Свободословие Эссе

Марина Пайол
Вы когда-нибудь ловили комара за хоботок?
Вам кажется, что я задала глупый и неуместный вопрос? Вообще-то, если вы так подумали, то вы достаточно проницательны, чтобы понять, как достал меня этот комар, если я придумала для него такую страшную пытку. От этой ловли веет чем-то садистским, правда?
Только я просто ненавижу насекомых, особенно таких надоедливых, как этот комар, уже почти час жужжащий у меня над ухом. Представляете, он искусал мне руки и ноги, пока я витала в облаках и думала о своем. А тут так рука зачесалась, что я до крови ее терзала. Ужас просто! Вот и пришла на ум эта пытка для комара, которая даст мне возможность рассчитаться с ним за «все хорошее» на целый день.
Я не двигаюсь и все так же лежу в гамаке под деревом, а комар жужжит надо мной, как ни в чем не бывало, и даже не подозревает, что настал его звездный час в моих чутких девичьих пальчиках. Хоп!
 - Попался, дружок! – с некоторой долей злорадства вскрикиваю я, держа в руках комара за длинный хоботок, которым он пил мою кровушку. – Вот сейчас я тебе все скажу, родной мой!
Комар вырывается и не понимает, что он такого сделал. Он же просто так живет за счет других. Пьет кровь и летает. Его век и так недолог, а тут еще я со своими садистскими замашками, которые навеяла мне злость и жжение от его укусов. Я держу комара ногтями и с сожалением думаю, что лучше бы я, не глядя, хлопнула его и все, баста. Так нет же, мне захотелось отомстить этому несчастному маленькому кровопийце за то, что его таким создала великая матушка природа. И хоть в глаза я комару не заглядываю (маленькие очень, все равно не пойму, где что), но жалко этого борца за свою жизнь.
Он уже затих у меня в руках, а я все смотрю на него и понимаю, что если сейчас убью его, то это, в принципе, ничего не изменит, потому что укусы от этого не исчезнут и все равно будут чесаться, а вот комар так и не долетает свои короткие часы жизни. Разве долго живет комар? Уж явно поменьше нашего! Лето, пока сам не помрет или какой-нибудь «добрый человек» с равной моей злости не угробит его своей ладонью. Да, комариный век как сам писк – ярок и недолог. А комар борется за свою жизнь, летает и жужжит, маневрирует, чтобы уйти от наших взмахов и хлопков. Ведь в чем законы природы? Зазевался и все, слопали тебя более хитрые дружки.
Я подумала и разжала пальцы. Комар с радостным писком вырвался и улетел от меня, от греха подальше. Я тяжко вздохнула и, устроившись обратно в гамак, начала качаться. Ведь этот боец вернется. Все они такие, неблагодарные. Будет опять пытаться укусить меня, а я хоть качкой оттолкну его. Не хочу убивать малыша.
Вот ведь какая природа умная, все предусмотрела, создавая флору и фауну. Есть и гады ползучие, и звери в лесу дремучем, и птицы в выси непроглядной. А есть мы, люди, которые рвемся завоевать всё и всех. И небо, и море, и лес, и недра земные. Все нам чего-то недостает, а вот почему – непонятно.
В животном мире есть свобода, истинная и неприкосновенная. Зверь, насекомое, птица свободны, пока живы. Никто тебя не подсиживает на рабочем месте, не стремится подлость совершить, не завидует даже!!! А как хорошо начинать день с улыбки. Вот улыбнулся первому встречному, просто так, от души – и радостно стало, мир заиграл другими красками. А что у нас? Не задумывались никогда? Ну ладно утром, все сонные и квелые, можно и поспать, стоя в переполненном автобусе и прикорнув к соседу на плечо. А потом-то ты все равно просыпаешься, хочется смеха, внимания, понимания! Ведь если это все есть, то и работа идет быстрее и интереснее. А главное, результат выше всяких похвал. Вот так-то, господа трудящиеся и отдыхающие.
А мы что, разве так делаем? НЕТ, НЕТ и еще раз НЕТ! Да я утром улыбнусь кому-нибудь, так на меня смотрят как на умалишенную. Спасибо хоть за то, что к вечеру все немного оживают и привыкают к этому, а не принимают меня за дурочку последнюю. Хотя и тут можно поспорить, ведь тех людей, которых мы за глаза, а еще лучше (во всяком случае, честнее) в глаза именуем дураками, самые счастливые. Мы часто их так называем отнюдь не за умственные способности и таланты, а просто из зависти. Они умеют радоваться жизни. Помните средневековых шутов? Глупцы? Отнюдь! Они умели радоваться жизни, их талант – умение вызвать у людей чувство благоговения перед жизнью, перед ежесекундным существованием, озаренным смехом и чувством собственной полноценности. Когда человек счастлив, он свободен от всяких предрассудков и истерий повседневной жизни. А сейчас все разучились бескорыстной искренней радости. Все что-то хотят друг от друга, стремятся получить выгоду, отсюда и вечные заботы, часто и гроша ломанного не стоящие. Но все мы такие с виду деловые, любим грузить других, пусть даже едва знакомых людей, своими заботами, проблемами, работой, создавая тем самым ореол ложной значимости и важности. Ох, какой я бедненький и несчастненький, вот какие у меня проблемы, тебе их не понять! Ах и ох, и супа горшок. Зачем вся эта показная наигранность, когда можно просто улыбнуться и поделиться чем-нибудь светлым и позитивным, уже пережитым.
 - А у меня вчера из сумки кошелек старый сперли! Представляешь, я его два дня с собой таскал, думал, выброшу, да все забывал. В нем ни копейки денег, только дырка в отделении для мелочи! – рассмеешься ты. – А деньги у меня в заднем кармане джинсов лежали, так их не тронули! Вот жизнь-жестянка, а?
 - Да, не повезло твоему воришке, - рассмеется твоя подруга. – Представляешь, я вчера в магазин захожу, очередь и все такое, а мне мужчина такой весь из себя невзрачненький и дверь открыл, и корзинку до кассы донес, и пошутил. В общем, ничего, не заметила даже, как очередь подошла! У меня сразу настроение поднялось и так уютно стало, хорошо, что я так громко рассмеялась, что на меня все прохожие оборачиваться начали.
 - А, - отмахнешься ты и засмеешься, а идущие мимо, с хмурыми лицами и в суматохе своих серьезных и «просто чтобы были» проблем, недовольно посмотрят. Действительно, им так плохо, у них все просто ужасно, а ты ржешь себе, жизни радуешься.
Человек еще сильнее нахмурится и станет вновь перечислять свои проблемы, углубляться в них, настроение и так было на нуле, а сейчас вообще в минус уйдет. Домой придет злой, наорет на своих домочадцев, им настроение испортит, и вот и вечер пройдет.
 - Не любим мы свободу, - грустно произнесешь ты. – Не любим. Нет бы чтобы за других порадоваться, так ты еще и за себя обидишься. Позавидуешь, на себя чужую удачу прикинешь, всплакнешь в душе или в жилетку соседа. А так хочется жизни, оптимизма, а не унылости и разочарований.
 - Жизнь такая, - пожмет плечами подруга и понимающе вздохнет. – Все в своих норках, а когда расслабляемся, так все что-то на неприличное тянет. Разучились мы отдыхать.
 - Нет, просто любить и уважать друг друга разучились. Когда к человеку изначально относишься как к врагу народа и, что самое главное, своему сопернику, то хочешь - не хочешь, а будешь относиться к нему с подозрением и даже какой-то неосознанной ненавистью. Не хочу я такого отношения. Хочу, чтобы и ко мне относились с уважением и пониманием. Свободы хочу.
 - Да, это точно.
 - Знаешь, я  вчера на даче была, - признаешься ты.
 - Ты? На даче? – закатит от удивления глаза подруга и рассмеется. – Ты что там делала? В доме сидела и спреем от комаров опрыскивала все близлежащее пространство?
 - Да нет, - рассмеешься ты. – Я в гамаке качалась и о жизни думала, а потом комар прилетел и меня покусал! – обиженным тоном произнесешь ты и начнешь прямо посреди улицы закатывать штанину и показывать искусанные лодыжки. – Видишь, какой зверь?!
 - И ты его убила? – с возмущением на этого противника твоих ножек, кровопийцу всех веков, произнесет подруга, рассматривая красные кружки на твоей незагорелой коже.
 - Я его за хоботок поймала, - с удовольствием произнесешь ты. – Он меня так разозлил, что я была готова на все.
 - За хоботок? – удивится подруга. – Ну, ты и даешь.
 - Ага, только я его отпустила потом, - с гордостью за свое великодушие признаешься ты.
 - Что?
 - Отпустила, - киваешь и задираешь голову к небу, чтобы, прищурясь, посмотреть в бесконечную синеву. – Он такой маленький и сильный был, что мне стало его жалко. Он счастлив был, потому что свободен. За свою свободу он боролся честно и долго, а поражение принял, глядя на мои пальчики, потому что его глаз я не разглядела. Я уважаю людей, но борцов в любой принадлежности понимаю. Я отпустила его, потому что поняла, что я так же яро боролась бы за себя. Нельзя быть счастливым, если не стремится к этому. Для комара счастье – это свобода. Вот я и решила сделать ему такой презент. Правда, его все равно кто-нибудь прихлопнул, но он прожил еще несколько счастливых мгновений.
  - Да, свобода – это счастье, - кивает подруга.
Мы присядем на лавочку и станем задумчиво разглядывать темную зеленоватого оттенка гладь пруда.
 - Знаешь, почему мы такие все хмурые? – провожая взглядом женщину с грустными глазами, спросит подруга.
 - Знаю, – киваешь ты. – Мы разучились быть свободными. Привыкли к вечной указке и жизни по неизвестно кем придуманным правилам. А о честности и нравственности забываем подчистую.
 - Да. Надо меняться.
 - Надо, - снова киваешь ты. – Давай прямо сейчас начнем!
 - Давай, - теперь уже кивает подруга и широко тебе улыбается.
Я улыбаюсь в ответ. Все-таки жизнь не сахар, но это даже к лучшему. У жизни нет стоматолога, который вылечит ваш застарелый кариес. Но жизнь и не булыжник каменной соли, поэтому никаких отложений солей у вас просто не может быть. Вот так! А комар, между прочим, с успехом выбрался из моего сада и жужжал до конца лета.