Критик Зверев о Бондаренко

Игорь Гарри Бондаренко
 На фотографии: Мэр города Николай Дмитриевич Федянин вручает писателю, Почетному гражданину Таганрога...Бондаренко...
    Таганрогский драматический театр имени А. П. Чехова...
Зрительный зал полон от партера до балкона, Хор «Лик» только что пропел «Заздравную» юбиляру.
Идет официальная  часть. После приветствия мэра города Таганрога,зачитывают телеграмму из Москвы, подписанную Первым секретарем Сооюза россисйикх писателей Светланой Василенко, Ю Поляковым, Е Евтушенко, К Ваншенкиным,Е.Рейном, Ю.Корякиным,М. Кураевым,Б. Васильевым,О. Павловым, В Маканиным.…
  Вдруг торжественная часть прерывается, на сцену «вырывается»  в помятом макинтоше пожилой человек, которого не  «силах» сдержать ведущий вечера актер театре Бабаев..
"ГОСПОДА! На наш юбилейный вечер из Москвы СПЕЦИАЛЬНО  приехал литературный критик Зверев и просит непременно дать ему слово. Кто-то из зала выкрикивает: «ПУСТЬ ЧЕЛОВЕК СКАЖЕТ
На сцене появляется «трибуна» (пюпитр) ,Зверев раскрывает портфель, пытается достать какие-то бумаги, потом снова их заталкивает в портфель и заявляет: ЛУЧШЕ Я СКАЖУ ЕМУ СВОИМИ СЛОВАМИ:
 «  Ведущий решил всех запугать ,мол,- приехал ЗВЕРЕВ! Да, я –Зверев! Литературный критик. Приехал сюда, между  прочим, не в СВ, не в купейном вагоне , а плацкартном…
    Только чрезвычайные обстоятельства   заставили меня тащиться сюда в плацкартном вагоне. А обстоятельства эти таковы, что я не могу больше молчать  и хочу сказать все, что я думаю  о юбиляре и о его творчестве…
       Лучший, талантливейший поэт советской эпохи  Маяковский сказал:« У каждого критика-свое корытико.» Моим корытиком  было творчество писателя Бондаренко. Он писал свои произведения, а я их критиковал,он писал, а я критиковал...
     Так в романе «Такая долгая жизнь»1987 года издания товарищ Бондаренко, правда, в завуалированной форме  высказал сомнение в эффективности колхозного строя. Свои мысли он вложил в уста некоего отщепенца Демида Заозерного. Другие критики этого не заметили, а я заметил и раскритиковал. Кроме того, мной также было отмечено, что образов коммунистов в романе  мало, а руководящая роль КПСС показана слабо…
      Когда товарищ Бондаренко написал свой роман «Красные пианисты»,и издал в Воениздате, то я в своей рецензии задал риторический вопрос : «Почему писатель Бондаренко так любит немцев? Почему???Почему почти все его герои-разведчики- немцы? Всякие там Щульце- Бойзены, Харнаки и даже Шумахеры?…Писателю Бондаренко еще повезло, что его роман в Воениздате, в Москве вышел в 1990 году. А если бы такой роман он выпустил бы при жизни  товарища Сталина?... Ему бы как минимум «светило»  десять лет без права переписки и  с конфискацией имущества. Конечно, в наше время-10 лет это  многовато, но пять- и без конфискации имущества- было бы в самый раз. Я так и написал в журнале «Коммунист»тогда еще в 91-ом..,то тут произошел путч и на нас, как снег среди лета на нашу голову, «свалилась» демократия…
       В 1991 году, когда роман « Такая долгая жизнь» вышел в «Советском писателе»,то  в «Литературном обозрении» я указал, что господин Бондаренко хотя и показал  нам в образе Демида Заозерного будущего фермера, но показал слабо, в то же время в романе явно преувеличена роль КПСС в народном хозяйстве..
     В 1997 году писатель издал повесть с иностранным названием-«Астрид».Но об этой повести я скажу ниже. В 1998 году он напечатал рассказ ,который назывался «Последний день».Я думал, что он шутит! Но «Последний день» ,действительно, оказался последним днем., то бишь последним произведением писателя и МОИМ «последним» днем.
    Я ждал с нетерпением новых произведений писателя, чтобы их, конечно ,раскритиковать, но они не появлялись .Оказывается, он бросил  писать. -.больше того- можно сказать он«скрылся.» от общественности. Переменил  место жительства, и только недавно я обнаружил, что он обитает теперь в Таганроге… 
     Я так понимаю: если ты писатель, то- пиши…Ты пиши. ,а я буду критиковать .Но он же не пишет! Он ,можно сказать, лишил меня  хлеба насущного. Разве это гуманно? Нет, господа, это негуманно, это бесчеловечно, это черт знает что!
    Да! Я уже на пенсии. Но пенсия-то маленькая! А кушать-то хочется…Яблочка там…апельсинчик ,а в лучшие времена в ЦДЛ (что переводится на русский язык как Центральный дом литераторов) то и бутерброд с икоркой… И все этого он меня лишил. И не меня одного! Тут и другие критики, которые критиковали творчество Бондаренко, меня уполномочили со всей ответственностью заявить, что не чествовать надо юбиляра, а судить! Судить за преступления против человечности!!!…
       Возможно, меня захлестнули эмоции, возможно..…Но давайте объективно разберем его роман  «Такая долгая жизнь».Да! Есть в этом романе город на Таганьем рогу. Есть! Но страшно сказать, товарищи,а также господа, что в романе не нашлось места ни для мэра, ни для членов городской думы. Город есть…А мэра, головы нет…Улавливаете намек?  Подтекст!   Тут мне кто-то подсказывает, что когда роман писался , то в Таганроге еще не было ни мэра, ни городской думы.. Допустим, допустим…Но в литературе есть такой прием: «лирические отступления». Разве не мог писатель  в «лирических отступлениях» в 1991 году осветить деятельность всех градоначальников Таганрога от Иорданова до  Федянина??? Мог!!! МОГ!. НО  не захотел!!!
      Или взять ту же «Астрид»! Да еще к тому же- Ларсон!
Да! Была такая разведчица в Таганроге. Ну, и что ж что была? В порядке фантазии разве писатель не мог, скажем,  в повесть «вставить» Елизавету Васильевну Липовенко?… Ведь это же не только зав.главы администрации ,но и просто красавица….. А писатель  взял и вставил в повесть эту Астрид! Ларсон! К тому же шведку! Тут мне записочка пришла, что в это время Елизавета Васильевна  тогда еще не родилась…Допустим…,допустим. .
   Вот еще одна записочка « В романе  «Такая долгая жизнь» хорошо описано НАШЕ Азовское море…А как Вы считате?»
  Да,господа, море есть! Что есть, то ЕСТЬ.Есть бычки, раки, пиво и даже рыбцы.. Все это есть! Вот я затем и приехал сюда, чтобы лично убедиться в этом и ,если юбиляр не покажет мне, что у него есть в НАЛИЧИИ вся эта азовская фауна и флора, то я вернусь в Москву и такое про него пропишу, ТАКОЕ…, что его не только знакомые-родственники не узнают!!!