Столпы православия

Крюкан Иваныч
На большей части древней территории Руси правоверие стало главенствующей религией.
В западной части Литвы всё ещё сохранялось язычество, окатоличенные поляки пытались сделать их своими единоверцами.
Великий князь Литовский Ягайло неоднократно менял своё вероисповедание в 1386 году, когда стал он католическим королём Польши.
Двоюродный брат Ягайлы Витовт, по иным источникам, племянник (см. журнал «Русская старина» за июль 1911 года), оставался православным князем.
В 1383 году Витовт принимает второе крещение, но по католическому обряду, и получает имя Вигонд, уже на следующий год он переокрещается по правоверному обряду под именем Александр. Вскоре Витовт-Вигонд-Александр уезжает в Краков, где обстоятельства вынудили его принять католичество, не меняя последнего правоверного имени.
Никоновская летопись за 1386 год, своё отношение к Ягайло высказывает так: «оженился в Лятцкой земли, взял за себя некоторую королицу, не имуще отца, ни матери, ея же ради досталося ему королевство в Лятцкой земле; и тако Ягайло жены своей ради наречен был король Лятцкой земли и оттуда бысть король».
Мирной жизни между братьями было не много, всё больше она пролетала в битвах междоусобных. За признание независимости от польской короны Витовт бился с двоюродным братом восемь лет, и справедливость, кажется, восторжествовала, добился!
Обратим взоры на юг.
Византия с приходом Палеологов теряла свои территории, а с ними и влияние в мире. Турки ещё задолго до 1453 года осаждали и брали столицу Византии неоднократно, как близкие родственники императоров. Это было похоже на родственную бойню из-за браков царственно-султанских особ. Так, османы вкупе с частью византийцев совершили переворот в 1379 году, изгнав императора Андроника IV.
Далее, восставший внук императора Иоанна V в 1390 году захватил власть у своего деда и правил под именем Иоанна VII, а организовывал этот переворот Баязид Молниеносный или Анатолий Гиссар. В инструкциях Венеции своим послам говорилось: «Если вы найдёте сына Мурада (то есть Баязида-Е.К.) в Константинополе, вы должны постараться добиться от него снятия запрета на плавание венецианских кораблей». Видимо, венецианцы были хорошо осведомлены о событиях и интригах при константинопольском дворе, от которых расшатывался трон империи. Порождались бунты и недоверие к центру восточного христианства.
Вот как отзывался о вооружённых силах Византии еврей-путешественник Вениамин из Тудели: «Для войны с турецким султаном греки нанимают людей из различных народов, так как у них нет военного мужества, они подобны женщинам, у которых отсутствует сила военного сопротивления». Короткий военный успех при императоре Мануиле I Комнине на закате XII века не сыграл положительной исторической роли, а явился очередным этапом развала некогда могущественной и огромной империи.
К тому же ставка на воинов-чужеземцев привела к активному проникновению не только многотысячной колонии итальянских католиков, но и, впоследствии, турок. Они, турки, играли роль уже не стражей, а скорее, подрывных элементов, создавая угрозу внутри государства. Тем более, в 1369 году царствующий Иоанн V-й (1341-1391 гг.) посетил папу Урбана V-го (Гильом де Гримор, 1362-1370 гг.), добиваясь экономической и военной помощи от христианского мира. Иоанн приняв католичество, подписал решение об объединении двух церквей, хотя уния была подписана ещё ранее на Лионском соборе в 1274 году.
И только благосклонное отношение константинопольского патриарха Филофея (1353-1354 гг., вторично избран на 1364-1376 гг.) к вернувшемуся католиком императору спасло последнего от всеобщего позора. А османскими законными наследными принцами византийской короны этот шаг был воспринят как оскорбление всему византийскому султанату.
Напомню, что разделение церквей (скорее, зарождение христианских церквей) произошло в июле 1054 года. За непризнание верховной христианской власти за понтификом кардинал Гумберт возложил на алтарь Святой Софии хартию, тем самым, отлучив от церкви византийского патриарха Михаила Кирулария (1043-1058 гг.). Константинополь ответил срочным созывом собора, где и провозгласили западной церкви АНАФЕМУ. Однако старания Иоанна Кресцетиля (прообраз Иоанна Крестителя) по возрождению якобы былого могущества Рима постепенно давали свои положительные результаты.
В прославлении нового христианского мира был заметной фигурой при понтифике Стефане проповедник Пётр Дамиан (прообраз апостола Петра).
Западная церковь, погрязнув в разврате, страдала от венерических болезней, но быстро поняла: чтобы сохраниться, надо ввести безбрачие для священников. Прошли века, и в начале 3-го тысячелетия католическую церковь захлестнула эпидемия педофилии, пора снимать запрет на семейные узы святых отцов, которые вместо принятия тайны исповеди всё чаще дают показания в судах о своих сексуальных играх с малолетними прихожанами. Не избежал такого скандала и современный город Суздаль, со своим отлучённым владыкой.
Есть мнение, что венерические болезни привезли в Европу моряки Колумба или такими болезнями уже страдали и до Колумба, открывшего не только Америку… Восточная церковь одобряла сохранение семьи с единой женою, опасаясь заболеваний, передаваемых половым путём.
После разделения церквей великие понтифики, начиная с женоненавистника Гильденбранда, он же Григорий VII (1073-1085 гг.) стали именоваться Отцами христианского мира, то есть папами. Всякое более раннее упоминание главы западной римской церкви под именем папа можно считать искажением фактов, проще, фальсификацией. А ведь могли называться и мамами, учитывая какой недостаток пап испытывала церковь и на престоле понтифика после Льва IV в 995 году оказалась женщина из Майнца по имени Иоанна фон Ингельхайм. Подлог раскрылся, когда у попессы, во время процессии, начались роды, обманутые прихожане и священнослужитель забросали матрону камнями, но Рим не подтверждает правоту этой истории и хранит молчание. Такой факт вызывает сомнение в своей правде о попесе.
Прошло более двух веков от раздела до второго подписания документа об объединении церквей, однако и этот отчаянный шаг не принёс ожидаемого мира и покоя.
Уже в 1373 году византийский самодержец стал юридической фикцией - после признания себя вассалом турецкого султана Мурада. Незадолго до Куликовской битвы Иоанн V Палеолог (1341 - с перерывами 1391), пытаясь заручиться поддержкой турецкого православного эмира Эрхана, отдал в гарем «варвара» свою любимую дочь красавицу Феодору. Возможно, и сам султан молился в христианском храме с большей верой, чем иные правители.

Смута, охватившая империю, заставляла Русь искать самостоятельный путь к укреплению власти и правоверия.
Показана миниатюра из арабского Евангелия XIII века, где Иисус превращает воду в вино. По такому сценарию проходила свадьба в Канне Галилейской, где в присутствии Иисуса мать Мария просит наполнять бокалы вином и обращается к слугам: «Что не скажет Он вам - исполняйте!». Вероятнее всего, состоялась свадьба Её сына и Марии из Магдалы, Иисус любил её больше, чем других учеников, и часто целовал в губы. Кем была Мария в то время, когда Учитель собирал 12 апостолов?
Она же, Мария Магдалина, первой находит и место захоронения Иисуса, все её поступки сравнимы с поступками очень близкого человека, скорее, Его жены. Псалом 44 стихи 10 и 14: «...стала царица одесную Тебя в Офирском золоте» скажем, не бедная невеста и ещё о убранстве: «Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом» Коль невеста Царица, то и Иисус-Царь: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое... и возжелает Царь красоты твоей». В средневековье её изображали по правую руку от Спасителя. Но не будем отвлекаться. Богослов Григорий Нисский называет Христа женихом, правда, женихом церкви, но если под церковью подразумевают Софию-Мудрость, то мудрость олицетворяет и Соломон. Лично мне не по душе линия жених-Соломон. Тем более, Андрей Боголюбский в переводе с древнееврейского означает Соломон. Читаем в «Повести об убиении Андрея Боголюбского», где строитель церкви каменной назван: «Сии благоверный и христолюбивый князь Андрей, уподобился царю Соломону».
 
Столпы веры, разрушаясь в Византии, обретали прочность на Руси. Здесь идёт активное строительство монастырей, в них находят пристанище воины – казаки, уставшие от ратных дел и обременённые возрастом.
Монастырь - вроде бы забота о старшем поколении, нечто вроде современных домов для престарелых, только с большей самостоятельностью, покровительством князей, огромной духовностью. Те, кто в своё время был профессиональным воином, попав в монастырь, через обращение к Богу учились не только мирному труду, но и грамоте.

http://www.famous-scientists.ru/818/