Рим. Подражание Гоголю или путевые зарисовки

Елена Юрьева
        Мы с подругой быстрым шагом торопились  к отелю «Grand Fleming»,  где нас ждал экскурсионный автобус.

 - Лена, какой город!  Невозможно, какой город!  Ты, Лена, обязательно напиши о нём... Ох, с ума сойти. Все эти руины, форумы, колизеи.
А собор Петра? А Ватикан?...  Нет, Лена, обязательно напиши.
- Да, столько о нём уже писали. И такие люди..., -  растерянно говорила я.
- Люди. Что тебе - люди.
- И Гоголь писал. «Рим». Читала?
Она отмахнулась:
- Ой, Лена, ты же знаешь, я кроме тебя ничего не читаю.
- Получится – подражание. Сколько в меня стрел полетит.
- А ты напиши лучше Гоголя, тогда ничего не полетит. 

   Я смеялась на весь Рим и думала: «Ну, у кого есть ещё такие друзья?"

   Подражание Гоголю. Хорошее название. Но – точно полетят.

   

И всё же:

                Рим. (Подражание Гоголю).


     А началось  всё так. 
    Имея некоторое отношение к астрологии, я разложила перед собой  ЭФЕМЕРИДЫ Рафаэля.  Хотелось посмотреть, что там нам «символические небеса» сулят насчет поездки.
Это было лето 98-го года. Ну, вы все помните его, я думаю.
Июль. Смотрю. Если  ехать, то сейчас. Или - никогда. Звоню:

- Наташка, что делать будем?
- Меня в отпуск не отпустят. Ни за что!
- Да и у меня – ни копейки!
- Ну, деньги я тебе дам. Потом отдашь. Мне-то как быть?
- Может – бюллетень?

(Забился, забился опять в нас интерес к авантюрным действиям).

      В общем, поехали. То есть – полетели. Рады – не то слово. Это первый раз, после всех этих занавесей (понавешивали, понимаешь, железных).
     Летим, пивко пьем, смеёмся. А рядом - женщина. Вся в себя ушла. Никуда не смотрит. Сидит. Страдает.
Но когда она заметалась по самолету с воплями: Выпустите меня! Выпустите!  -  удивились. Ну, кто ж её выпустит на высоте 9000м?
    А потом я догадалась. Аэрофобия.

- Чего это она? – спросила Наталья.
- Боится, что разобьёмся, - спокойно сказала я, глядя в иллюминатор.
- А ты что, совсем не боишься?
- Нет.
- Совсем, совсем?…
- Не-а, - я повернулась к подруге и иронично-назидательно сказала: Чем бессмысленнее жизнь, тем невыносимее мысль о смерти...  Это не я, это кто-то умный сказал.
- У тебя она очень осмысленная, хочешь сказать,  –  подруга... с ехидцей.
- Ну, не знаю. Сына родила. Дерево посадила. Дом достраиваю.  Да, и рано или поздно -  придется, - говорила я, глядя на (уже не символические) небеса.
- Но ведь не хочется...  Вон, Лев Толстой – детей кучу нарожал, а все равно – не примирился…
- Ну, не он рожал. Это – не в счет. Мужикам я это не засчитываю.
- Слушай, Лев Толстой и деревьев насажал немерено, - как-то задумчиво говорила подруга.
- А деревья все, которые посадил – спилил, - сказала я, опасаясь, что подругу затянет эта тема, да еще в самолете; - Фильм показывали документальный. Как он свою березовую рощу пилит.
- Лен, а он дом построил?
- Сомневаюсь. Да что ты, в самом деле. У нас Рим впереди.
- Да. Разбиться, так хоть на обратном пути...
- Ой, Наташка, смотри, а крыло-то и правда покачивается и как-то оно плохо залатано, -   весело сказала я.
    Наталья стала толкать меня в бок. Я посмотрела на сидевшую с нами женщину и заткнулась. Она побледнела от моих слов и чуть было опять не забегала по самолету, а потом вкрадчиво обратилась к нам:
 - Я все слышу девочки, простите меня, это я всё...  Это из-за меня такой разговор. Вот так всю дорогу...  Боюсь и все равно - летаю…
Наталья обратилась к женщине:
- Вы - не надо. Вы не беспокойтесь. Вот она - астролог. Она все про себя вычислила. Если она не разобьётся, то и мы вместе с ней. Вас как зовут?
- Валентина. 
- Вы, Валентина, нас придерживайтесь, и всё в порядке будет.
- Спасибо, девочки. Я только в самолете такая. Ой, девочки..., –  она качала головой, а потом обратилась ко мне, с надеждой...
- А что, правда ничего не случится?
- Да так... Небольшие травмочки...  У меня.

     Мы пошли в хвост самолета, покурить. Смотрим и Валентина за нами:
- Девочки, я уж решила вас во Всём придерживаться. Я подумала, если самолет вдруг развалится, то хвост, может быть, как-нибудь удачно спланирует.
   Мы серьезно и симметрично закивали головами… 

     Потом был Рим, Венеция, Флоренция, Пиза, Неаполь, Помпеи.
Везувий - прямо перед глазами. Реальный такой. 
    Венеция со своими каналами вместо улиц. Совершенно нереальная. Мерцает, отражается в зеленоватом зеркале Лагуны. 
Я вспомнила, как будучи школьницей и узнав, что Венеция уходит под воду, что лагуна ее поглощает - проплакала весь день. Да не один. От горя...  Что никогда Венецию не увижу.
    Пизанская башня – чудо ажурное. Все наклоняется, наклоняется...  Вот  ведь,  благодаря какому-то архитектурному просчету - известна во всем мире... (чудны дела Твои, Господи).
    Во Флоренции был дождь. Теплый, спокойный, непродолжительный. Снизошел на свой цветок - на Флоренцию. Оросить её, напоить, чтобы цвела в веках. Благодаря этому дождю,  я сорок минут провела с Беатриче. Одна. В церкви Санта-Маргарита деи Черки. Где она похоронена. Я и Беатриче. Никого больше. Только Данте...  где-то за спиной... шептал:
 
             Она такими дивными глазами
             Огонь любви метнула на меня,
             Что веки у меня поникли сами,
             И я себя утратил, взор склоня….

 И музыка...  откуда-то  сверху....

     А напротив  замка Барджелло, в витрине, я увидела статуйку Гермеса.
(У меня с ним особые отношения). И – запала. Мраморная. Полторы тысячи долларов.
- Наташка, с места не тронусь. Купи.
- Да ты уже тронулась! У меня нет столько...
- Я сейчас здесь просто умру...
 А Валентина (она нас так и придерживалась) оказалась переводчиком, несколько языков знала. В совершенстве.
- Валентина, работайте...  Надо купить, хотя бы за тысячу..., -  обратилась Наталья к  ней, - посмотрите на Ленку, что с ней сделалось.
    Что там Валентина говорила на итальянском - мы не знаем, но продавец после этого разговора продал нам фигурку в два раза дешевле. Жал мне руку. Так на меня смотрел! И все повторял: " Ма - донна, ма - донна…" 
     Крылатый Гермесик и сейчас стоит у меня на пианино. Бог всяких там авантюр. Птичка моя.

    В Пьезаро три дня жили в шикарном отеле «Cruiser Congress». 
Плескались в адриатических волнах. Потом загорали под солнцем Италии. 
Но я, конечно, не выдержала:
- Лежу и чувствую, как бесследно исчезаю. Валяться на пляже, когда недалеко Сан-Марино. Другое государство. Крошечное. Поехали.

    Сан-Марино, как мне показалось, состоит из одной крутой улицы, сплошь усеянной винными лавками.
    Мы пили «Слезы Христа» (Lacrima Christi) и, вообще, наклюкались прилично.
Я раздухарилась и спрашивала продавцов: - А слезы Марии Магдалины есть? А слезы Девы Марии? А апостолов Петра и Павла? А «Слеза Комсомолки»? 
 И хохотала...
Наталья с Валентиной даже отворачивались от меня и отходили подальше. Им, видите ли, было неудобно.  А я смеялась и говорила, указывая на них:
-  They are all with me. (А они все со мной)

     В Риме....  Оживали в воображении форумы. Поднимались храмы  из руин, воскресали...
Прикрыла глаза, прислушалась, переместилась во времени. 
Ах, да...  Это Юлий Цезарь – «Римляне, сограждане, друзья! Слушайте мою защиту и не нарушайте тишины, чтоб вы могли слышать мои слова. Верьте мне, не сомневаясь в моей чести, и заплатите дань уважения …»

           А травмочка у меня все-таки была. Небольшая.
  Мы переезжали из Флоренции в Венецию. Все сидели на своих местах, слушали Лучано Паваротти. А я бегала по автобусу. Смотрела то в одни окна, то в другие. Горы (Апеннины!), долины, вековые оливковые рощи, знаменитые виноградники, замки. И – авария. Врезался в нас грузовик. Ну и я – кубарем. Через весь автобус. Италия Франции в футбол проиграла. Кажется в последнюю минуту, по пенальти. У нашего водителя – траур. Да и у всей Италии. Он черный от горя, а ему нас везти. В Венецию. Еще один автобус экскурсионный остановился. С Японцами. Японцев в Италии, я вам скажу...  Сидят в автобусе, на нас глазеют. А мы на них.
Карабинеры приехали через 10 минут. И это в горах. Представляете? Выяснили очень быстро, что виноват водитель грузовика (у него ведь тоже – траур). 
   Мы снова поехали. Но я то упала. Бок болел…

   А потом – ничего, никаких происшествий. Ни у кого. Только когда в Москву прилетели, кое-что случилось. Как я и вычислила. Дефолт.
Точно уж ни в какую Италию бы не попали.

    Долг Наташке я целый год отдавала. Взяла одни доллары (доллар стоил шесть рублей), а отдавала  другие (через очень короткое время он уже был двадцать шесть).
Это так рубль отпустили в свободное плавание.      


                * * *


    И все же... все же...

                Рим. Подражание Гоголю.


"Надо перечитать хотя бы", - подумала я. Уже в Москве.

                «Рим» Гоголь.

 Читаю:

...................... Ой, мама......................  Oх, ну пишет......................

.... Все.....................Это невозможно..............................................


............... Снимаю шляпу............................. жую ее ............... от

своей  беспомощности............. и посыпаю голову пеплом......

что даже в мыслях дерзнула.............. Фу............... Слава богу..............  Ну,

теперь-то не полетят......


Вот такие арабески….


           Читайте Гоголя. И - в Рим. (Пока опять не понавешивали...).