Джерри Ли Льюис - Последний Из Могикан Рок-н-ролла

Алексей Шавернёв
               29 сентября исполнилось 75 лет знаменитому американскому музыканту и шоумену, который стал одним из основоположников классического рок-н-ролла, и, увы, являющемуся едва ли не единственным из ныне живущих «настоящих» рок-н-рольщиков, стоявших у истоков жанра, Джерри Ли Льюису.
               Его слава и успех, как певца и пианиста-виртуоза  в середине ХХ века соперничали даже с Элвисом Пресли, а сам Элвис, впервые услышав Льюиса, заявил то ли в шутку, то ли в серьёз: «Если б я так играл на рояле, я бы, наверное, бросил петь!»
               Однако постоянные скандалы и неприятные истории, сопровождавшие артиста на протяжении всей жизни, сильно подмочили репутацию Льюиса, он периодически бойкотировался радиостанциями и исчезал из поля зрения. Один из скандалов едва окончательно не погубил карьеру Льюиса, вследствие чего музыкант на некоторое время вообще пропал практически из всех радиоэфиров.
               Но, несмотря ни на что, Льюис одним из первых был включён в Зал Славы Рок-н-ролла, а его блестящая фортепьянная техника и поныне не знает равных.

                Джерри Ли Льюис родился 29 сентября 1935 года в Ферридее, штат Северная Луизиана. Самородок, Джерри играть начал в десять лет. Отец, услышав, как маленький Джерри упражняется на чужом инструменте, заложил дом за 900 долларов и купил сыну почти новое пианино «Stark» (в настоящее время его, полуразбитое, можно увидеть в особняке Льюиса в Мемфисе).
               Семья Льюиса была крайне набожной, юный Джерри подумывал стать проповедником и поступил в Юго-Западный Библейский Институт в Техасе. Его выгнали оттуда за исполнение церковной песни  «My God Is Real» в манере буги-вуги. К этому времени Джерри в совершенстве владел всеми известными ему стилями игры на пианино.
                То был золотой век нового стиля рок-н-ролла, но почти никому из его героев, кроме Элвиса, не суждено было пережить его и не влипнуть в какую-нибудь скверную историю, а то и вообще остаться в живых. Не стал исключением и луизианский паренек Джерри Ли Льюис. Он тоже устраивал фантастические хиллбилли-шоу, но его выкрутасы производились за клавиатурой: с безумной энергией: он нападал на рояль кулаками, локтями и ногами. Элвис, Бадди Холли, Билл Хейли и многие другие рок-р-ролльные легенды - все они ушли на небеса. А Джерри Ли все еще с нами и регулярно выступает по клубам в Соединенных Штатах, изредка наведываясь в Англию и Скандинавию.

               Профессиональная карьера Льюиса началась в Мемфисе, с записей на фирме «Sun Records» в 1956 году. Владелец лейбла Сэм Филлипс, «открывший» несколько ранее Элвиса Пресли, искал ещё одного белого парня, умеющего петь и играть так же экспрессивно, как чёрный, и возлагал на Джерри Ли особые надежды, рассчитывая вырастить нового кумира молодёжи, не менее популярного, чем Пресли. 
               Первым хитом Льюиса стал сингл «Crazy Arms» (1956), вышедший всего год спустя после знаменитых  элвисовских «Blue Suede Shoes», и сразу покоривший слушателей.
               Следующий хит — «Whole Lotta Shakin' Goin' On» (1957) — стал визитной карточкой певца. Пластинка быстро была продана в количестве 600 тысяч экземпляров и сразу стала бестселлером и классикой рок-н-ролла.

               Будучи по сценическому имиджу пианистом, не имеющим возможности отходить от инструмента и отплясывать, как, например, тот же Пресли, Льюис направлял всю свою ураганную энергию в игру, часто дополняя её ударами по клавишам ногами и головой. Концерты Льюиса вызывали восторг у публики по обе стороны Атлантики и превращались в неистовый огненный перфоманс.
                Озорные выходки Джерри были всегда непредсказуемы. Однажды вечером в лос-анжелеcском клубе «Паломино» конферансье пел дифирамбы «гвоздю программы», сравнительно молодой певице. Едва он успел произнести: «Я представляю вам одну из величайших исполнительниц наших дней...», как Джерри Ли Льюис, оказавшийся в зале, вскочил и крикнул: «Я - самый великий!» К ужасу ведущего, он ринулся на сцену, сел за рояль и быстро довел публику до исступления. И никто не хотел его отпускать.

               Отличный карьерный взлёт Льюиса был сильно смазан разразившимся в 1958 году скандалом в ходе гастролей по Англии и Шотландии в связи с женитьбой певца на 13-летней двоюродной сестре. В гробовом молчании прошел первый концерт британского турне. «Я надеюсь, вы не полумертвые. Не прикидывайтесь!» – крикнул в зал Джерри. «Катись домой в свою Америку!» – последовали ответные возгласы. Менеджер отеля, где остановились музыканты, попросил их покинуть номера. После трех выступлений остальные двадцать семь пришлось отменить из-за шумихи, поднятой прессой.

              На родине успех артиста тоже стал резко затухать. Льюис продолжал играть рок-н-ролл, записываясь у Сэма Филлипса до 1963 года, после чего перешёл на новый лейбл и стал заниматься поиском своего нового пути. После серии экспериментальных альбомов Льюис, как и многие рок-музыканты его поколения, в итоге обратился к кантри, где его, наконец, ожидал успех. Сингл «Chantilly Lace» (1972) три недели возглавлял американский хит-парад в категории кантри.

               Бурная молодость Дери Ли Льюиса дала о себе знать – кроме последствий драк и сломанного носа, на больничном счету Джерри: почки, проблемы с дыханием, психические отклонения, язвенные кровотечения, от которых он пару раз (1981 и 1985) чуть не умер. Разных напастей тоже хватало. Его четвертая жена Джарен утонула в бассейне, а пятая жена Шон умерла от передозировки. В 1996 году у певца был инфаркт, но все закончилось благополучно. Пресса пишет, что нынешняя жена артиста Керри помогла ему избавиться от вредных привычек.

               Как бы то ни было, один из крёстных отцов рок-н-ролла, Король Американской Музыки Южных Штатов невзирая на возраст и по сей день в форме. Знаменитый вокалист, пианист и шоумен, Джерри Ли Льюис по-прежнему остается культовой фигурой. Он продолжает выступать на эстраде и даже записывать свои бешеные концерты, а его диски расходятся вполне неплохо.