Фильм Романа Поланского Призрак - рецензия

Аарон Афанасьев
Призрак. The Ghost Writer.
2010 г. Фильм Романа Поланского.
Удостоен «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру.
Рейтинг IMDB: 7,5.

Внимание: раскрывается сюжет фильма!
Spoiler alert!

Талантливый писатель нанят в качестве литературного негра (призрака) дорабатывать автобиографию бывшего премьер-министра Великобритании Адама Ланга. Все бы ничего, но, его предшественника, который работал над автобиографией до него, нашли погибшим, вроде бы, в результате несчастного случая.
Призрак берется за дело и оказывается впутанным в политико-детективную историю.  В то же самое время вокруг имени Ланга разразился скандал: его обвиняют в пособничестве применению пыток.
Призрак анализирует все доступные ему факты, проводит свое расследование, в котором ему немало помогли материалы и подсказки, оставленные его погибшим предшественником.
Благодаря оставленной в навигаторе автомобиля программе он попадает в дом профессора, который изображен на фото студенческих лет вместе с Адамом Лангом. Затем из интернета он узнает, что профессор связан с ЦРУ. Так, шаг за шагом Призрак распутывает сложный клубок,  и приближается к пониманию истинного положения дел. Он сообщает о своих догадках Лангу, которого сразу убивают, чтобы правда не вышла наружу.
Уже на презентации готовой книги-автобиографии, которая, в связи с политическим скандалом вокруг Ланга и его убийством обещала мгновенно стать бестселлером, Призрак случайно получает еще одну, ключевую подсказку и расшифровывает самое важно послание, оставленное в строках черновика автобиографии прежним автором-призраком: «Жена Ланга Руфь была завербована как агент ЦРУ профессором Полом Эмметом из Гарвардского университета». Теперь Призраку все стало кристально ясно.
Оказывается, супруга премьер-министра, являясь агентом ЦРУ, манипулировала своим мужем и премьер-министром в пользу США.
Мало того, выходит, что и замуж она вышла за него еще в студенческие годы тоже по заданию спецслужб! Будущего премьер-министра для того, чтобы он занял один из ключевых государственных постов, умело пестовали, растили, продвигали, незаметно для него самого. В связи с этим вспоминается отличный фильм «Шоу Трумана», где герой был героем телесериала, сам об этом не знал, а все его окружение, включая супругу, состояло из актеров, руководимых режиссером. Так и изображенный премьер-министр без его ведома был втянут в затяжную игру и почти всю сознательную жизнь его хитро заставляли играть нужную определенным кругам роль. И применять пытки он поспособстовал, будучи подвигнут к этому хитрой супругой. 
Едва Призрак сообщает Руфи то, что он выяснил, как его тут же сбивает машина. Спецслужбы умеют хоронить свои секреты. Конец фильма.
Политика в фильме предстает делом грязным, где почти нет места честной и открытой позиции, в противном случае политик будет сметен с политической сцены.
Фильм предъявляет требования к вниманию зрителя, иначе можно чего-то не уяснить. Но и у самого внимательного зрителя останутся вопросы: слишком уж мутная это среда - политика. Как триллер фильм исполнен превосходно: критики отмечают, что уровень мастерства здесь сравним с хичкоковским. Вместо беспорядочной клиповой съемки, здесь блестяще выверен каждый кадр, каждое движение камеры - old school.
Фильм Романа Поланского (совместное производство Германии, Франции и Великобритании) содержащий явный антиамериканский посыл, изображающий спецслужбы Америки, в том числе, через олицетворение их в неприятной, изворотливой, беспринципной супруге Ланга, в самом неприглядном свете, в какой-то степени является ответом художника на преследование со стороны американцев в связи с обвинениями в изнасиловании 13-летней, случившимся несколько десятилетий назад.
Актеры и игра. Очень органично выглядит в главной роли Эван Макгрегор: писатель вышел скромный, честный, думающий, немного не от мира сего.
Пирс Броснан убедителен в роли Адама Ланга: сильный характер сыгран отлично.
Руфь изображена отталкивающей. Прекрасно справился с задачей Роберт Пью, изображающий Ричарда Райкарта: очень верится, что таковыми и бывают настоящие политики.
Профессор Пол Эммет выглядит зловеще.
Ведущие критики, в основном, оценили фильм высоко.