red

Нейро Джефферсон
         Зашел в уникодах. Моя старушка, "Сонака 407" слабовато тянет графику. Да и не нужно это — меньше вероятности залипнуть на визуальную ловушку, вон как Джимми однажды провисел на мерцателях трое суток… повезло еще, что не цапнули корпы. Для всех, кто пытается прокормиться в сетях GF-global правила просты: осторожный или мертвый. Сервера по всему Такон-сити имеют желтый или красный уровень угрозы, всевозможные вирусы и автокрэки шпандорят их наскозь. Я лично знаю лишь три зеленые, безопасные выделенки, но это не для таких, как я, а для тех, кому лимиты сливать некуда.
         В потоке символов я был, как дома. Шкурой ощущал плотность и агрессивность кодинга, течения траффиков, бесполезное копошение открытых ресурсов. Давно привык "не пользоваться глазами", двигаясь по сети. Ориентировался какими-то темными, цифровыми инстинктами, запавшими за несколько лет практики. Искал для себя добычу. Не слишком крупную, но такую, ради которой стоит возиться — с моей "Сонакой" прошлого века выпуска ничего не возьмешь легко.
         Я никогда не нарывался в глобалке. Есть ребята, кто ломает ради славы. У них скоростное железо, импульс-медийные деки и навороченный черный софт. Они, может, жгут сервера оборонки ради прикола… не знаю. Я обычный падальщик. Подбираю все, что могу продать, и этим живу. Не от того, что мне так нравится. Просто нет других вариантов.
         Пока я осматривался, меня пару раз засекли комб-эрадикаторы. Неприятные хреновины, но давно прошли те времена, когда меня от них в дрожь бросало. Если они слишком интересовались, я начинал перемещать байты вокруг себя, изображая что-то вроде дефрагментации, и они отваливали. Старая уловка сетевых мусорщиков: не знаешь, что делать, делай что-нибудь простое. Со временем это вошло в привычку.
         В конце концов я нащупал что-то обещающее. Добротная защита, ровный, четкий код без всяких агрессивных выходок. Лицензионка! Неплохо для начала. За такими заслонами обычно находятся солидные корпорации, у них можно окопаться, тырить понемногу технологии и разработки, сливать в нижнем городе — неделю или даже две, пока не засекут лазейку. Чего-то такого мне давно не хватало — на кредитке догорали последние лимиты… Я взялся за работу. Вытаскивал по байту, по кирпичику, с принципиальной аккуратностью. Другой бы кто прошел за час, а мне пришлось ковыряться до вечера, щадя свою дряхлую, уже дважды горевшую деку. Да наплевать, я ведь и так никуда не спешил. Настроение было отличным.
         Спустя пять кружек кофе и полпачки сигарет, я устало распрямился. Захотелось жрать. На часах было 8:20 pm. Десять часов как сгинули. Обычное дело, если Дэни в ударе, а сегодня Дэни поработал на "ура". Самое время отправиться в "Терабайт", расслабиться, перекусить и, может, пива выпить, если лимитов хватит… Дела мои шли очень даже неплохо. Защиту я прошел и дорылся до внутреннего кода, какого-то нового, ни разу раньше не встречал такого, но это меня как раз заводило. Если все и завтра пойдет ровно, к вечеру мне уже будет, что тащить на продажу. Мне точно надо было передохнуть, символы перед глазами разъезжались в разные стороны. Потянувшись к "power", я поймал себя на том, что новый код отображается на экране синим, вместо черного. Странно это… текстовый режим, вроде как, не предусматривает… Палец устало плюхнулся на кнопку, и я забыл, о чем думал. На пустом экране еще секунду маячили символы — зрительное эхо. Теперь они казались мне красными.
         Я слегка размялся, натянул джинсы и затхлую майку, в который раз напомнив себе перестирать шмотье, в прихожей накинул куртку, обулся. Захлопнул дверь, оставив позади застарелую свалку, прописавшуюся в моей берлоге. Пока мы были с Лисс, я иногда брался растаскивать эти завалы. А самому мне было до звездочки, бардак у меня дома или праздник. С тех пор, как Лисс смоталась, я ничего в своей жизни не менял.
         В "Терабайте" стоял галдеж. Народу было изрядно… пятница, что ли? Я на минуту завис посреди зала, раздумывая, куда впихнуться. Смарт Радсон и Норм-Паучок, заметив меня, принялись жизнерадостно махать мне из-за столика.
         — Дэни, эй, Дэниэль! Тащи ласты сюда!..
         Там еще сидели Парт, Сэм Читтер и Лерой Чанга. Сэм, фанатик "энерджи" цедил свою отраву, а прочие расслаблялись с пивком. Я малодушно понадеялся на халяву.
         Пока я жрал, парни хвалились добычей. Сегодня все почти были с уловом. Смарт удачно выхватил бета-версию новой геймухи, Норман раскурочил "Метафарм" — по какой-то причине обдолбосы из нижнего города скупали подчистую всю фармацевтику, включая пилюли от кашля и новейшие средства от потливости ног, так что технологии синтеза лекарств всегда шли по хорошей цене. У Сэмми добыча была помельче, Чанга прорубился на закрытый порно-сайт, и его реплики об увиденном здорово сбивали мне аппетит, если честно. Парт тоже себе что-то нарыл.
         — А у тебя что, Дэни?
         — Так, ничего особого. Одни перспективы, — отмазался я. Хвастаться красным кодом (называть его так казалось мне забавным) было рано, с тем же успехом он мог содержать полную херню. Но если нет… вот тогда и похвастаюсь.
         Кто-то придвинул мне банку с пивом, кто-то опрокинул пепельницу на стол. Парни расслабленно трепались о перспективах на будущее. Немного более радужных, чем это было реально здесь, в Такон-сити, но меня не напрягало. Нам всем тут по двадцатнику, если вы про возраст, когда еще мечтать? Положим, звезд мы с небес не нахватаем, сильно далеко до них отсюда, из среднего уровня мегаполиса, удушенного собственной вонью. Возможно даже, лет через пять мы станем в точности, как наши старшие товарищи: Фил Флэш, Мартин Ли или этот фрик Криставо — фатальными параноиками, навечно подключенными к глобалке, с прогоревшими от наркоты мозгами. Станем. Или нет. Весь прикол в том, что мы этого не знаем наверняка.
         Меня приятно забрал лагер, я отвис, навалившись на спинку стула и ржал с остальными над анекдотами Чанги, пусть даже анекдоты были дурацкие, все как один. Мне было легко.
         
         ***
         
         В моем скромном хозяйстве доспевала еще одна банка под окурки — кофе осталось на донышке, не больше, чем на пару кружек, а потом… не знаю. Сырую воду никогда не пробовал и опасаюсь. Лимиты за вчера упали до 9%, это значит, сегодня на них уже не пожрать и про кофе можно забыть. На пачку сигарет, пожалуй, хватит. Лучше бы мне разломать чертов красный код за сегодня, если я намереваюсь избежать унизительной процедуры общественного кредитования по друзьям-приятелям.
         Заварив предпоследнюю кружку, вернулся за деку.
         С утра я закончил разгребаться с защитой, и теперь всецело посвятил себя контенту. Чертовы значки опять казались мне то синими то красными, и в общем-то я забил на это непонятное их свойство. Скорее всего, что у Сонаки подыхает цветовая матрица — давно пора бы, я еще полгода назад ждал.
         Уникоды, Веста-юни, проксимити, микро-ассемблер, нано, SDDL  — все мимо. Ни одна знаковая таблица не подходила. Автодекодер выдал: "обнаружено 0 закономерностей". Я что, угодил в какое-нибудь бюро по делам внеземных цивилизаций? Синий код. Красное эхо. Разве такое вообще бывает: смотришь на знаки и не видишь за ними ровно ни хрена? 
         Выполз из-за стола я глубокой ночью. В ушах звенело, башка слегка кружилась, и было не до чего. Красные призраки символов маячили перед глазами. "Да пропади оно пропадом! — я шатко пересек комнату, упал на кровать. — Завтра подрежу у Норма слегка кредитов, а чертов красный сотру. Начну все заново. Начну заново жизнь. Вот будет здорово…"
         Всю ночь мне снилась эта дрянь, и к утру кое-что стало ясно.
         Утром я умылся, кое-как привел себя в порядок, собрался идти к Норму. Проходя мимо стола, включил деку — на секунду, только проверить кое-что из смутных догадок, что мне привиделись. Спустя пару часов я вдруг обнаружил, что код поддается.
         "Ну, это как если бы деревья общались друг с другом голосами птиц, — по привычке пытался объяснить я для Лисс в близких ей понятиях, начисто забыв о том, что она давно меня послала. — На каждом дереве разные птицы и порядок подачи символов аутентичный, но если выделить основные потоки, то вот она, очередность! Вот, видишь, идет обмен, все четко! И вот у них эхо-референция. Они сохраняют данные сигнала в следующем цикле! Система помнит себя! Все просто, Лисс! Просто и гениально… все сходится!!! Тогда получается… нет, пожалуй, в текст этого не преобразуешь… тут нужен объем, я тебе нарисую…"
         "Не нужны мне твои каракули, псих, — смеется Лисс над ухом. — Мне в жизни этого не понять!.. Сомневаюсь, что ты вообще помнишь, как выглядит дерево."
         "Нет, постой! Тут просто! Лисс, посмотри сюда! Лисс!.. Лисс… не уходи…"
         Плевать. Не важно. Вот этот крошечный, двадцатибитный кусок… он здесь и здесь… в каждом такте. Э, чувак, да это микролейбл… что, если подставить из нано-ansii?.. "Биотрин", — прочитал я, и по спине пошла волна озноба, волосы на голове зашевелились. Быть того не может!.. Я влез в "Биотрин"?.. Это те, что на самой верхушке хай-тека? Наногенетика, да? Это те, которые создали интернальные кристаллы памяти и хрен знает что еще, чем они хвастают на своих закрытых презентациях?.. У них даже торговых патентов нет… Охренеть…
         Меня затрясло от возбуждения, пальцы перестали попадать по клавишам. Что это вообще такое и сколько может стоить? За один лейбак "Биотрина" можно драть столько, что кредитка треснет! Блин, мне никто не поверит!.. А вчера еще мечтал начать новую жизнь… Удачно все складывается…
         Потом я наткнулся на макроциклы и понял, что код как-бы "проворачивается" в последовательности. Мне казалось, я зацепил самый принцип построения — не понял, почувствовал изнутри. Каждый шаг давал все больше ответов, и я ощущал странную боль в груди, как от падения — я сумел! Я держал свою судьбу за яйца! Это было чувство, я вам скажу…
         Позвонил Сэмми, спросил, как я.
         — Как я? Да просто охеренно! — торопливо пролаял я в трубку. — Не позже, чем завтра обо мне будет трепаться весь Такон!
         — Что ты такое несешь? Нарыл что-нибудь интересное?
         — Это будет чуть покруче "интересного"… Черт, мне щас некогда, Сэм! Давай, до скорого…
         Я бросил трубку, не дослушав, что он там сказал в ответ. Дека под пальцами была горячей — сколько мы с ней часов намотали?.. Не помню даже, ходил ли я в туалет. Красные символы были повсюду, кажется, они уже намертво въелись в глазное дно, но мне было плевать. Я видел. Я почти видел структуру!.. Быстрая, гибкая, компактная, самостоятельная, как вирус, но это не вирус, это… это… я не мог определить. Я просто не знал аналогов.
         Я отпал от деки, когда больше не мог. Часы показывали 3:40 am. Перед этим я успел набросать компилятор и оставил его трудиться самостоятельно. Завтра… то есть, уже сегодня файл будет у меня в кармане. Смогу играться с ним, смогу продать, смогу выбросить на фривар, если взмочится… Плечи мои ныли, задница затекла, но я чувствовал себя победителем.
         Двигаясь, словно зомби, я что-то нашел и что-то слопал в кухне. Какие-то сухие завтраки, хрен знает, откуда они вообще взялись. Потом добрел до окна, стер со стекла вековой слой пыли и уставился на Такон-сити. С моего жилого уровня вид открывался неплохой, и я увидел сквозь грязный стеклопластик то, что должен был увидеть: габаритные огни ховеров, плывущих мимо призрачных блоков "голографикс-дайджест" в глубинах темного ущелья улицы, затиснутой между плоскостями мегаскребов. "Заблудшие души…" — подумал я про эти крохотные огоньки. Зрелище нагоняло подспудную жуть. Может быть завтра… или даже сегодня вы все будете болтать о Дэни Проксиме, удивляться, как повезло ему однажды, обычному парню, заурядному мусорщику глобалки. А Дэни увидит этот мир по-другому, с высоты небывалых возможностей или даже сквозь иллюминатор орбитального шаттла, уносящего его подальше от гигаполиса Такон-сити, горьких воспоминаний, ненужных побед и вообще от всего, что здесь было. Новая жизнь. Жаль, что ты не со мной сейчас, Лисс…
         
         ***
         
         Сны были красными. Темнота под веками набрала цвет, загустела, сделалась вязкой. Красная тьма приближалась ко мне, и раньше, чем проснулся, я закричал…
         Вскинувшись на кровати, я увидел собственную комнату бредово расплывшуюся в алой дымке. У меня был жар, или что-то в этом роде, во рту пересохло начисто. Я провел руками по лицу. Что это?.. что со мной?.. Что-то не так…
         Стены и потолок неприятно растягивались, пока я, шатаясь, брел на кухню, чтобы напиться. Похоже, триумфальное шествие отменяется?.. Похоже, малыш Дэни прихворал?.. У меня было чувство, что я разваливаюсь на куски. Я глотал воду из-под крана, она падала в желудок холодными, скользкими комками, вызывая тошноту. Напившись, надолго завис над раковиной, опираясь на края растопыренными ладонями и боясь, что меня вывернет, как только я отойду.
         Нужно что-то… что в таких случаях?.. я же хотел… чтотосделать…
         Мысли были тяжелыми, как камни, требовались колоссальные усилия, чтобы понять, что они означают…
         В кухне было то же самое. Что-то неправильное. Блин, я что, спятил?.. Может, просто сплю? Да, сплю, а мои перегретые мозги кормят меня кошмарами. В таком случае, все в порядке. Надо только проснуться… и надо только про… но ведь я уже, разве нет?
         Я опустил взгляд на руки. Они были покрыты красными символами. Я дернулся от ужаса, и символы пропали.
         Боже праведный… похоже, у меня в голове и правда что-то перегорело…
         Я стоял там целую дурную вечность, соображая, куда себя деть. Меня сдернули с места условные рефлексы. Цепляясь за стенку, я дотащился до рабочего стола, плюхнулся в кресло. Рефлексы… "Биотрин"… красный… а, ну да. Я же вчера…
         Компилятор закончил работу. Я пробежал глазами расшифровку. Программа. Я понял бы больше, не будь мне так жарко, и голова… гудела, как перегруженный трансформатор… какие яркие красные символы… у меня заслезились глаза. Не хочу я этого читать… не соображаю, не хочу… мне нехорошо… нет, надо. я же все-таки…
         Я кое-как пробежал глазами пусковую часть. Да, похожа на вирус… может работать хоть где, даже на голых уникодах… только что она делает?.. куда эти обращения?.. и что за команды?..
         На глаза попались обрывки текста — компилятор здорово поджемил его, но кое-что читалось…
         …тестовая верси%... блок 5*76 комплек;ного проек+а "FIRELock"… активной системы безопа@@@ти.
         Заказ 55Z/v.
         Заказчик "Хид Этернал ИНК".
         Скоростное нейроакцепторное ядро для запуска биохимического процессинга типа "с", моделирующее бета-стаз "волновая чума", разновидность "красная". Внимание! Соблюдать осторо###сть при запуске блока. Производить тестирование в условиях кра%%%@... &сти… на… 5%%циально предназначеных объектттттттх… , соблюдать секре***сть.
         Данное программное обеспечение не подпадает под конвенцио:66:::33#ое соглашение КиберЮнити о неприкосновенности пользователя компьютен00ых сетей GF-global. Вероятность фатального исхода при исполь?88овании данного программного обеспечени/// бе3 предохр…нительных green-ограничител>>> превышает 100%...
         Дальше я не читал. Фрагменты памяти уже рушились горящими пикселями, гасли в липкой темноте безысходности.
         Вероятность фатального исхода…
         Комната вокруг меня погружалась в багровые сумерки.
         100%...
         Вот и все, Дэнни-бой. Боже, как глупо… я украл собственную смерть. Волновая чума — реликтовая болезнь, единственная из всех болезнь-излучение, передающаяся через биоритмы мозга. Кто бы мог подумать, что найдутся охотники оцифровать и продать эту дрянь?!.. И вот почему код выглядел так странно.
         Что ж, пора прощаться. Считается, никто больше не может заболеть волновой чумой. А потому и вакцину от нее давно не выпускают. Фатальный вирус… фатальное везение…
         Мне всегда казалось, что смерть — нечто страшное. Но мне не было страшно. Пока я сидел там, выгорая изнутри, отсчитывая последние минуты, как перегруженная дека, я ощущал полнейшую бессмысленность собственной гибели. Я бы плакал, но в пересохших слезных железах был только песок…
         
         ***
         
         В "Биотрин" обнаружили проникновение около полудня: крошечный сбой в защите, такой незначительный, что могли бы и проглядеть. Однако сигнал отследили. На адрес отправили двух специальных агентов в сопровождении корп-полицейских.
         Корпы взломали дверь и остались ждать снаружи. Агенты вошли.
         — Посмотри-ка на это, — сказал один, остановившись над телом мертвого паренька. Волосы и ногти трупа дымились, распространяя характерную вонь.
         — Бета-тестирование, — ухмыльнулся второй. — Ребята из "FIRELock" заплатят нам премиальные, если привезем образцы.
         — Это не заразно?
         — Откуда мне знать?..
         — Нет уж. У меня и так мороз по коже от всей этой херни. Ковыряйся сам, если хочешь.
         Его напарник снова ухмыльнулся.
         Перейдя комнату и аккуратно переступив голову трупа, он потянулся к деке.
         — Ничего себе… "Сонака 407"… как он на этой рухляди смог доковыряться?.. — нажав на "power", он вынул из гнезд все разъемы, убрал деку в пластиковый пакет, оставив провода лежать на столе. — Вот и все. Чисто и быстро. Неси баллоны с пеной.
         
         ***
         
         Смарт Радсон, Сэм и Норман-Паучок возвращались из "Терабайта", шли через внутренние уровни мегаскреба, чтобы срезать дорогу.
         — Эй, может заглянем к Проксиме? — вдруг предложил Сэмми, оборвав длинную путаную историю, которую сам же рассказывал.
         Радсон одарил его скептическим взглядом — Сэм был изрядно под градусом, и оттого сверх меры общителен.
         — Лучше бы ты топал спать прямым курсом, приятель…
         — Нет, правда! — воскликнул Сэм. — Он мне хвастал на днях какой-то суперсклю… склюзивной хренотенью! Может, продал ее и отрывается…
         — Давно не видно его, — обронил спокойно Норман.
         — Работает, — пожал плечами Радсон. — Иначе приперся бы в "Терабайт"…
         — Да нееет! — ввязался Сэм. — Старик Дэни всех нас перехитрил! Я вам говорю, он в отрыве! Но! Мы его перехитрим тоже! Завалим прямо в разгар вечеринки!.. Айда за мной, парни, тут близко, тремя уровнями ниже…
         Не слушая возражений, Сэмми шатко устремился вперед. Радсон и Норм двинулись за ним без энтузиазма на лицах.
         — Ты значит, безо… безо… бразничаешь… — приговаривал Сэм, дергая входную дверь на себя.
         Приятели скептично смотрели на его борьбу.
         — Заперто, — глумливо прокомментировал Радсон.
         — И музыки не слышно, — заметил Норман.
         Но тут створка поддалась и медленно раскрылась.
         — Эй… это что?.. — весело удивился Сэм, уставившись на сплошную пористую поверхность в дверном проеме. — Шутка, что ли, такая?.. — улыбка медленно сползала с его лица, превращаясь в жалкую гримасу. — Ре… ребята, что за хрень?..
         — Пеноблокада… — проговорил Радсон глухо.
         Все трое замолчали, и с каждой секундой молчание делалось все тяжелей.
         Первым очнулся Норман.
         — Мотаем отсюда, — произнес он негромко. Кивнул Радсону, сцапал Сэма за шиворот и поволок прочь.
         — Норман, стой, отцепись! — жалобно ныл парнишка. — Я не понял, где Дэни? Что там нахрен стряслось? Откуда эта черная дрянь в дверях?..
         — Сэмюэль! — Норм жестко тряхнул его. — Ты не хочешь этого знать, понял? Запомни как следует!!! Тебя это тоже касается, — прибавил он в сторону Радсона.
         Тот быстро кивнул, прикуривая сигарету. Зажигалка вздрагивала у него в руке.