Героическая неправда

Крюкан Иваныч
http://www.famous-scientists.ru/818/

Со школьной скамьи каждому из нас известен подвиг народного героя Ивана Сусанина, нам легко представляется седобородый дедушка с палицей в жилистых руках, который заводит врагов в топкие болота и непроходимые леса. Ценой своей жизни он губит неприятелей. Откроем 25-й том Большой Советской Энциклопедии 1976 года на стр. 252: «Сусанин Иван (умер в 1613 г.), герой освободительной борьбы русского народа против польских интервентов в начале 17 в. Крестьянин с. Деревеньки близ с. Домнино Костромского уезда. Зимой 1612-13 гг. Сусанин был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до с. Домнино - вотчины Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Фёдорович. Сусанин намеренно завёл отряд в непроходимый болотистый лес, за что был замучен…» Вот такую глупость поместили в официальное, даже научное издание. Как тут не поверить? Во-первых, Романов ещё не был избран на трон в 1612 году, следовательно о каком царе может идти речь?
Во-вторых, в 1613 году близ Костромы шляхтичей уже не было и близко. Тогда, в третьих, возникает вопрос: где, когда и кого водил три месяца по лесам Иван Осипович Сусанин, уподобившись библейскому Моисею?
Только один водил своих по пустыне 40 лет, а этот морочил голову врагам с декабря 1612-го по февраль 1613 года, и, не выдержав такой несуразицы, поляки перед своей верной гибелью убили Ивана Осиповича! Только подумаешь и сразу насторожишься, бродить по лесам и болотам три месяца, чем питались? Или столь глупы были интервенты, четверть года по тылам врага ходить и кого-то искать и ни кого не встретили, упаси Бог донесут?
Оперой «Жизнь за царя» Михаил Иванович Глинка (1804-1857 гг.), основатель русской музыкальной школы, закрепил в своём гениальном произведении это героический образ и далее получивший в нашем сознании процесс исторического развития.
На днях посмотрел я телерепортаж о находке останков народного героя. Оказывается в Юсуповском болоте нашли десятки человеческих скелетов и латунных старообрядческих крестов (для сведения, латунь в России стали применять только в XVIII веке) и объявили, что с большой вероятностью среди находок должен быть скелет Сусанина, как они идентифицируют кости Ивана от погибших собирателей ягод, для всех загадка, тут паспортишко или метрики не помешали бы. Если потребуется всё найдут. Мало того, газета «КП» напечатала, а провинциальные издания подхватили сенсационное сообщение о том, «Учёные доказали: Иван Сусанин Существовал!» В газетных полосах разместилась информация, что наконец в Российском центре судебно-медицинской экспертизы (?-Е.К.) завершилось генетическое исследование останков Ивана Сусанина. Данные ДНК подтвердили–он! Вы меня извините, но я сразу почему-то подумал, останки убитых наших солдат и офицеров в Афганистане и Чечне не могут опознать до сих пор, а тут костромичи доказали, что прах почти четырёхвековой давности принадлежит родственнику Собининых. Спрашивается при чём здесь, его зять или другие сводные родственники? Сабинины естественно веками жили в одной деревне и большого ума не требуется, взяв кости с их погоста доказать истину. Видимо наши эксперты, в большинстве своём, именно такое и могут доказывать? И опять из газеты: «Чем прославился Сусанин? Крестьянин из села Деревенька Костромского уезда. Зимой 1612 - 1613 гг. отряд польской шляхты нанял Сусанина проводником до села Домнино - вотчины Романовых, где скрывался царь Михаил Фёдорович. Но Сусанин завёл поляков в непроходимый болотистый лес, за что был замучен ими. Захватчики так и не добрались до царя. Единственным документом доказательством подвига Сусанина до сих пор являлась грамота царя, в которой он даровал зятю Сусанина - Богдану Сабинину - половину деревни за подвиг своего родственника. Теперь же есть и генетические доказательства существования народного героя». Одно официальное издание повторяет глупость другого, хотя газете простительно, не энциклопедия.
Прибегнем к другому источнику, озвученному на заседании архивной комиссии Костромской губернии 8 сентября 1900 года - складывается совсем иная картина. Член Государственного Совета, статс-секретарь, действительный тайный советник Н.Н. Селифонтов сделал сообщение с использованием вновь открывшихся документов в присутствии костромского губернатора И.М. Леонтьева, ярославского губернатора Б.В. Штюрмера, преосвященного Виссариона и прочия, и прочия.
Они услышали подробный свидетельский рассказ о том, как на самом деле был спасён прародитель Дома Романовых. Информация тогда не получила широкой огласки из-за того, что Михаил Фёдорович прятался от оккупантов в помойной яме, что с точки зрения этикета совсем не к лицу царской особе и плохо вписывается на скрижали официальной истории. Вот как это описал в своей речи советник Селифонтов: «В 1612 году в свою вотчину, в село Домнино, прибыл из Москвы Михаил Феодорович со своею матерью Марией Иоанновной (в миру Ксения Ивановна Шестова, в монашестве Марфа, ум. 1631 г.-Е.К.), убегая от царящих междоусобий.
Продвигавшийся из Вологды в направлении на Кострому отряд поляков узнал о местопребывании Михаила Феодоровича, решил, во что бы то ни стало схватить его и живого или мёртваго доставить в Польшу, где уже находился его отец. Предуведомлённый об их умысле молодой царь (события происходили минимум как за 4 месяца до избрания Михаила на царство-Е.К.), бежал из села Домнина ночью в деревню Перевоз.
Не дойдя до последней, он заблудился, снова попал на вологодскую дорогу и очутился около домнинского выселка, который состоял только из одного дома крестьянина Ивана Сусанина. Узнав о преследовании Михаила Феодоровича поляками, Сусанин спрятал его в овинной яме (сам овин накануне сгорел). Чтобы скрыть молодого царя еще лучше, Сусанин обложил всю яму горящими головнями. В яму (сортира-Е.К.) он принес ему хлеба с солью и квасу.
Благодаря случайности дочери крестьянина Степаниды не было дома. Во время бегства Михаила Феодоровича выпал снег, и следы его на снегу довели врагов до избы Сусанина. Последний, спрашиваемый о Михаиле Феодоровиче, ответил незнаниями. Поляки стали его пытать, но и на пытках верный Иван Сусанин не выдал царя. Изрубив его в куски, поляки двинулись поспешно из костромских пределов, прежде тщательно поискав с собаками Михаила Феодоровича.
Из-за расплывшегося запаха гари собаки потеряли обоняние и не нашли спрятанного в овинной яме царя. Вернувшаяся домой Степанида видела мученическую смерть отца, но сама не показалась полякам и только подошла к телу отца, когда ушли враги, и громким плачем привлекла народ из Домнина. Тогда выбрался Михаил Феодорович из ямы; приказал собрать останки Сусанина и похоронить в своей вотчине Домнине, а сам отправился в Ипатьевский монастырь в Кострому под охраною крестьян.
Я цитирую прекрасно сохранившуюся на то время рукопись, исполненную неким титулярным советником Иорданским, жившим в Петербурге в середине XVIII века, но находившимся в постоянной связи с селом Домнино, где священствовал его брат Алексей. Этот документ вполне устраняет прежнюю редакцию предания, и его можно признать более достоверным, так как он был составлен на основании показаний потомков очевидцев и главной свидетельницы мученической кончины Ивана Сусанина – его дочери Степаниды. До сих пор рукопись нигде не публиковалась, хотя, судя по чёткому писарскому почерку, предназначалась для печати».
Вот и я постарался как можно бережнее передать её вам уже в третьем тысячелетии. Думаю, героизм Сусанина здесь показан не менее сильно, чем в привычной нафантазированной версии. Скажите на милость, а как бы вы поступили, став царём, повелели бы написать о том что пришлось прятаться в крестьянском дерьме или умолчали блукая по болотам? Если и есть в рассказе Селифонтова правда, то она состоит в том, что Иван ушёл на тот свет зимой 1612 года, к сожалению не прихватив с собой на тот свет оккупантов.
Истина дошла до нас, что называется, из уст в уста, из рук в руки, через века: отец Алексей Иорданский в восемнадцатом столетии собрал записи своего далекого предшественника в селе Домнино начала семнадцатого века, когда ещё были более-менее свежи воспоминания свидетелей этой трагической истории. Петербургский же советник Иорданский и изложил их связно в своей рукописи, а ещё через полвека факты из неё прозвучали на заседании архивной комиссии Костромской губернии.
В благодарность за своё спасение Романов наградил семью героя – повелел передать Степаниде, вернее, её мужу Богдану Собинину в пожизненное владение деревню Коробово (переименовано после 1917 года в с. Сусанино), освободив пожизненно от налогов: «Как Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромский уезд польские и литовские люди, а тестя его, пытали великими немереными муками, а пытали у него, где в те поры Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про Нас, Великого Государя, где Мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немереные пытки, про Нас, Великого Государя, тем польским и литовским людям, где Мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти». Так вот откуда уши и ростут, царь придумал.
Известно письмо овдовевшей Степаниды на имя Михаила Романова в 1633 году. Степанида Ивановна жаловалась на архимандрита Новоспасского монастыря, отобравшего у неё привилегии. Царь не оставил без внимания обращение дочери героя, и справедливость была восстановлена.