Что такое культура? Кажется, вопрос так прост, а ответ на него так трудно найти. В БСЭ читаю: «Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие». Сухая информация , но от энциклопедии другого ждать и не приходится. А мне стало интересно: что думают о культуре люди, непосредственно связанные с ней. Бори;с Алекса;ндрович Покро;вский - выдающийся советский и российский режиссёр высоко оценивал значение культуры для развития государства: «Никакая экономика, никакая политика – ничто, кроме подлинной культуры, не поможет нам поднять голову». Действительно, вне культуры невозможно существование народов и государств. Культура есть некое «органическое целостное явление», утрата какой-либо части которого неизбежно ведет к общему падению культуры. А какова же роль человека в культуре? Культура появилась вместе с человеком. Человек является продуктом культуры общества и одновременно творцом этой культуры. Культура часто отождествляется с процессом человеческой жизни, ведь и человеческое сознание, и мысли – всё это тоже культурные явления. Преобразуя окружающую среду, человек одновременно перестраивает себя самого, свою внутреннюю человеческую природу. К сожалению, утрата культурных ценностей часто связана с деятельностью человека. Что же нужно, чтобы не допустить утраты культуры в обществе? Надо заботиться о сохранности отдельных произведений искусства, свидетельствах истории и научных открытиях. Особой заботой должны быть окружены архивы, библиотеки, музеи, коллекции, находящиеся во владении государства или отдельных собственников, национальные традиции и обычаи, традиционные религии. Д.С. Лихачёв в своей «Декларации прав культуры» писал: «Наша обязанность – поддерживать и совершенствовать культурный климат как наиболее благоприятный для сохранения и развития всех форм культуры». Понимание этого необходимо формировать в людях с детства. Важную роль в этом процессе играет государственная система образования. Только образованный человек способен осознать важность и ценность сохранения культуры.