Психотерапия на грани или за ней?

Евгений Самусенко
В специализированных интернет-сообществах, последнее время размещается множество постов на тему: «вредна ли психотерапия ….». А вредна ли физика. Безусловно нет. Ой ли? А Хиросима? Вред или польза – это направленность применения инструмента, а не его свойство. Вреден ли кухонный нож? Смотря в чьи руки попадет.

На просторах Живого Журнала попался следующий комментарий (это не пост), помогли найти, нашедшие его раньше. Очень любопытная программа к действию и называется соответственно. Это не тонкий юмор автора этого текста. Все вполне серьезно и продуманно. Автор текста – практикующий психотерапевт со всеми положенными регалиями, и большим практическим опытом, имеющий свою психотерапевтическую группу. Наличие у него всех документов, разрешающих частную практику - проверено.  Речь о шутке не идет, этот человек лишен чувства юмора и в шутках не упражняется.

Дальше цитата.

 «12 Авг, 2010 22:40
Руководство для начинающих психотерапевтов
Концепция Эриксона - кладезь для практикующих психотерапевтов.
Сначала нужно намекнуть клиенту, что симптомы его расстройства как-то связаны со страхом смерти (страх этот экзистенциальный, поэтому есть у каждого человека) и получить первое ДА.

Когда клиент захочет "взять паузу" в терапии и заговорит о прекращении визитов, нужно намекнуть клиенту, что обыденная жизнь это рутинная, нетворческая жизнь, и проблема его ещё не проработана, потому что не разрешена фиксация на воспроизводстве привычных сценариев. Так испуганный клиент скажет вам второе ДА, и вы продолжите разговоры о жизни.

Когда обстоятельства вынудят клиента к переменам и аргумент отсутствия новизны и творчества в жизни клиента перестанет работать, вам лучше, не дожидаясь слов "жизнь интереснее, чем разговоры о жизни", поднять тему переживания интимности и доверительности в сексе и отношениях с противоположным полом. Обсуждение сексуальности заманчивая тема, ещё не было клиента который отказался бы сказать снова ДА, я хочу вашу психотерапию.

Издержки профессии, работая и обсуждая с клиентом его жизнь вы рано или поздно придёте к тому, что он поблагодарит вас за улучшение отношений с партнёром, чем поставит под угрозу вашу финансовую стабильность, - не трусьте, Эриксон прошёл этот путь до нас и снабдил нас описанием глубинных фиксаций.

Если при принятии духовных ценностей, творческом отношении к работе и переживаниях близости с другими людьми у клиента нет особых симптомов, вам следует помочь клиенту сформулировать жалобы.
Как вариант глубинной проблемы,
диффузная идентичность (подойдёт и конфликт Родителя, Взрослого, Ребёнка, и конфликт Анимы и Анимуса, и неспособность разотождествиться с ролями, предписанными родителями и ролевые конфликты)
дефицит идентичности (подойдёт дефицит любого навыка: уверенности в себе, установления границ, недостаток сепарации, важно что дефицит на идейном уровне, а не на уровне наблюдаемых фактов)
безынициативность (это как раз случай Емели)
стыд и нерешительность (встречается почти у каждого)
опасения, чувство небезопасности (встречается почти у каждого)

Сроки проработки глубинных проблем конкретного клиента зависят от желания терапевта. Удачи в работе!»

Ну как почувствовали глубину?
Любая социальная группа может разделяться на олигархов и обслугу, физиков и лириков, но, в конце концов, все равно разделиться на больных и докторов. При этом не столь важно, что именно у человека болит: голова или душа и какой доктор ему нужен – терапевт или психотерапевт. Поэтому, если вы не психотерапевт, то вы потенциальный пациент и другого разделения быть не может.

Перефразируя Ф.Дзержинского: «Если вы еще на свободе, то это не ваша заслуга, а наша недоработка», можно сказать, прочитав приведенный выше текст: «То, что вы еще не пациент психотерапевта – это не ваша заслуга, а наша недоработка». Методы реализации этих двух руководств к действию, должны быть очень схожи, что бы приводить к одному и тому же результату.

Что мы имеем в тексте?
Имеем первое ДА пациента. Как добываем?
«…симптомы его расстройства как-то связаны со страхом смерти (страх этот экзистенциальный, поэтому есть у каждого человека)..» . Предполагается, что человек все же на приеме, а не за столом в кафе и успел, опрометчиво,  поделиться с «доктором» имеющимися симптомами, которые тут же диагностируются, как «расстройство». Какая разница, какое именно расстройство, страх смерти присутствует всегда, поэтому, не задумываясь, связываем это расстройство со страхом смерти.  У пациента депрессия, умерла кошка, причина – страх смерти – он ваш, получаете первое ДА.

Второе ДА.
Пациент избавился от своего недуга, весел, здоров, хорошо спит и отношения с супругом (ой) налаживаются, готов расстаться с доктором. Мы ему куда, стоять Зорька: «не разрешена фиксация на воспроизводстве привычных сценариев». Пациент в обморок – у вас второе ДА.

Третье ДА.
Тема «…переживания интимности и доверительности в сексе» еще никого не оставляла равнодушным. Ничего не удается «впарить» пациенту - переходим на секс и он размяк, уйти не сможет. Вы его опять имеете по согласию, после ДА, конечно.

Но рано или поздно все у пациента налаживается и он от упоминания темы проблем в сексе – перестает напрягаться. Что делать? Отпустить или нет, вот в чем вопрос. Вот он уже благодарит вас за работу и открывает дверь, чтобы уйти. Но кто теперь будет кормить ваших детей и оплачивать бензин и налоги за купленный МЕРСЕДЕС? Финансовая стабильность под угрозой! «Эриксон прошёл этот путь…» и смог вернуть пациента стоящего на пороге.
«…у клиента нет особых симптомов, вам следует помочь клиенту сформулировать жалобы». Ай – молодца Эриксон, все для клиента. Нет проблем – поможем сформулировать.

Какой удивительный цинизм … Если «у клиента нет особых симптомов» - поможем сформировать ему «глубинную проблему». Подойдет все, перечень выше. Ведь эти перечни «встречается почти у каждого» - промахнуться невозможно.

Клиент закрывает входную дверь…, теперь у него «есть» глубинная проблема и уже никуда от своего благодетеля, который поможет от нее избавиться, – он уйти не может. Благодетель торжествует, финансовая стабильность восстановлена. А клиент…, что клиент, он уже не клиент, а больной человек с разрушенной глубинными проблемами психикой.

Человек, написавший эту рекомендацию, имеет частную практику, имеет своих клиентов, которым он оказывает психотерапевтическую помощь. Так действительно оказывает помощь или все же только «имеет», как и предлагает сделать братьям своим меньшим, которые пока не имеют такого опыта? Стоит ли рассказать об этом его пациентам? Как же после этого будут обстоять дела с его финансовым благополучием, если все пациенты неожиданно выздоровеют? Ведь они зададут себе вопрос, а все эти годы нас «имели» или лечили? За что мы платили деньги и жертвовали частью своей жизни на лечение?

Текст не о человеке, который разработал для начинающих такую программу, а о том, где грань дозволенного? Допустимо ли стоматологу - выбивать зубы пациенту, пожарному – поджигать дома граждан, телохранителю - из-за угла стрелять в своего охраняемого и бежать закрывать его своей грудью, пока летят пули, наркологу подмешивать в кофе своим знакомым наркотик,  милиционеру подкладывать в карман посетителю кафе патроны? И все только для того, что бы стабилизировать свое финансовое положение. 

При этом хочется подчеркнуть, что не все пожарные поджигают дома и не все стоматологи выбивают зубы пациентам. Психотерапию необходимо защитить от недобросовестных людей, но лучше всего это смогут сделать сами психотерапевты, на которых мы, потенциальные пациенты, можем рассчитывать и доверять. Бизнес есть бизнес, освобождая рынок от шарлатанов – мы получаем его клиентов, что бы помочь им избавиться от приобретенных проблем.