7. Иисус Навин и завоевание Ханаана

Константин Рыжов
                1. О нашествие «народов моря»

В конце 13 в. до Р. Х. в Малую Азию, Сирию и Палестину вторглись многолюдные арийские племена, известные в истории под именем «народов моря». Их изначальной родиной был, по-видимому, Балканский полуостров. Переправившись через пролив, отделявший Европу от Азии, арии разгромили Хеттскую державу и разрушили множество древних городов в Малой Азии и Сирии.

Следующей жертвой «народов моря» должен был стать Египет. Завоеватели хорошо подготовились к походу и сумели заключить союз с давними врагами египтян ливийцами. Однако у древней державы фараонов оказалось достаточно сил, чтобы отбить нашествия. Фараон Мернептах имел с захватчиками кровопролитную битву, закончившуюся полной победой египтян. Около 8,5 тысяч врагов осталось на поле боя, а 9 тысяч сдались в плен. Впрочем, внутренние неурядицы помешали египтянам воспользоваться результатами этой победы.
      
Последний взлет египетского могущества пришелся на царствование Рамсеса III (правил в 1184-1153 гг. до Р.Х.). Ему пришлось отражать новое нападение «народов моря». Причем это был не просто грабительский набег, а настоящее переселение народов. В походах помимо мужчин участвовали женщины и дети, ехавшие на повозках, запряженных волами. Часть переселенцев двигалась вдоль берега на парусных судах со вздыбленными вверх носом и кормой. Основную силу нападавших составляли племена филистимлян и чекеров. Их активными союзниками, как и прежде, выступали ливийцы. Около 1179 г. до Р.Х. Рамсес встретил врага в дельте Нила и нанес ему сокрушительное поражение. Более 12 тысяч захватчиков были перебиты. В 1176 г. до Р.Х. фараон вторгся в Палестину и разгромил «народы моря» в большой сухопутной битве. В том же году фараон дал переселенцам сражение на море. Победа опять осталась за египтянами, но разбитые филистимляне с разрешения фараона расселились в прибрежной области вокруг Газы. В следующие годы Рамсес совершил несколько далеких походов в Палестину и Сирию, однако удержать эти владения он был не в состоянии.

К середине 12 в. до Р.Х. филистимляне занимали уже пять прибрежных городов Палестины: Аскалон, Газу, Азот, Екрон и Геф. Раскопки показывают, что все эти города, прежде чем перейти под власть пришельцев, были разрушены. Культура самих филистимлян в наибольшей степени была связана с культурой ахейской Греции, но откуда прибыл этот народ – не понятно. В египетских храмах сохранилось несколько изображений филистимлянских воинов. Своими головными уборами они напоминают ликийцев – древних жителей юго-западной части Малой Азии. Их первоначальный язык также неизвестен. Впрочем, он был забыт спустя несколько поколений после переселения. В последующие времена филистимляне говорили на ханаанском языке.

Другой пришлый народ – чекеры - занял побережье несколько севернее филистимлян. Их столицей стал древний ханаанский город Дор. Культура чекеров отличалась от филистимлянской, но также была связана с Грецией. Поселившись в семитоязычной стране, они довольно быстро восприняли местные обычаи и религию. Спустя несколько веков чекеры совершенно растворились среди ханаанского населения. Наряду с этими народами в Палестину из Малой Азии переселилось лувийское племя иевусеев. Оно овладело Иерусалимом.

Однако основные события этой поры разворачивались не на западе, а на востоке. Археологические раскопки свидетельствуют, что в то время, когда прибрежную часть Ханаана завоевывали «народы моря», глубинные районы страны подверглись нашествию воинственных скотоводческих племен, вторгшихся из-за Иордана. Свершилось событие, предсказанное за несколько веков до этого - еврейский союз Израиль вступил в Землю Обетованную, обещанную ему когда-то Самим Богом. С тех пор более чем на тысячу лет история Палестины оказалась неразрывно связанной с историей еврейского народа. Как проходило завоевание? Кто стоял во главе еврейских войск? Каким образом устроились пришельцы на новой родине? Ответы на все эти и другие вопросы можно найти в древнем еврейском предании, к пересказу которого мы теперь вновь обратимся.
               
                2. Как Господь остановил течение Иордана

После смерти Моисея (http://www.proza.ru/2010/09/19/235) Господь воззвал к Иисусу Навину и сказал ему: «Встань и перейди через Иордан, ты и весь твой народ. Ступай в землю, которую Я вам даю. Будь тверд и мужественен, не страшись и не ужасайся, ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь».

Иисус, поднявшись рано утром, велел народу выступать. Израильтяне двинулись на запад и пришли к Иордану. Священники несли перед народом ковчег Господень. Едва они вошли в реку, вода, текущая сверху, остановилась. И прекратилось течение воды выше того места, где шли евреи, а та, что была ниже, продолжала утекать в Мертвое море. И ушла вода и иссякла совершенно, так что обнажилось дно реки. Народ израильский двинулся вперед и перешел русло реки посуху.

Священники, несшие ковчег завета Господня, стояли среди Иордана, все время, пока свершалась переправа. А когда весь народ перешел реку, тогда перенесли и ковчег завета Господня. Лишь только ноги священников ступили на сушу, вода Иордана вновь устремилась по своему руслу к Мертвому морю, как текла она во все времена со дня сотворения мира.

                3. Как израильтяне овладели Иерихоном

Евреи перешли Иордан против города Иерихона и встали перед ним станом. Господь сказал Иисусу: «Я отдаю в руки твои Иерихон и царя его, и всех жителей его. Сделай так, как Я тебе говорю: пусть все израильтяне способные к войне обходят вокруг города однажды день и делают это в течении шести дней; и пусть семь священников несут семь труб перед ковчегом. А в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят в трубы. Когда же затрубит рог и когда услышите звук трубы, тогда пусть весь народ воскликнет громким голосом, и стена города обрушиться до своего основания».

Иисус сделал все так, как говорил ему Господь. Каждый день вооруженные евреи обходили Иерихон, перед ними несли ковчег Господень, и священники трубили в трубы. На протяжении шести дней обходили израильтяне Иерихон по одному разу в полном молчании. В седьмой день они совершили обход семь раз. Когда священники вострубили в трубы, Иисус велел народу: «Воскликните! Ибо Господь отдает этот город вам!» Народ воскликнул громким и сильным голосом; от крика стена города рухнула до самого основания, после чего евреи ворвались внутрь.  По приказу Иисуса Навина они истребили его население до последнего человека – и мужей, и жен, и молодых, и старых, и волов, и овец, и ослов – все истребили мечом, а город и все, что в нем было, сожгли огнем. Только серебро, золото, медные и железные сосуды израильтяне вынесли из города, чтобы пожертвовать их в сокровищницу Господа.               

                4. Разрушение Гая

От Иерихона Иисус Навин повел свое войско к городу Гаю.  Ночью он послал вперед тридцать тысяч человек, приказав им: «Спрячьтесь позади города и ждите моего знака». Те сделали так, как им было приказано. С прочими войнами Иисус Навин подошел к стенам Гая и стал напротив города. Когда это увидел гайский царь, то он тотчас вышел на израильтян со всем своим народом. Но едва началась битва, все евреи, будто пораженные страхом (а на самом деле подчиняясь приказу Иисуса), стали отступать и побежали, а гайитяне преследовали их. После того, как они  отошли от стен города на достаточное расстояние, Иисус поднял свое копье. Этот знак увидели те тридцать тысяч воинов, что скрывались в засаде. Они встали с места, вошли в город, ворота которого оставались открытыми, и зажгли его огнем. Заметив дым, бегущие евреи остановились и вновь ударили по врагам. У гайитян не было возможности бежать, поскольку  евреи окружали их со всех сторон. Все они до последнего человека были истреблены.  Всего падших в тот день жителей Гая, мужчин и женщин, насчитывалось двенадцать тысяч человек. Скот и добычу израильтяне разделили между собой, а город Гай сожгли, обратив его в вечные развалины.

                5. Как жители Гаваона заключили с израильтянами мир

Разрушив Гай, израильтяне двинулись на юг. Жители Гаваона услышали об этом и испугались, поскольку знали о том, как поступили евреи с Иерихоном и Гаем. Тогда, чтобы спастись от неминуемой смерти, жители Гаваона употребили хитрость – они избрали старейшин и отправили их к Иисусу Навину с предложением мира. Старейшины запаслись хлебом, сухим, заплесневелым и раскрошившимся, и положили его в ветхие изорванные мешки. Взяли они и вино в заплатанных мехах. И одежда их тоже была вся рваная и ветхая.

В таком виде они пришли к Иисусу в его стан и сказали старейшинам израильским: «Народ наш отправил нас к вам, чтобы заключить  союз». Иисус отвечал им: «Господь запретил нам заключать мир с жителями земли ханаанской, ибо все они должны пасть от наших мечей». Но старейшины гаваонские сказали ему: «Мы, рабы твои, пришли сюда из очень дальней страны во имя Господа Бога твоего, так как слышали обо всем, что Он сделал в Египте и что Он сделал с царями аморейскими. Но добираться до вас нам пришлось очень долго. Судите сами: этот хлеб, который вы видите черствым и заплесневелым, мы взяли с собой в дорогу, когда он был еще теплым и свежим. Мехи и одежды наши были тогда новыми, и вот за время наших странствий все изодралось и обветшало».

Иисус поверил послам и заключил с гаваонянами мир. Все старейшины израильский и все их начальники поклялись хранить этот договор.  А через три дня евреи вышли к Гаваону и тут только поняли, как их провели. И хотя израильтяне сильно досадовали на обман, они не посмели тронуть гаваонян, поскольку все их старейшины и начальники клялись перед Господом, что будут жить с ними в мире.

                6.Как Иисус Навин поразил пять аморейских царей

Весть о победах Израиля распространилась по всей ханаанской земле. Царь Иерусалима  Адониседок был сильно напуган этими слухами. Чтобы успешней отразить нападение он заключил союз с четырьмя другими аморейскими царями, правившими по соседству: царем Хеврона, царем Иармуфа, царем Лахиса и царем Еглона. Соединив свои силы, амореи подошли к Гаваону. Иисус Навин выступил против них со всем своим войском. Началась битва, в которой израильтяне одержали полную победу. Враги обратились в бегство, а Господь  поражал их сверху большими камнями. И умерло в тот день от каменного града больше амореев, чем успели перебить сами израильтяне. А чтобы продлить избиение неприятеля, Иисус Навин воззвал к Господу и сказал: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна над долиной Аиалонскою!» В тот же миг, по слову его, солнце остановилось и стояло до тех пор, пока народ израильский мстил своим врагам. По окончанию битвы израильтяне овладели пещерой в Македе, где прятались пять неприятельских царей, и предали их всех мучительной смерти.

                7. Как израильтяне покорили ханаанскую землю

Одержав победу под Гаваоном, Иисус Навин стал захватывать один вражеский город за другим. Вскоре израильтяне взяли и разрушили Макед, Ливну, Гезер, Еглон, Лахис, Хеврон и Давир. Весть о разгроме южных городов повергла в ужас всех царей Ханаана. Против израильтян объединились  царь Асора, царь Шимрона и царь Ахсафа. К ним присоединились другие правители Северного, Западного и Восточного Ханаана. Все они собрали свои войска возле озера Мером. Врагов оказалось такое множество, что они были подобны песку на морском берегу. Однако Господь сказал Иисусу Навину: «Не бойся их! Завтра около этого времени я предам их всех на избиение сынам Израиля!» Иисус двинулся к озеру Мером и внезапно напал на царей Ханаана. Враги, не выдержав его натиска, обратились в бегство, а израильтяне преследовали их до самого Сидона и перебили людей без счета. Вслед затем Иисус Навин взял главный город той области Асор и сжег его. В следующие годы были захвачены и другие ханаанские города, лежавшие вокруг: Иерусалим, Гадер, Хорма, Арад, Одоллам, Вефиль, Таппуах, Хефер, Афек, Мадон, Ахсаф, Фаанах, Мегиддо, Кедес, Иокнеам, Дор, Гоим и Фирца. Всего же городов, захваченных победителями, насчитывалось 31. Всех их жителей сыны Израилевы  перебили своими мечами, не оставив в них ни одной живой души. И не было ни одного города, который заключил бы с ними мир, кроме Гаваона. Таким образом, Господь предал в руки израильтян всю тамошнюю землю, как обещал до этого их предкам и Моисею.

Когда Иисус состарился, Господь сказал ему: «Ты состарился, пришел в преклонные лета и не можешь больше водить еврейский народ на войну. Сделай же последние дело - раздели завоеванную землю между двенадцатью коленами израильскими. Лишь колену Левия не давай удела в земле ханаанской, так как все потомки Левия будут Моими священниками». Иисус Навин сделал все так, как приказал ему Господь. Он поделил Ханаан на двенадцать уделов и в каждом из них утвердил одно из колен Израиля.

Колено Рувим расселилось в Заиорданье, там где прежде располагалось царство аммонитян. Их городами здесь были Ароер, Есевон, Дивон, Ваал-Меон и Медева. Также в Заиорданье, но севернее лежал удел Гада с городами Соккоф, Пенуэл и Маханаим. Еще дальше на север расселилась половина колена Манассии. Им принадлежал весь Васан и половина Галаада с Астарофом, Едреей и Афеком. Таковы были владения израильтян в Заиорданье.

Остальные колена расселились по ту сторону Иордана, на Приморской равнине и в Нагорье. Колено Симеон получило землю на самом юге. Его городом стала Вирсавия. Владения Иуды лежали к востоку от Мертвого моря. Здесь было много больших городов, и в их числе: Зиф, Цора, Сохо, Лахис, Еглон, Макед, Ливна, Хеврон, Беф-Цур, Фекол, Вифлеем, Етам и Кириаф-Иарим. Колено Дана получило по жребию удел к северу от Иуды с городами Аиалон и Иоппия. Но поскольку места здесь оказалось мало, они завоевали на севере страны еще и Ласем, который был переименован в Дан. Колено Вениамин расселилось восточнее Дана и севернее Иуды. Их городами были Иерихон, Цемараим и Гаваон. В их уделе располагался также Иерусалим, но он находился во власти иевусеев. Далее на север поселилось колено Ефрем, владевшее Таппуахом, Силомом, Вефилем и Рамафаим-Цофимом. Их северными соседями стала вторая половина колена Манассии, получившее города  Беф-Сан, Фаанах и Мегиддо.  Еще севернее были земли Иссахара с городами Изреелем и Сунемом. Колено Завулон расселилось над Иссахаром. Ему принадлежали  Иокнеам и Геф-Хефер. На крайнем севере страны располагались владения Асира и Неффалима. При этом колено  Асир получило города Кавул и Раму, а колено Неффалим - Хиннереф на берегу Геннисаретского озера, Асор и Кедес.

Скинию и ковчег Господень Иисус распорядился оставить в Силоме, и сюда сходились теперь все израильтяне, чтобы служить Господу. Свершив эти дела, Иисус Навин умер в возрасте ста десяти лет.

               8. Война за Ханаан: древняя традиция в свете современной критики

Еврейское предание о завоевании Обетованной Земли уже давно и очень внимательно изучается историками. Вопрос о его достоверности ставился ими неоднократно, но окончательного ответа на него нет. Одни считают рассказ о войнах Иисуса Навина  в целом соответствующим действительности, другие вносят в него достаточно серьезные коррективы.

Прежде всего современные ученые сомневаются в том, что вторжение израильтян в Ханаан было единовременным и что в нем дружно участвовали  все двенадцать колен, предводительствуемые Иисусом Навином. Реальная картина была, по-видимому, иной.  Полагают, что в начале завоевания союз включал меньшее число колен, чем это утверждается в еврейской традиции. Лишь постепенно их количество достигло двенадцати. Считают также, что было не одно, а по крайней мере два вторжения из-за Иордана, разделенных как во времени, так и пространстве.

Сам процесс израильского завоевания в общих чертах можно реконструировать следующим образом. Группа израильских племен, которая вела свое происхождение от Рахили (то есть, Ефрем, Манассия и Вениамин) под руководством Иисуса Навина не позже, чем в 1250 г. до Р.Х.  вторглась в Заиорданье, а потом перешла Иордан у Иерихона. Этот старинный город был разрушен до основания, а завоеватели продвинулись в центр Нагорья вплоть до Сихема и расселились здесь. Этим военные действия Иисуса Навина завершились, и лишь  позже традиция приписала ему покорение всей страны.

Поколение спустя с Синая выступила в поход другая группа племен, потомков Лии. Если первая волна переселенцев не встретила сопротивления в Заиорданье, то вторая была вынуждена сражаться. Разгромив тамошних царей Сигона и Ога, она заняли всю область Галаад от Моава на юге до лавовых полей возле Дамаска.  По крайней мере одно из участвовавших  в походе племен, Иуда, перешло через Иордан и, не доходя до Сихема, повернуло на юг, а затем, разрушая по дороге города, заняло все южно-палестинское нагорье вплоть до пустыни к юго-западу от Мертвого моря. Вероятно, помимо племени Иуда в этом походе участвовали Рувим и Симеон. Возможно, в то же время  Иссахар и Завулон  захватили районы к западу от Иордана, точнее к северу и востоку от нагорья, занятого Ефремом и Манассией. Все эти племена, скорее всего, не подчинялись Иисусу Навину и действовали совершенно самостоятельно. Что касается племен, происходивших от рабынь  Зелфы и Валлы (Асир, Неффалим, Гад и Дан), то историки вообще не склонны видеть  их членами первоначального израильского союза. Скорее всего, это были местные еврейские племена «усыновленные» и принятые в союз уже в Палестине.

Вероятно, тогда же, израильтяне приняли участие в палестинском восстание против египетской власти и потерпели полное поражение от фараона Мернептаха. Тот гордо утверждал в своей надписи, что Израиль полностью уничтожен, и даже семени его больше нет. Но это оказалось явным преувеличением. Наоборот, сами египтяне вскоре утратили контроль над Палестиной. Израильтяне получили возможность укрепиться в захваченной ими стране. Утверждение их господства проходило в упорной борьбе как с местным населением, так и с другими пришельцами. В ходе развернувшейся войны значительная часть древних ханаанейских городов была разрушена. На их месте появились небольшие деревни завоевателей, многие из которых напоминают обычные лагеря полукочевников. Полному разрушению подверглись такие крупные ханаанейские центры, как  Иерихон, Гай, Давир и некоторые другие.

Впрочем, под власть израильтян перешли далеко не все города древнего Ханаана. Так, вопреки традиции, не были завоеваны Иерусалим, Гезер, Дор и еще целый ряд других. Хотя археологи подтвердили разрушение Асора, они сильно сомневаются, что он был захвачен в эпоху Иисуса Навина. Не исключено, что этот важный ханаанейский город пал только сто лет спустя. Область, захваченная Манассией, оказалась слишком мала для него, вследствие чего половина этого колена была вынуждена уйти обратно в Заиорданье. Как показывают археологические раскопки, завоеватели в первые годы после переселения  освоили по преимуществу слабо заселенное прежде Нагорье. При этом пришельцы  селились либо на новых местах, где раньше вообще не было никаких других поселений, либо на развалинах оставленных жителями городов, разрушение которых произошло за несколько лет или даже десятилетий  до этого. Что касается плодородных долин, то они еще долго оставались в руках ханаанейских общин. Последние платили завоевателям дань, но пользовались в решении внутренних вопросов достаточной широкой свободой.

Первые два века после переселения союз Израиль оставался достаточно рыхлым образованием. Фактически колена связывал только общий культ союзного бога Яхве, поддерживавшийся межплеменным объединением левитов. Эта жреческая каста имела на  территории каждого колена особые города для проживания. Сплочение  прежде  слабо связанных племен произошло только в XI в. до Р.Х., и главной причиной тому была внешняя угроза.

В заключении следует подчеркнуть, что древняя ханаанская культура не исчезла после завоевания. Она продолжала существовать и оказала огромное влияние на победителей. Со временем израильтяне переняли даже ханаанский язык, оставив свой прежний аморейский; именно этот язык и стал впоследствии называться древнееврейским.

«Священная Иудея» http://proza.ru/2010/07/14/189

Сирия, Палестина и Финикия http://proza.ru/2013/10/06/1576