Приключения телевизора

Виктор Дущенко
В Германии существовал обычай: выбрасывать старые, ненужные  предметы быта, вещи и т.п. Но не так, как в Италии. Не в окно. Один раз в году в местной прессе печатается объявление о том, что на таких-то улицах с такого по такое-то число представители специализированной организации будут собирать те домашние вещи, которые жителям данного района не нужны. В чём смысл этого мероприятия? У нас выбросил стиральную машину или утюг на мусорную площадку, и дело с концом. Вынес старый диван, уложил его рядом с мусорными контейнерами и спокоен. Через несколько дней его или кто-то приспособит себе на дачу, или заберут службы по уборке твердых бытовых отходов. Или сожгут тут же. Никого не волнует, чьё это имущество. Никого за это не штрафуют.

Там с этим делом строго. Найдут хозяина выброшенных предметов и предъявят существенный штраф. Поэтому люди ждут, когда будет объявление в газете. Накануне объявленной даты выносят и укладывают перед двором все вещи, которые за истекший год решили выбросить. А те люди, которые нуждаются в этих старых вещах, тоже ждут такое объявление. В основном это наши соотечественники, которые недавно прибыли сюда на постоянное место жительства и еще не окрепли материально. Или мелкие бизнесмены из соседних стран восточной Европы, которые занимаются торговлей не новыми вещами. Мне посчастливилось участвовать в таком мероприятии. По приглашению моего друга Якова Ивановича Броцмана я приехал к нему в гости в Германию. Он подарил мне свой автомобиль, на котором мне предстояло уехать домой в Туркмению, где я тогда жил. В связи с тем, что мой приезд совпал с таким мероприятием, по сбору бывших в употреблении вещей, Яша сказал:
     - Я не хочу, чтобы ты ехал домой в пустой машине, а привез бы какие-нибудь нужные вещи.

  Ну что же. Мне было как-то неудобно, я думал, что там мы найдем совсем уж старые, никому ненужные бытовые приборы. А позора и насмешек не избежим. Но Яша убедил меня, что я глубоко ошибаюсь. Утром в назначенный день мы поехали по указанным в газете районам. Да, я увидел то, во что никогда бы не поверил. Перед воротами усадеб лежат груды домашней утвари:  мебель, телевизоры и радиолы, различные бытовые электроприборы от кофеварки до утюга. Одежда, обувь. Все это лежит аккуратно уложенное и рассортированное. Если у какого-либо электрического потребителя отрезан штепсель, значит, он не работает. Не важно, по какой причине. Возможно, просто сгорел предохранитель. Но есть аппараты совсем без изъянов. У них штепсель на месте. Просто пришло время, и хозяин приобрел новый прибор или аппарат. А старый ждал своего времени, пока его можно выбросить.

Это единственный день в году для данного района, когда от ненужной вещи можно избавиться бесплатно. Если же Вам негде это хранить, пожалуйста, закажите автотранспорт, позвонив в специальную службу. К Вам приедут и заберут эту вещь. Но за определенную сумму. Вы заплатите за место на свалке и доставку. Отвезут ее или на вторичную переработку или на свалку, или еще куда-либо.

Подъезжают искатели и перекладывают вещи с места на место, выбирают то, что их интересует. Иногда хозяева выходят на крыльцо своего дома и наблюдают, в чьи руки попадает их добро, отслужившее им много лет. Я взял несколько вещей. Но помню основное: холодильник, телевизор, кофемолку. Машина моя – Опель Кадет, которую мне подарил Яша, была полностью забита этой утварью. Действительно, почему бы не загрузиться еще и бесплатным товаром, если уж машина есть.

Вот так люди пользовались такими услугами, пока их не отменили. Сейчас такого вроде бы нет. Представители Восточной Европы приезжали на легковых автомашинах с прицепами. Набирали, скажем, телевизоры, дома ремонтировали те, которые нуждались в ремонте и везли продавать у себя дома или в западные регионы нашей необъятной Страны. Диваны, столы, стулья, кресла, шкафы, чего только я не видел на этих громадных кучах.
 
К вечеру подъезжают специалисты, грузят все это в грузовые автомашины и увозят по назначению. Назавтра никаких следов. Всё, до следующего года.

Телевизор мне достался марки «Самсунг», изготовленный в Португалии. Слышал о таких понятиях как Pal/Sekam. Так вот в моем телевизоре присутствовала одна из этих функций. Кабельное телевидение он показывал цветное, игры с разными приставками тоже цветные, а местную трансляцию в чёрно-белом цвете. Было ему в то время пятнадцать лет. Размер по диагонали сантиметров тридцать семь. Но перед тем как эксплуатировать его в наших условиях, необходимо что-то проделать с ним в телевизионной мастерской. Какую-то адаптацию произвести к нашим передающим станциям.
Знакомый телемастер познакомил меня со своим коллегой, который занимался такими делами. Этот специалист после осмотра аппарата предложил мне вместо него новый телевизор такого же формата «Электроника». Цветной. Я спросил, зачем ему такое старьё. Он сказал, что заменит корпус, еще кое-какие детали. А кинескоп в нем очень качественный и ему сносу нет. Я конечно, не согласился. Как в мультике: «Корову свою не продам никому. Такая корова нужна самому!». У нас этот телевизор просуществовал ещё шестнадцать лет. Он стоял на кухне, с ним играл в свои игры наш сын. Затем он поработал у наших соседей. Вместе с нами он приехал из Туркмении в Россию. Наконец, вышел в запас. Однажды я решил перевезти его в другой город. Положил в багажник автомобиля и привез. Но там выяснилось, что он не работает. Оказывается, сломался выключатель. Привез обратно. И вот он гуляет со мной по всем маршрутам. Лежит в багажнике автомобиля, никому не мешает. Была мысль отдать знакомым электрикам. Они могут что-то придумать с ним. Но для этого нужно выбрать день. Отдавать в ремонт, чтобы он лежал про запас нет желания. Кому он нужен теперь в наше время? Дни идут. К тому времени на автомобиле износилась летняя резина. Стала доставлять много проблем. То прокол, то без причины ослабнет какая-нибудь шина. Пора менять, а мне всё не до неё. И наконец, это дало результат.

Как-то возвращаюсь домой из длительной поездки. До дома осталось несколько десятков километров. Чувствую, машину тянет вправо. Вышел, осмотрел шины. Так и есть! В правой передней падает давление. Неохота на дороге останавливаться и менять колесо. Постараюсь доехать до города и на станции техобслуживания вулканизировать. Еду. Колесо потихоньку садится. Я прибавляю ходу. И тут резко село на диск левое заднее колесо. Прокол! Да что же это такое! Так и домой не доеду. Теперь деваться некуда. Надо менять заднее. А переднее потерпит. Открываю багажник, а там телевизор. Запаска под ним. Ах ты, чёрт возьми! «Только тебя тут не хватало!». Времени и так совсем нет. Надо быстро ставить запаску, пока переднее колесо ещё может катиться. Иначе останусь на дороге без колеса. Место вынужденной остановки неудачное. Проезжая часть узкая. Темнеет. Слева разделительная полоса в метре от машины. Справа дорожное ограждение выше колен. За ним крутой откос. Ниже река. На обочину не съехать. А тут еще этот телевизор. Возиться с ним? Вытащить, перенести через ограждение, потом тащить обратно. Столько времени потерять! Так нет же! Думать некогда. Хватаю его и со всего маху бросаю через ограждение под откос. Покатился и скрылся в кустах. Быстро достаю запасное колесо. И только потом начинаю думать, верное ли решение принял? Так или иначе, ничего уже не изменить. Колесо поменял. Успел доехать до автосервиса.
А телевизор? Ну что же делать. Этот день оказался для него неудачным. Немного обидно в душе за то, что мысли были в отношении его совсем другие. И другие планы. А конец оказался несколько неожиданным.
Как всё-таки продвинулась вперёд наша Страна. Буквально пятьдесят лет назад у нас в деревне, на нашей улице, не было ни одного телевизора. Я бы в то время за ним сам прыгнул под откос.
Теперь совсем другие времена. Век электроники, нанотехнологии, модернизации!