Бабушкина сказка

Лариса Вер
(адрес иллюстрации: Из Интернета...)



- Бабушка, бабушка, расскажи сказку! -  внуки приставали к бабуле каждый вечер  с  такой просьбой.
- Вот осень в окошко дождём постучится – тогда и расскажу, - всеё лето твердила им бабушка, - а сейчас дел много. Некогда.
 Но в один августовский день небо нахмурилось. В полдень так тоскливо и темно на улице стало, что захотелось и печь протопить, и в одеяло укутаться пораньше.
- Ну, здравствуй, осенний гость! – сказала бабушка, когда холодный ветер начал подвывать в трубе, а рябина в окошко поцарапалась веткой.
- Ура! Значит, сегодня ты сказку расскажешь!

Быстро поужинав, дети помогли убрать со стола. А бабуля, подкинув в печь пару поленцев, приглушила свет.
- Сказку! Сказку!
- Ну, слушайте…

+++++++++++

 …Наша деревенька укутана лесами со всех сторон. И у каждого леса есть своё название: Змеиный, Ягодный, Дубники и Ведьмин лес. Сколько себя помню, про этот Ведьмин лес ходит в народе такая легенда…. Будто много лет назад облюбовала себе это местечко одна злобная старуха - ведьма Хная. Из городка за злой нрав и дурной язык женщину люди выгнали, и она в лесу обосновалась, и постепенно в злющую и коварную ведьму превратилась. Завалила все ходы и тропы непролазным буреломом. Если и пытались смельчаки по грибы пробраться туда – так их пугала, что заиками становились на всю жизнь. Заросли все дороги внутрь нашего леса. И добрый человек никогда не пытался прогуляться в те ведьмины владения.

 Но однажды после полудня потревожили-таки её голоса людские. Кто-то шёл и песни пел, не боясь и не таясь. А она уже много лет жила, людей не видя. Захотелось на смельчаков посмотреть. Увидела лесная затворница такую картину: шли вереницей, друг за другом, бродячие слепые музыканты. Им было невдомёк, что эта дорога заброшенная имеет дурную славу. Первый идущий был как поводырь, потому что чуток видел этот мир. А остальные - совсем незрячие. Чтоб не потеряться, они все держались за верёвочку. Завершал ту грустную вереницу совсем мальчик, лет шестнадцати. Его инструмент – балалайка-жалейка - болтался вместе с заплечным мешком сзади. Мальчишке так хотелось пошалить, что он то подпрыгивал, то петь начинал. А потом удумал с той путеводной веревочкой поиграть. Да и выронил. Но решил подождать: через сколько его хватятся? Остался стоять на месте. А музыканты шли себе, не зовя его.

 Когда ему захотелось про себя напомнить, он окликнул товарищей. А в ответ – тишина. Завернули за кустарник калеки, и его крика не услыхали. Он ещё разок позвал. Что бы обычный мальчишка сделал в таком случае? Если б отстал? Правильно, догонять бы бросился. А как побежишь, если вокруг только темнота и звуки. Вот ветка хрустнула, вот сойка прокричала… По звукам понятно, что кругом – лес. Ткнулся он в одну сторону – пень, в другую – нога в ямку попала. Понял паренёк, что положение почти безнадёжное: в глухом лесу, да ещё осенней порой, да незрячему  - долго не прожить. Потом его осенило: надо поиграть на балалайке. Друзья услышат его игру и вернутся за ним!  Он скинул вниз свой заплечный мешок, сел на него. Играл и прислушивался, играл и прислушивался…. Вспомнил, как дедок, что инструмент подарил, сказал: «Ты всё можешь потерять, но жалейку храни. Она тебя к счастью выведет!» Но балалайка не барабан – за версту не слышно. Чу! Веточка хрустнула за спиной! Но его не позвали. Значит, не человек за спиной ходит! Мороз по спине пробежал – зверь пришёл: не музыку слушать, а его кушать! Сел снова на мешок. Играет, а по щекам слёзы текут.
 
 Но за спиной кто-то чихнул неожиданно.
- Кто здесь? – Подскочил парень.
- Да здесь – то я, а вот кто ты такой? Ишь, на весь лес музыку развёл!
- Я – Дениска, калека горемычный. Добрая женщина, не бросай меня здесь! Меня волки съедят, ведь я вообще ничего не вижу. Приюти меня, а как будет оказия, я пойду своих товарищей догонять.
- Ну…
- Я ещё поиграю, и спеть могу.
- Тогда слушай внимательно: сядешь на моего коня, обхватишь его за шею и держись! Он тебя к моему дому подвезёт.
Свистнула она, рядом листва зашуршала, чей-то тёплый бок до колена дотронулся. Оседлал парнишка странного коня, который псиной пах, и не ржал, а рычал. Как пуля летел мальчишка по лесу на странном коне. Всего пару минут – и он у крыльца.
- Заходи, так и быть, в дом.
- Спасибо тебе, добрая женщина.

 Напоила Хная мальчонку, и булками угостила. А он ей после пел и играл. Так до вечера время и пролетело. Спать ведьма отправила гостя на чердак на душистое сено. А сама - ворожить да зелье варить. Захотелось ей отобрать у нежданного гостя его молодость. Он её не видит, не знает, что она уродлива и душой, и телом. И потому не боится. Посмотрела Хная на свои скрюченные пальцы, на изуродованное лицо. Когда-то в юности она была хорошенькая, но однажды искупалась в Проклятом пруду. Предупреждала её тетя, что нельзя там купаться – не послушалась она. А с тех пор скрутило пальцы, кожа стала зеленоватая и душа стала озлобленной. Хорошо, что мальчишка не видит! Ей это на руку!

 Долго варила она отраву для паренька. Подсластила зелье мёдом для вкуса. И наутро предложила:
- Хочешь, я помогу тебе зрячим стать?
- Конечно, добрая женщина! Неужели ты мне сможешь помочь?
- Да, но ты должен десять дней пить отвар целебных трав на заходе солнца. И потом не говорить ни слова до утра. 
- Я буду пить хоть год!
- И … поиграй мне ещё.
Так потекли для них дни. Денис играл на балалайке, пел те песни, что слышал от своих таких же слепых товарищей. А вечером пил отвар. Но только, сколько не протирал глаза поутру, сколько солнечный лучик не гладил его щёки, но не просачивался сквозь вечную темноту его зрения.

«Обманула меня женщина!» - догадался паренёк. Горько было осознавать, что не сможет он увидеть мир. «Но зачем ей надо меня обманывать?» - думал он, когда помогал ей по мере сил по дому. Он уже и печь мог растопить. И корзину сплести из тонких веточек. Чувствовал он: в хозяйке что-то изменилось. Только не мог понять что. И с ним тоже что-то происходило. Несколько раз он утром падал от головокружения. И кожа на ощупь стала другой.
- Выпил отвар? - спрашивала его ведьма каждый раз вечером. - Кивни мне и ложись спать. Ничего-ничего. Скоро прозреешь!

 Настал последний день.
- Ты, добрая женщина, зачем-то пообещала мне зрение. Но обманула. Я не в обиде на тебя. Ты поила и кормила, слушала мои песни. Сердцем чувствую, что у тебя душа закаменела от какой-то обиды или горя. Сама себе не рада. Пойду я…. Только выведи меня на дорогу, - сказал Денис.
- Поиграй мне напоследок, - всхлипывая, попросила ведьма. Первый раз в жизни её пожалели. И, несмотря на то, что она превратила мальчишку в уродца, передав ему свою кожу и скрюченность, он назвал её доброй женщиной. От его слов и прощения треснула на её сердце кожура из зла и обиды, вздохнула она широко, и впервые за много лет улыбнулась сквозь слёзы.
Мальчик сел на крыльцо, подтянул струны и решил сыграть так, чтобы пела его душа, как  последний в жизни раз! Целый оркестр играл из-под его пальцев!

 Волшебная балалайка засветилась мягким светом, бросая во все стороны лучики. И началось превращение с ними обоими – и с ведьмой и с мальчиком. Спало проклятие с ведьмы окончательно. Как луковая шелуха слетела и зелёная кожа, распрямились пальцы, развернулись плечи. Превратилась она в ту самую девушку, какой была до купания в Проклятом пруду. А паренёк тоже почувствовал, как меняется его тело: он рос, выпрямлялся как дуб. Все годы молодости, что пыталась отнять у него старуха, вернулись к нему обратно, да вдвое! Теперь он – парень богатырского роста и возраста не детского, но взрослого!  А в глазах как чесалось! Бросил он играть, стал глаза тереть изо всех сил. Когда слёзы прошли, он увидел рядом с собой сначала очертания женской фигуры. Потом не помня себя от радости, разглядел и себя, и юную хозяйку этого дома.
- Я вижу! Я зрячий! Это ты меня вылечила! – обнял он Хнаю.
- Нет, милый, это ты своим чистым сердцем спас нас обоих. Да твоя балалайка нам помогла.

 Ушли они из леса, взявшись за руки – ведь у них весь мир и вся жизнь теперь впереди!

++++++++++

- Вот такая легенда про наш лес существует.
- Так уже можно в тот лес ходить? Нет там ведьмы?
- Да, как сказать…. Люди говорят, что туда теперь другие ведьмы повадились -  счастье свое ждать….


л