмут на себя специальные общественные институты, бесклассовые институты. И никакое насилие не потребуется. Не будет на земле голодных, преступников, маньяков Вольнодумцы, инакомыслящие сами собой вымрут (сначала, разумеется, им в этом помогут). Кому понадобится инакомыслие, когда классики открыли все до конца веков и изложили на бумаге! И внешняя угроза исчезнет, потому что кругом на земном шаре останутся лишь  пролетариат (как класс без средств производства) и его передовая партия. Нет, ученые, врачи, учителя, космонавты, дворники останутся, но они по своей психологии будут очень похожи на пролетариат и не столь строго, как прежде, будут  привязаны к своей профессии. Земледелец и поэт могут существовать в одном лице.  Земледелец сначала землю попашет, а потом попишет стихи, или наоборот.  Дворник сначала подметет двор, а потом слетает в космос, или наоборот.

Нужна еще одна революция – последняя, нужен еще один удар – последний. «Последний бой – он трудный самый». «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов. Кипит наш разум возмущенный и в смертный бой идти готов!» (Нацисты были уверены – надо выиграть последнюю войну, войну с большевиками. Остальной мир, буржуазный, разложившийся, и сам ляжет к их ногам.) И сегодня большевики пишут в своих средствах информации, вИнтернете: всякая власть – насилие, закон – это возведенная в закон воля господствующего класса, если не мы их, то они нас и пр. И делают из  сегодняшних руководителей России пугало для народа.

А почему государство – непременно орган классового насилия, подавления, угнетения, эксплуатации?  Почему не принять противоположное утверждения: государство – орган защиты, мира, регулирования жизненных процессов общества? Но политических фанатиков, я бы сказал – маньяков, всегда тянет в одну сторону, к одной противоположности: если государство, то обязательно насильник, если частная собственность, то обязательно – зло, если Америка, то обязательно – враг. Куда делась диалектика у Маркса, Ленина и их последователей, которая утверждает, что без противоположностей, без противоречий, даже непримиримых, нет общественного развития?

С самого начала государство играло в истории многоликую роль.  Первой его функцией была всегда защита рода, племени, города, граждан княжества,  более обширного объединения. Но надо признать, что эта функция легко переходила в агрессию, в захват чужих земель, богатств, пленение, уничтожение. (Нацисты присоединили к Германии Австрию, Судетскую область в Чехословакии – и аппетит их разыгрался.) Второй его функцией всегда было поддержание внутреннего порядка. Преступность, к сожалению, неистребима, люди преступают закон не только из-за голода, а по разным причинам. (Марксисты наивны, когда полагают, что сытость решит все проблемы с правонарушениями.)  И это благое дело, внутреннее, постоянно переходило в дурное дело – в попытку правителей узурпировать политическую власть, чтобы, в свою очередь, узурпировать общественные блага. Это – единственная ситуация, когда нужна революция. Убийство тирана не есть преступление. Есть у государства и социальные функции. Здесь речь идет о регулировании экономических отношений граждан и о реализации справедливости. Есть и международные отношения.

Господин Г. написал, что «все государства,  существовавшие во всемирной истории, были в равной мере тоталитарными». Несерьезно это. Тотальный (тоталитарный), всеобщий захват души и тела гражданина присущ, в основном, только диктатурам новейшего времени. И это, во-первых, связано с таким явлением, как пропаганда, которая обеспечила власти способность проникнуть в душу гражданина до  последнего изгиба. А во-вторых, с изобретением глубоко специализированных органов  безопасности, таких, как ЧК, ГЕСТАПО, вселявших в души страх. Вот нацизм. Как глубоко проник он в души немцев (почти всех немцев), можно судить по их готовности умереть за фюрера или захватить весь мир.  Вот большевизм. Как глубоко он проник в душу русских (почти всех русских), можно судить об их любви к вождю-истязателю и сегодня, когда стали известны страшные факты деятельности «гения всех времен и народов». У нас ситуация трагичнее, чем у немцев: немцы освободились от нацистов, провели денацификацию, а у нас дебольшевизации не было, и большевики, по-прежнему, хозяйничают на всех улицах и  во всех переулка Государства российского.

О Российской монархии. Она не стала тоталитарным государством. Даже диктатура ее была своеобразной. Особенно в XIX веке – веке расцвета русской культуры. Российская монархия начала серьезно реформироваться в сторону свободы в XIX веке при Александре II, продолжила –  в начале XX века при Николае II.. И могла превратиться в процветающее демократическое государство,   типа Британской монархии.  Помешали война, Февральская и Октябрьская революции.               

Об СССР господин Г. написал так: «Это государство было создано не по учению Маркса, а было создано на искаженном и извращенном марксизме». Читал я подобные байки не раз. Маркса исказили, Ленина извратили. Скучно все это опровергать. Здесь я посоветовал бы повнимательнее читать  «Государство и революцию» Ленина, где море цитат из произведений Маркса и сплошные революционные фразы. Изобилуют выражения: «классовая борьба», «революция», «насилие», «диктатура», «экспроприация»… А  что делал на практике Ленин? Воплощал их в жизнь. Сталин продолжил его дело, талантливо продолжил. 2 октября 2010 г.