Радзинскому Эдварду

Михаил Анохин
               

 Когда-то я, очарованный Вашими монологами по "ТВ" решился написать письмо и начал его так:  "Демиургу истории..." Потом вспомнил о  Пикуле  и, зачеркнув  только что написанное, начертал:
«Драматургу истории». Но и это меня не устроило, и я написал так: 
"Драматургу минувшей истории". Хотя и это глупо, потому что история это и есть то, что минуло, ушло. От неё сохранились тексты, черепки и черепа и мы их интерпретаторы.

Впрочем, ни чего я тогда не написал, а если и что написал, то все выкинул, поскольку все "начала" определяют наши "концы". Я устыдился пафоса "начал" и, следовательно, пошлятины  неизбежного окончания.

После того, как прочитал Вашего "Потаенного Бамарше", именно после, я  хочу, сударь подчеркнуть именно это,  хотя Вы и намекали на то,  что нынешняя история сочинена Вами,  так вот после я ощутил тот  зуд  крови...  ( не точно!) зуд мысли,  зуд чувства, если только чувства могут зудеть как подживающая рана,  настоятельную потребность  написать  Вам письмо. 
Я еще не знаю, отправлю его Вам или нет, ведь я не знаю Вашего подлинного адреса,  а послать наугад,  так  слишком  много  любопытных глаз. Но самое главное, если бы я писал письмо, то, наверное, много чего не сказал бы. 
Например, то, что Вы - лжец. Согласитесь для первой реплики - это сильное заявление и его нужно как-то обосновать.  Так вот в обоснование этой реплики я скажу,  что только то и   убедительно  то  и достоверно, что ложно! По себе сужу, ведь я поверил во все, что Вы написали о Бомарше. 

С этого, то есть с прочитанного мной Вашего, наверное, романа,  (сценария), иного Бомарше для меня не существует! А написано слишком достоверно, чтобы быть правдой. Вы обокрали меня! Обузили историю Бомарше до одной версии!
В жизни всегда есть место для потаенных уголков,  о которых не догадываются самые, что ни на есть проницательные умы, даже такие как Ваш. Я восхищен и похищен Вами, как ловко,  как изячно, как очаровательно Вы сплели ткань интриги, сколько собственных,  надо полагать выстраданных,  слов вложили в уста  героев этой  исторической  пьесы.
Тут нужно выкрикнуть
 - Браво!
 И вот после всего этого, как мне не обратиться  к  Вам  с обращением - Драматургу - и добавить – прошедшей истории? Но я был бы слишком глуп, а кто хочет быть глупым хотя бы отчасти?

Так вот я понял, что Вы смертельно, именно смертельно завидуете Бомарше! Пусть придуманного Вами, но ведь и тут, Вы со мной согласитесь,  обманывать можно только публику, самому же, только обманываться.

Вы - гений, да, да! Но ведь это еще ничего не значит. Не значит в том смысле, что гений чаще всего не действенен в жизни, а значит, предназначен для самообмана.  Тут бы я мог привести массу цитат,  но Вы их знаете и потому, я опускаю эти подпорки, эти театральные  ухищрения  в  которых Вы, не превзойденный дока.  Мне они не нужны и к тому же, смею надеяться, мы понимаем друг друга с полуслова.

Вы любите себя, да и как не любить, когда приходят сами собой такие фразы, от которых замирает сердце – неужто, это я написал? Хотел привести цитату,  но подумал, что Ваша память услужлива, как Фигаро Бомарше, к месту и ко времени подскажет,  так что незачем обременять текст тем, что Вам известно.

Неверно сказано - то,  что Вам лестно! Вы срываете овации, Вами бредят и как тут остаться на позиции нормального человека, любящего лесть? Нет! Все это у Вас огромно, демонически мощно и что Вам слава людская, когда и денег достаточно?

Я слишком нетерпелив, чтобы писать обдуманно, но Вы открыли мне глаза и теперь, когда у меня глаза открыты,  не зачем вилять, как бы сказал все тот же Фигаро, которым Вы меня заразили,  задом. Впрочем, в некоторых местах это поощряется. Судя по всему, Вы не чураетесь этих мест,  как истинный либерал. 

Я не люблю либералов, должен сказать это сразу во избежание последующих недоразумений,  еще больше не люблю власть, и чем она сильнее  и  прочнее,  тем больше моя нелюбовь к ней.
Вот скажите, пожалуйста, почему у либералов такая неистребимая тяга к тухлятине? Впрочем, я не настаиваю.
Кто я такой?  Если бы я точно знал ответ!  Все дело в том,  что мне неизвестно, кто  я.  Когда-то я думал, и на это были основания,  что я - человек улицы и площадей,  но вскоре понял, что меня оглушают площади и я ушел с них. Мне тошно стало от улиц с их беспросветной нищетой, с их заискиванием перед сильными мира сего,  с их подлостью и готовностью к предательству.

Я хотел представиться Вам, как "человек  подполья", но во мне нет той всесокрушающей смелости, которая так характерна для таких людей. Я хотел бы "разрушить и опрокинуть",  но не все и не до конца.  Выходит,  я робок и оглядчив не только в действии,  но и в мыслях. Наверное, это от того,  что я "выкидыш" сталинской эпохи, отравленный страхом и не поборовший  в себе этот страх,  чудом выживший.  От этого у меня "другое зрение" и "другая мера вещей".  Я сознаю,  что это юродство видеть  не то, что должно видеть, но ни чего с собой не могу поделать.

Согласитесь, что такое зрение не исправишь очками,  с ним рождаются и умирают.  Я  нетерпелив, еще не дочитал до конца, а уже смею рассуждать, но я это смел делать еще до того,  как стал читать! Еще тогда, когда Вы в первый раз своим театрально поставленным голосом... нет, не так! Своим голосом прорицателя,  оракула стали мне вещать с экрана такое, о чем я даже не догадывался. И тогда, сразу я стал Вам  возражать, потому что…

Вы очень правдиво рассказывали, а у меня недоверие к искренней правдивости. Но это сильно сказано – возражать! Возражают, всегда приводя какие-то факты.  По крайней мере, так принято, а я возражал Вам из глубин своей души и не потому что "не верю", а именно потому, что поверил!

Вот тогда пришло мне в голову назвать Вас Демиургом истории.  Ненадолго,  ведь я тогда еще не писал писем гениям, не выхватывал мысли из потока сознания и не облекал в слова.  Они приходили  и  уходили,  как приходят люди в гостиницу, оставляя после себя потертые ковры и грязное белье.  Они старили меня.  И вот я решился удержать посетителей  и начал описывать их.  Как я уже сказал - я назвал Вас демиургом и забыл вскоре об этом.  Где-то обмолвился, меня поправили: "Вы хотели сказать, что Радзинский драматург?" Но и поправившего меня, поправили: "Ну что Вы, он историк и притом очень оригинальный. Эта историческая традиция идет от Костомарова".

Они были умные,  поправившие меня, один преподаватель истории, другая - преподаватель литературы,  мне пришлось достать и прочитать Костомарова.  Я долго,  плевался на свою историю, ведь я тогда думал,  что нет ни чего истиннее, чем история. Сейчас у меня противоположное мнение - нет ни чего вымышленнее, чем история.
И тогда  я  назвал Вас драматургом прошлого.  Назвал и успокоился. Это очень важно назвать!  И вот Ваш Бомарше... И я подумал, что Вы хотите переплюнуть его и долго,  очень долго,  из-за гроба,  смеяться над одураченными Вами людьми.  И знаете,  у Вас это получится.  Уже получилось!
                2005 год. Прокопьевск