Опровержение синергетики

Зубаир Османов
Для того чтобы подвести под эволюционное учение хоть какую-нибудь основу, эволюционисты придумали особую науку, которую назвали красиво: синергетика. Слово это означает совместное действие. Предметом синергетики являются сложные самоорганизующиеся системы.

Главная идея этой науки – это идея «о принципиальной возможности спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации».  На чём же базируется это, по меньшей мере очень смелое утверждение о возможности самопроизвольного самоупорядочения беспорядочной материи? Что это за чудотворная самоорганизация, ведущая от хаоса к порядку?

При попытке разобраться в этих вопросах, читатель наталкивается на ряд терминов, таких как флуктуация, бифуркация, диссипация и т. д.  Рисуется примерно следующая картина. Пусть дана некая открытая неупорядоченная система, через которую проходит мощный поток энергии от источника, находящегося вне данной системы. Под действием внешних сил элементы данной системы подвергаются флуктуациям. «Под флуктуацией физической величины понимается отклонение истинного значения величины от её среднего значения, обусловленного хаотическим тепловым движением частиц системы».  Другими словами этот термин можно определить как «случайное отклонение системы от её закономерного состояния».  Выведенная из равновесия система стремится вернуться в прежнее состояние, но внешнее воздействие не позволяет ей сделать это, а, напротив, гонит её прочь от равновесия.

Таким образом, флуктуации, наслаиваясь друг на друга, приводят систему в состояние, далёкое от равновесия. Поначалу эти состояния носят обратимый характер. Но дальнейшее продолжение процесса может привести систему к точке, в которой происходит разветвление пути, по которому идёт развитие событий. Эта точка, именуемая точкой бифуркации, является рубежом, пройдя который система попадает на один из нескольких вариантов развития событий. Причём, если изменения, происходившие до точки бифуркации были обратимы, то за этим порогом они приобретают необратимый характер. Выбор того или иного пути происходит по воле случая. Но попав на один из путей, система уже не может вернуться в предбифуркационное состояние, а вынуждена развиваясь дальше порождать так называемые диссипативные структуры. Понять смысл последнего термина можно, узнав, что такое диссипация. Слово это означает рассеяние. Речь здесь идёт о рассеянии той энергии от вышеупомянутого внешнего источника, которая проходит через систему. И вот предполагается, что эта рассеиваемая при прохождении через систему энергия порождает некие диссипативные структуры. Их можно было бы также назвать рассеянными структурами, но тогда рушится вся наукообразная мишура, которой окутана вся эта ахинея, именуемая синергетикой.

Думаю, что читатель несколько недоумевает, не в силах понять к чему все эти общие разговоры о каких-то системах, флуктуациях, бифуркациях и диссипациях. Попытаюсь объяснить на частном примере.

Поставим на газовую плиту кастрюлю с холодной водой. Пока под ней не зажжён огонь, кастрюлю можно считать изолированной системой, тогда как после зажжения огня она становится открытой системой, подверженной воздействию внешнего источника энергии. Вначале вода в кастрюле ведёт себя спокойно, накапливая подаваемую извне энергию. Но с какого-то момента она оказывается не в силах усвоить этот поток энергии. И тогда в ней начинают возникать конвекционные потоки, завихрения и т. п. На языке синергетики это называется возникновением диссипативных структур. Отсюда делается вывод: под действием тепловой энергии, не обладающей никакой программой, частицы воды самоорганизовываются, образуя структуры, облегчающие сквозное прохождение энергии. Значит, возможна самоорганизация неупорядоченной материи под действием тепловой энергии. А, следовательно, идея о возникновении живых организмов из неживой материи без участия Творца выглядит не столь абсурдно.

Может показаться, что я умышленно искажаю идеи синергетики, стараясь представить её в карикатурном виде. Во избежание подобных подозрений привожу несколько цитат из книг сторонников этой теории.          
В качестве примеров, якобы подтверждающих возможность самоорганизации неупорядоченной материи из учебника в учебник кочуют ячейки Бенара и лазер. Далее идёт объяснение того, о чём идёт речь.

«1. Ячейки X. Бенара. В сковородку наливают минераль¬ное масло, для наглядности подмешивают мелкие алюминие¬вые опилки и начинают нагревать. При небольшом перепаде температур передача тепла от нижнего слоя масла к верхне¬му идет только за счет теплопроводности, и масло является типичной открытой хаотической системой. Но при некото¬ром (критическом) перепаде температур между нижним и верхним слоями масла в нем возникают упорядоченные структуры в виде шестигранных призм (ячеек). В центре ячейки масло поднимается вверх, а по краям опускается вниз. В верхнем слое призмы оно движется от центра при¬змы к ее краям, в нижнем – от краев к центру.
2. Работа лазера. Рабочей средой твердотельного ру¬бинового лазера является рубиновый стержень, на торцах которого устанавливается два качественных зеркала (резо¬натор). С помощью мощной лампы накачки атомы рубина приходят в возбужденное состояние и начинают излучать. Их излучение является пока хаотическим, независимым друг от друга, и лазер работает как обычная лампа. Но при определенном (критическом) значении мощности накачки происходит скачкообразный переход работы лазера от хао¬тического излучения к самосогласованному. Коллективное излучение атомов становится когерентным (упорядочен¬ным), обладающим рядом замечательных свойств».

В следующей цитате изложены основные идеи синергетики в том виде как её себе представляют сторонники этой теории.

«Итак, синергетика утверждает, что развитие открытых и сильно неравновесных систем протекает путем нарастающей сложности и упорядоченности. В цикле развития такой систе¬мы наблюдаются две фазы;
1. Период плавного эволюционного развития с хорошо предсказуемыми линейными изменениями, подводящими в итоге систему к некоторому неустойчивому критическому со¬стоянию.
2. Выход из критического состояния одномоментно, скач¬ком и переход в новое устойчивое состояние с большей степе¬нью сложности и упорядоченности.

Важная особенность: переход системы в новое устойчивое состояние неоднозначен. Достигшая критических параметров система из состояния сильной неустойчивости как бы «сваливается» в одно из многих возможных новых для нее ус¬тойчивых состояний. В этой точке (ее называют точкой бифуркации) эволюционный путь системы как бы разветвляется, и какая именно ветвь развития будет выбрана — решает случай! Но после того, как «выбор сделан», и система перешла в каче¬ственно новое устойчивое состояние — назад возврата нет. Процесс этот необратим. А отсюда, между прочим, следует, что развитие таких систем имеет принципиально непредсказуемый характер. Можно просчитать варианты ветвления путей эволю¬ции системы, но какой именно из них будет выбран случаем — однозначно спрогнозировать нельзя.

Самый популярный и наглядный пример образования структур нарастающей сложности — хорошо изученное в гид¬родинамике явление, названное ячейками Бенара. При подог¬реве жидкости, находящейся в сосуде круглой или прямоуголь¬ной формы, между нижним и верхним ее слоями возникает не¬которая разность (градиент) температур. Если градиент мал, то перенос тепла происходит на микроскопическом уровне и ни¬какого макроскопического движения не происходит. Однако при достижении им некоторого критического значения в жид¬кости внезапно (скачком) возникает макроскопическое движе¬ние, образующее четко выраженные структуры в виде цилинд¬рических ячеек. Сверху такая макроупорядоченность выглядит как устойчивая ячеистая структура, похожая на пчелиные соты.

Это хорошо знакомое всем явление с позиций статистиче¬ской механики совершенно невероятно. Ведь оно свидетельст¬вует о том, что в момент образования ячеек Бенара миллиарды молекул жидкости как по команде начинают вести себя скоор¬динированно, согласованно, хотя до этого пребывали в совер¬шенно хаотическом движении. Создается впечатление, что ка¬ждая молекула «знает», что делают все остальные, и желает двигаться в общем строю. (Само слово «синергетика», кстати, как раз и означает «совместное действие»). Классические ста¬тистические законы здесь явно не работают, это явление иного порядка. Ведь даже если такая «правильная» и устойчиво «кооперативная» структура и образовалась бы случайно, что почти невероятно, то она тут же распалась бы. Но она не рас¬падается при поддержании соответствующих условий (приток энергии извне), а устойчиво сохраняется. Значит, возникнове¬ние таких структур нарастающей сложности — не случайность, а закономерность».

Аналогично рассуждают Николис и Пригожин в известной книге «Познание сложного». В ней авторы ставят вопрос о том, как можно дать определение понятия «сложность». Для ответа на этот вопрос они рассматривают пример кастрюли с водой. Пока вода холодная частицы воды находятся в хаотическом движении. Но если её разогреть, то в ней появляются конвекционные потоки. В этом авторы усматривают согласованное поведение частиц, которые до этого находились в хаотическом движении, что их приводит в благоговейный восторг, о чём свидетельствует следующая цитата.

“Тот факт, что такое огромное число частиц может демонстрировать когерентное поведение, несмотря на случайное тепловое движение каждой из частиц, является одним из основных свойств, характеризующих возникновение сложного поведения”. 
Вот ещё одно описание самоорганизующихся систем, в котором внимание акцентируется на том обстоятельстве, что энергия, проходящая через систему, навязывает ей такие структуры, которые облегчают прохождение энергии через систему.

«Теперь остановимся на отмеченном выше фундаментальном сходстве между данными структурами. Рассмотрим его на приме¬ре ячеек Бенара. При разогреве китового жира и достижении не¬которого критического значения в нем возникают правильной шес¬тигранной формы конвективные ячейки. Анализируя их особеннос¬ти, Пригожин отмечает: «Слабые конвективные токи... существуют всегда, но ниже некоторого критического значения... эти флуктуации затухают и исчезают. Если же мы превышаем критическое значе¬ние градиента температуры, то некоторые флуктуации усиливают¬ся и порождают микроскопические течения. Возникает новый мо¬лекулярный порядок, по существу гигантская флуктуация, стаби¬лизируемая за счет обмена энергии с внешним миром. Этот поря¬док характеризуется возникновением того, что принято называть «диссипативными структурами» (Пригожин, 1985).

Что такое в сущности конвективные ячейки и возникшая на их основе диссипативная структура? Когда разогревается жидкость, она, как отмечалось, не просто разогревается, но и становится переносчиком тепла, через нее возникает сквозной поток энергии. До некоторого критического значения такой поток не вызывает в жидкости, или, скажем так, системе, структурных изменений. При достижении критического значения перенос тепла тем же спо¬собом, что и на докритических участках, становится неоптималь¬ным, или, быть может, система попросту не справляется с пере¬носом большого количества поступающего тепла, и поэтому воз¬никает необходимость возникновения более интенсивных простран¬ственно организованных макротечений, какими и являются конвективные ячейки».
Думаю, что приведённых цитат достаточно для того, чтобы читатель увидел, что автор ничего не исказил при изложении идей синергетики. В этом просто нет необходимости, потому что эта теория напоминает мыльный пузырь ярко раскрашенный снаружи и пустой внутри.

Теперь, когда мы получили представление о процессе самоорганизации и диссипативных структурах, поставим вопрос о том, имеют ли они какое-либо отношение к возникновению жизни на Земле. Могут ли описанные выше процессы (или подобные им), громогласно объявленные самоорганизующимися процессами привести к возникновению жизни? Можно ли считать диссипативные структуры прообразом функциональных подсистем живых организмов? Для ответа на эти вопросы вспомним, какие процессы происходят в живых организмах и что собой представляют их функциональные подсистемы. Как известно, живые организмы, при помощи подсистем принимают из окружающей среды вещество, энергию и информацию, осуществляют их преобразование, накопление и потребление в целях внутреннего строительства и выноса «строительного мусора».

В диссипативных структурах не происходят приём, преобразование, накопление и потребление ни вещества, ни информации. Что касается энергии, то её приём системой не приводит фактически к потреблению, а ведёт только к сквозному прохождению через систему. Ведь «структуры» возникающие в ней являются всего лишь средством наиболее эффективного проталкивания энергетического потока через среду.

Если сопоставить процессы, происходящие в описанных системах с теми, которые происходят в биологических системах, то видно, что слишком они разнятся по уровню организации, чтобы усмотреть между ними хоть какое-нибудь родство. Дистанция между ними настолько велика, что перебросить мост, могущий связать диссипативные структуры со структурами живых организмов, и, тем самым установить между ними генетическую связь не представляется возможным. Впрочем, никто на это и не претендует. И отцы – основатели синергетики, и её адепты чувствуют, насколько их теория далека от того, чтобы объяснить возникновение жизни. Но почему же её пытаются использовать в качестве опоры, которой можно подпереть здание эволюционизма?

Всё дело в том, что эволюционисты цепляются за синергетику, как тонущий – за соломинку по причине предвзятого подхода к вопросу о Творце. Однажды они решили, что идея о Творце заведомо антинаучна и не может быть принята ни при каких обстоятельствах. И этот предвзятый подход заставляет их сочинять самые немыслимые теории, нагромождать одну нелепицу на другую. Они окажут огромную услугу себе самим и всему человечеству, если откажутся от предубеждений, вернут себе хотя бы частично здравый смысл и посмотрят фактам в глаза взором, незамутнённым всякими предрассудками.

Фрагмент из книги "Стратеги счстья"