Психотехника

Виктория 10
- Мама, я до сих пор не могу прийти в себя! Не дай мне бог ещё раз это на себе испробовать! Представляешь, я даже забыла снять бирочку с именем, которое они наклеивают на блузку, и так и шла по шоссе, не разбирая дороги, с именем приклеенным. А таксисты гудели  и орали мне что-то, при этом называя меня по имени! Я была уверена, что сошла с ума! - я, открыв рот, с изумлением слушала рассказ своей такой уверенной  в себе, всегда уравновешенной и рассудительной старшей дочечки.
Что это за монстр такой? Почему все с ужасом рассказывают про это чудище - экзамен по психотехнике?
Мне, как и всем, приехавшим из бывшего Союза, этот зверь был незнаком. А здесь, как только ты с большим трудом находишь для себя работу, хоть немножко соответствующую твоим чаяниям - сразу же в воздухе чувствуется запах серы и тебе говорят, что ты посылаешься в институт психологии на психотехнический экзамен, то есть психотест.
- Отдохните, выспитесь хорошо, не волнуйтесь - ничего страшного не произойдёт. Максимум - не пройдёте конкурс на вакантную должность(!). Экзамен длится 8 часов. С Вами будут работать специально подготовленные психологи, они проверят Вашу работоспособность и устойчивость в условиях стресса, а также способность находить свою роль в коллективе, и соответствие должности, на которую Вы претендуете, - вот, пожалуй, и всё, что я знала, отправляясь на свой первый в жизни психотест. Да плюс ещё страшненький рассказ дочки. Да плюс несколько отводимых в сторону глаз приятелей и знакомых, когда я пыталась достучаться до них с вопросами: что я должна буду делать там? может, можно как-то подготовиться - жалко ведь! столько сил потрачено на поиски этой должности! - вдруг не пройду?
Итак, рано утром, проведя пол-ночи в полубредовом состоянии, я отправлялась на свой первый в жизни психотест, проводимый специальной группой психологов прямо на огромном предприятии, как бы сейчас сказали - "нанотехнологий", в одном из городов страны, на расстоянии двух часов езды на автобусе. Должность называлась - работник "стерильного" цеха, условие - инженерное образование, не меньше.
Где выходить, на какой остановке, я не знала, и поэтому спросила соседа в автобусе. Соседом оказался словоохотливый положительный старичок, которого не испугал мой ещё не совсем понятный иврит, и который принялся расспрашивать подробности:
- Скажи мне, милая, а куда именно тебе надо? Предприятие огромное - мы остановимся возле нескольких корпусов.
Видя мою расстерянность, уже понимая ситуацию, предположил:
- Тебе, наверное, на психотест?
- Да, да! - радостно закивала я, обрадовавшись быстрому разрешению ситуации и неожиданной помощи.
Со всех сторон на меня смотрели понимающие сочувствующие глаза.
Мужества это не добавляло, скорее наоборот.
- Тебе здесь сходить. Вон, видишь корпус вдалеке? Тебе туда! Удачи!
Я сошла с автобуса и оглянулась. Люди махали мне рукой и по их лицам было видно, что очень сочувствовали. "Как в последний путь..." - подумалось кисло...
Людей в вестибюле было около двух сотен. Мест вакантных десять. Простым арифметическим действием приходим к выводу, что за одно место будут бороться двадцать человек. Конкуренция, блин! По виду все - молодые израильские инженеры, сразу же после университета, новоиспечёные специалисты, которых не пугает компьютер, как людей моего поколения, которые за ивритским и английским словом в карман не полезут, которые умеют постоять за себя перед этими заранее внушающими ужас психологами, которые...
Хватит! Что ты сопли здесь распускаешь? Что ты, свой бауманский диплом с отличием на помойке нашла? зря, что ли, кучу курсов всяких по подготовке к новой жизни взяла? компьютер, английский деловой и технический, иврит для всех уровней? Запретила себе книги и кино на русском - только иврит и английский! Ты должна, слышишь? должна выдать сейчас максимум, на что ты способна! А там - видно будет...
Нас разбивают на группы по двадцать человек. Понятно, что из всей группы должен выйти один(!) победитель.
Присматриваюсь в соплеменникам. Все молодые волки, полные сил, амбиций и планов на будущее.
Ещё один из "наших", тоже в годах, как и я, жмётся на задворках, последним заходит в комнату для подопытных кроликов.
"Не заходить последней!" - мелькает команда в мозгу. В комнате вдоль стен сидят десять(!) психологов, каждый с переносным компьютером в руках, готовые запечатлеть для истории, каждое слово, действие, поворот головы и выражение лица каждого из испытуемых во всех предложенных игровых ситуациях, чтобы потом, обработав данные с помощью специальных программ, решить, кто не вписывается в предложенную схему и, следовательно, выбывает из следующего тура.
Интересно, кто мой психолог? Я бы ему улыбнулась, что ли... нельзя знать...жаль...
Игра была глупейшая - что-то построить из цветных кубиков, но при этом надо настоять на своём варианте, суметь убедительно доказать группе, что твой инженерный ход мысли самый правильный, почувствовать свою роль в коллективе: кто ты - лидер или ведомая лошадка? И уж, конечно, не тушеваться, выкладываться на все сто!
Бывший соотечественник и с ним ещё одна молодая барышня в положении выбывают.
Оставшихся переводят в компьютерный зал.
Мама родная! Только бы пройти это испытание! С компом я уже освоилась, но не на скорость же! Здесь все с пелёнок уже у компьютера!
 Если перенестись на десять лет вперёд от описываемых событий, то мои внуки ещё в детском саду дают бабке фору в электронных играх! А бабка их, слава богу, работает у компьютера по 12 часов в день инженером!
Но вернёмся в компьютерный зал. Задания идут по восходящей, в основном, на математическую логику. Как хорошо, что на Украине я несколько лет преподавала математическую логику в частном колледже! Почти успеваю закончить всё до финального звонка, хотя задания построены так, что ты не должен успеть! Задача заданий - выбить из под тебя стул и заставить заволноваться!
Выбывают ещё несколько людей. У меня - хороший задел баллов после этого тура. Это радует.
В руках листы бумаги и карандаш. Математика. Простейшая, но обильная. Успеть сделать всё невозможно. Потеют руки. Зря я, что ли была репетитором по математике по подготовке в престижные вузы, там,  в той жизни? Почти успеваю. Становится интересно. Спортивный азарт. Стоп. Перерыв. Кофе.
В группе остаётся десять претендентов.
Вглядываемся друг в друга. Ребята мило беседуют, знакомятся. Я тоже пытаюсь присоединиться к общей беседе, но чувствую некую настороженность - я из другого мира, из другой культуры, из другого поколения. Пришелец, короче.
Ещё один из нас держится настороженно, особняком. Инженер-араб. Инстинктивно чувствую в нём главного соперника.

Перерыв закончился и мы продолжаем марафон. Нас заводят в следующий зал. Испытание называется иврит плюс психология. Нужно описывать мрачные по виду картинки, писать о себе, о своих планах на будущее, отвечать на разные вопросы, таящие подвох в образе психоанализа, как я понимаю. Я пытаюсь быть самой собой - то есть безудержной оптимисткой, которая видя на картинке мальчика, плачущего над гробом матери, пишет, что это юный настройщик роялей, внимательно слушающий звук. Картинки специально плохого качества, что позволяет такою вольную трактовку. Держи, держи планку! Ты уже на финишной прямой! Позади самое трудное. Не расслабляться. Остаётся около двух часов. Вас пятеро. Араб идёт с тобой узда в узду.
Дальше английский. Английский у меня неплохой. Даже репетитором здесь подрабатывала на первых порах. Ну-ка, что там? Грамматика? Замечательно! Грамматика - моя сильная сторона. Написать короткое сочинение. Так, хорошо, нет, словаря не надо, обойдёмся...
...Мы остались вдвоём. Я и молодой инженер-араб. Мне он кажется мустангом в прерии. На любое задание бросается, звеня копытами. Интересно, как я выгляжу со стороны? Неважно. Сосредоточиться.
Работаем вдвоём против десяти психологов.
Воля к победе у него посильнее моей будет.
Отвечаю на вопросы, находясь в состоянии полёта! Я летаю, мамочки! Я парю! Я многое могу, ребята! Возьмите меня - я буду отлично работать!!!

Берут араба. Вердикт прост и ясен - я оказалась слишком яркой личностью и могу не вписаться в коллектив в силу своей индивидуальности. Мне нужно искать работу творческую, где я буду работать больше одна, чем в коллективе. Как одинокий волк, словом.

Они оказались правы, эти десять психологов. Пройдёт ещё немного времени и я пройду ещё один психотест именно на такую вакансию, где я успешно по сей день и пребываю.
И психотестов у меня будет ещё не один, по всяким разным поводам. Но об этом как-нибудь в следующий раз.
А пока, если кто-нибудь на работе посылается на какой-либо психотест, его направляют ко мне, как к опытному товарищу:
- Самое главное - хорошо выспаться и быть самим собой. И ещё - побольше оптимизма, даже если это кажется тебе неуместным...