Гайденс-эксперимент

Георгий Георгиевич Ларин
В контурах предметной области социологии творческой деятельности, на базе многофункционального городского культурного центра (ГКЦ) «Ковчег» г. Шахты, более 10 лет, с 1997 года по настоящее время, нами организуется и проводится «гайденс»-эксперимент. За указанный период мы разработали и достаточно успешно, на наш взгляд, апробировали некоторые практические механизмы на каждом из четырёх дифференцированных нами этапов организации и проведения «гайденс»-эксперимента, направленного прежде всего на максимальное содействие личности в процессах её идентификации и совершенствования – в адаптивной, коммуникативной, когнитивно-креативной и мотивационно-исследовательской сферах жизнедеятельности индивидов.

Необходимо отметить, что «гайденс»-система рассматривается нами не только как определённая техника изучения личности, но и как институциональная структура социопсихолого-педагогической помощи, позволяющей личности достигнуть своего полного развития (что значительно шире трактовок, данных Ф.Клайфордом, Х.Петерсом, Б.Шертцером и другими исследователями в области «гайденс»). Вот почему мы утверждаем, что «гайденс» базируется, с одной стороны, на социологических теориях «социальных ролей» Дж.Морено, Р.Линтона, Дж.Тернера и, с другой стороны, на психологических и социально-психологических учениях, методиках и технологиях (таких, например, как психоанализ З.Фрейда, гештальт-терапия, а также теория Дж.Дьюи  о приспособляемости личности к среде), которые рассматривают личность в комплексе, как единое целое и, таким образом, существенно расширяют рамки понятия «гайденс». Наша опытно-экспериментальная работа включает следующие этапы.

I этап, аттестационно-инвентаризационный. Контрольно-ревизионной и экспертно-аттестационной комиссиями Координационного совета (высшего органа «ковчеговского» управления, согласно Уставу и Регламенту ГКЦ) периодически, один раз в 2,5-3 года, осуществляются инвентаризация человеческих, материальных, дидактических, методических и иных жизнедеятельностных ресурсов, экспертиза эффективности и результативности их использования в процессе проведения «гайденс»-эксперимента и корректировка общих концептуальных контуров социализации homo creativus («личности креативной») посредством её воспитания, развития и абилитации с учётом предыдущего (отчётного) опытно-экспериментального периода.

II этап, программно-методический. Координационным советом ГКЦ  разрабатываются и утверждаются общая концепция социализации homo creativus, перспективный план и календарный график (тактический план) поэтапной реализации «гайденс»-эксперимента. На основе этих нормативно- правовых «ковчеговских» актов правлениями литературно-творческой, социально-экологической и культурно-просветительской секций (базовых структурных единиц «Ковчега», в состав которых входят несколько специализированных подразделений: различные ассоциации, общества, объединения, клубы, группы по интересам и когнитивно-креативной мотивации) разрабатываются и утверждаются профильные абилитативно-воспитательно-развивающие программы, направленные на диагностику, формирование и развитие литературно-творческих способностей мотивированных к указанному виду креативной деятельности индивидов, а также информационной, природоохранной и социально-коммуникативной культуры личности.

III этап, апробационно-внедренческий. В каждой «ковчеговской» секции проводится опытно-экспериментальная работа по секционным профилям, в которой  задействованы школьные учителя, преподаватели местных ВУЗов и ССУЗов, сотрудники муниципальных СМИ, а также проживающие в городе члены профессиональных творческих союзов (таких, как Союз писателей России, Союз журналистов России, Союз композиторов Молдовы), активисты, инициаторы и энтузиасты литературно-творческого движения муниципалитета. В процессе социализации homo creativus нами широко используются PR-технологии. В частности, в прессе муниципалитета, на городских студиях радио и телевидения систематически освещаются промежуточные результаты  «гайденс»-эксперимента; на базе ГКЦ регулярно проводятся «круглые столы», семинары, практикумы, конференции по обобщению и тиражированию накопленного в «Ковчеге» опыта социализации молодёжи посредством включения личности в творчество, творческую деятельность.

IV этап, экспертно-аналитический. На заседаниях Координационного совета ГКЦ и правлений «ковчеговских» секций соответственно ежеквартально и ежемесячно анализируются и оцениваются промежуточные результаты «гайденс» - эксперимента, намечаются новые социализирующие задачи, производятся необходимые уточнения и коррективы в структуре и содержании общей концепции социализации личности – в рамках ГКЦ, профильных абилитативно-воспитательно-развивающих программ – в секциях «Ковчега».

Эффективность «гайденс»-эксперимента на базе ГКЦ «Ковчег» г. Шахты подтверждается тем, что на протяжении 13 лет социализирующему (корректирующему в том числе) воздействию были подвергнуты,  в общем,  62 160 человек – в среднем, по 4 781,5 ежегодно (с 1997 по 2009 г.г.). Эти, на первый взгляд, весьма большие квантитативные показатели представляются, тем не менее, реальными  по следующим фактическим и формальным основаниям: во-первых, работа в «ковчеговских» секциях и секционных подразделениях  проводится ежедневно; во-вторых, каждый день занятия в ГКЦ посещают,  в среднем, 13-15 человек (соответственно, в среднем,  99-100 человек еженедельно,  398-399 человек ежемесячно).

Следует особо подчеркнуть, что за весь указанный период организации и проведения «гайденс»-эксперимента ни один из членов  и посетителей ГКЦ не был привлечён к ответственности за нарушения уголовного, административного или налогового кодексов РФ. Этот немаловажный факт, по нашему мнению, свидетельствует о большой социальной значимости проводимой нами социализирующей опытно-экспериментальной работы на базе «Ковчега».

Результативность процессов социализации homo creativus в молодёжной среде, организованных нами в контурах предметной области социологии творческой деятельности (в том числе, и в рамках «гайденс»-эксперимента) нашла отражение в 19 наименованиях литературно-художественных изданий (сборниках, альманахах, журналах творчества населения муниципалитета) общим суммарным объёмом более 40,0 п.л.Об эффективности социализации в молодёжных творческих организациях рассказывалось в различных международных, региональных, муниципальных периодических изданиях (в целом, более 200 публикаций общим суммарным объёмом не менее 20,0 п.л.).

Таким образом, можно утверждать, что «гайденс»-эксперимент на базе многофункционального  городского культурного центра «Ковчег» г. Шахты характеризуется высоким КПД, а накопленный нами многолетний опыт успешной социализации homo creativus в условиях современной провинциальной социокультурной ситуации может быть тиражирован в других муниципалитетах и регионах России.

Литература

1. Коррекционная педагогика: Учеб. пособ. / Авт.-сост.: И.А.Зайцева, В.С.Кукушин, Г.Г.Ларин, Н.А.Румега, В.И.Шатохина; Под ред. проф. В.С.Кукушина. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2002. – Гл.8. – С.216 -230; Прил. 4,5,7-10.- С.242-257.
2. Коррекционная педагогика: Учеб. пособ. / Авт.-сост.: И.А.Зайцева, В.С.Кукушин, Г.Г.Ларин, Н.А.Румега, В.И.Шатохина; Под ред. проф. В.С. Кукушина.- Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004. – Гл. 9. – С.251-265; Прил. 4,5; 7-10. – С.285 – 300.
3. Ларин Г.Г. Критерии развития и адаптации личности в контурах констатирующего эксперимента по социализации молодёжи // Человек: его сущность, развитие и проблемы / Новочерк. гос. мелиор. академия. – Ростов н/Д: Изд-во «ГинГо», 2000. – Вып. 8: Практическая педагогика и психология. – С. 9-11.
4. Ларин Г.Г. Модель социализации креативной личности в молодёжной среде рабочего города: практический аспект // Педагогика личности: Сб. науч. и метод. работ / Новочерк. гос. мелиор. академия. – Ростов н/Д: Изд-во «ГинГо», 2002. – Вып. 1. – С. 16-17.
5. Ларин Г.Г.  [Опыт работы Гражданского форума интеллектуальной творческой молодёжи]// Российские некоммерческие организации: лучший практический опыт. – М.: Изд. Института проблем гражданского общества, 1999. – Вып. 2. – С. 96.
6. Ларин Г.Г. Оценочные модели эффективности эврологической деятельности и когнитивно-креативных структур в процессе социализации  личности в молодёжных творческих объединениях // Социономикон: Междунар. сб. науч.-практ. работ / Новочерк. гос. мелиор. академия. – Ростов н/Д: NB, 2008. – Вып. 6. – С. 177-185.
7. Ларин Г.Г. Развитие творческой личности в молодёжных объединениях рабочего города / Под науч. рук. проф. М.В.Булановой-Топорковой, проф. В.С.Кукушина. – Ростов н/Д: Изд-во «ГинГо», 1999. – 22 с.
8. Ларин Г.Г. Социология творческой личности: Монография / Под науч. рук. проф. О.В.Бондаренко, проф. В.А.Чуланова. – Таганрог: Изд-во Кучма Е.А., 2003. –31 с.
9. Ларин Г.Г. Структурные модели молодёжных творческих организаций (в прикладных контурах предметной области социологии творческой деятельности) // Мир человека: Международ. сб. науч.- практ. работ / Таганрог. гос.  пед. ин-т. – Ростов н/Д: Изд-во «ГинГо», 2003. – Вып.4. – С. 106 – 109.
10. Ларин Г.Г. Теоретико-методологические контуры социологии творческой деятельности // Человек в современном мире: Сб. науч.-практ. работ / Южн.  федеральн. ун-т. Новошахтинск. филиал. – Ростов н/Д: Изд-во «ГинГо», 2009. – Вып. 1. – С. 31-35.