Мировое Древо или диалектика в образах

Виталий Митропольский
В садоводстве существует особый хирургический прием – обрезка, которую римский философ Колумелла назвал  п р и н у ж д е н и е м дерева к плодоношению.

Что это? Оправдание теории насилия или активное управление ходом природных и биологических процессов?

Все зависит от установки, точки зрения, мировоззрения человека, субъекта социально-биологической эволюции или объекта сиюминутных политических спекуляций.

В мифологии народов, этой кладовой исторического подсознания, хранится, растет и плодоносит Мировое Древо, символ  т р и е д и н с т в а прошлого, настоящего и будущего: корни – богатый опыт ушедших веков, ствол – извлечение целительного бальзама памяти предков в актуальных вызовах настоящего, крона – облиственное и плодоносящее будущее наших детей и потомков.

Возможно, это и есть библейское Древо Жизни, троичный архетип диалектики образов: тезис – прошлое (корни), антитезис – настоящее (ствол), синтез – будущее (крона)…

Целостное восприятие мира предполагает нерасторжимое единство всех трех моментов жизненной диалектики.

Прошлое никуда не ушло, оно в наших привычках, верованиях, знаниях, умениях, в генетической и социальной памяти.

Его нельзя убить, мумифицировать, спрятать в пыточный подвал воинствующего невежества.

Прошлое, необходимо и достаточно – п о н я т ь, что означает – понять самое себя, открыть свою личность в закономерностях Истории, чтобы не превратиться в щепку стихийного водоворота неразумной страсти – судить и рядить прежде, чем – з н а т ь…

Нынешний, показной и заказанный, антиисторизм, и есть тот прародительский грех недоверия, отречения и соблазна лукавой двойственности черно-белого мышления, которым так удобно манипулировать…

Бинарный архетип древен, как память эволюции рептилий, хранящаяся в нашем мозге, как детство человечества – в противоречивом двуединстве страха и поклонения перед неизвестным, страшным и манящим миром природной случайности и непознанной необходимости.

Пришло время сменить приоритеты: не мир над нами, а мы в мире, как любящие, развивающиеся, познающие существа единого и неделимого Космоса…