пес Актай и его приключения

Равиль Минигаздинов
Пес Актай
и его приключения

Отмотав тысячу километров на своей легковушке, мои гости приехали к нам в Подмосковье уже далеко за десять вечера. Наши давние приятели - мой бывший заместитель по политической части авиационно-технической части, а простонародно обато, осчастливил своим долгожданным приездом столицу — матушку, город-герой Москва и меня с моей женской половиной семьи Муслимовых. Приняв как полагается гостей, посидев с ними до очень глубокой ночи, мы разошлись по кроватям уже в аккурат под самое что не есть утро, о чем не один раз напомнили соседские петухи. Гость был не из курящих, а только пьющий и мы не утруждали себя прогулками во двор, посмолить одну, другую сигаретину. Конечно как и всякому человеку его разбирало небольшое любопытство глянуть одним глазом на сад, огород своего бывшего шефа, большого любителя ещё по армии подсобных хозяйств, огородов и всего того, что там росло и выращивалось. Ну такой он был комбат. Времени у Николая, так звали моего товарища-друга было предостаточно и мы договорились с утра оглядеть моё хозяйство, состоявшее из двух с половиной десятков соток земли. Гостям я предоставил свою любимую комнату на первом этаже дома, а сам поднялся на второй этаж. Комната эта была довольно просторной под тридцать метров, обшита хорошей вагонкой. Восемь больших окон, широкий и длинный подоконник, на котором я выращивал цветы, а в весеннее время рассаду для своих теплиц, смело позволяли мне говорить на своё жилище — зимний сад. Ну нравилось мне так её называть. И ничего предрассудительного в этом я не видел.
Был месяц август, все мои цветы, за исключением нескольких, были выставлены на улицу и поэтому ничто теперь не говорило о былом величии зимнего сада. Комната, да и только всего.
Мои гости уставшие от длительной дороги, сморившиеся от обильной пищи, а кое кто и обилия выпитого алкоголя, добравшись до большого дивана в тот час же и уснули и спали теперь сном праведника.
Утром, когда мы все ещё спали, мой сын имея привычку вставать рано и уходить на квартиру, где его ждал любимый компьютер со скоростным интернетом, сделал это и этот раз. Нет, дома была и *компа*, и спутниковый интернет, но вот тихоходность последнего не позволяла играть в онлайновские игрушки.
Уходя, он запустил в дом нашу собаку, среднеазиатскую овчарку Актая. Актай представлял из себя красивую, мощную собаку, заставляющую говорить о себе с уважением и почтением, всех тех, кто его мог лицезреть. Умная, немного заторможенная - черта этой породы собак, она была хорошо подготовлена на охрану дома. Да этим собакам особо и не требовалась эта самая подготовка, ведь породе уже свыше 4000 лет и все эти годы одна из старейших из всех пород собака достойно выполняла свое дело: охраняла отары овец, стада коров, дома и людей от злейших врагов человека: волков, медведей, рысей и всяких других хищников и людей. Актаю было уже около 9 лет, но он продолжал оставаться активной собакой. По характеру это была добрейшая собака, но вся эта доброта куда то уходила, когда кобель становился на охрану дома. Пес, как и его хозяин любил гостей. А когда они приезжали в дом, он старался всюду бывать среди них. Любили его и мои родственники, друзья, которым Актай позволял делать с ним все то что им захочется: трепать загривок, хватать обрывок хвоста, чесать все части тела и играть. Играться собаке хотелось всегда. Не успели гости зайти во двор, как им навстречу уже летел на всех парах пес. Оставив пометки на всех четырех колесах авто, он подхватывал одну из своих любимых игрушек — резиновые мяч или крокодила и летел к гостям ласково урча и тыча игрушкой по ногам или заднему месту, заставляя их с ним повозиться. Вечером или ночью, когда гости уже посидят за столом, приняв соответственно на грудь, выйдут во двор покурить или просто посидеть, подышать воздухом, он становился душой компании, привлекающий к себе всеобщее внимание. Наигравшись он ложился на гранит, вытягивал передние лапы вперед, ложа на них подбородок и принимался сопя в обе дырки глядеть на людей. Покурив или просто посидев на лавочке во дворе, гости заходили в дом. Устремлялся за ними и наш Актай. Улегшись на полу в коридоре он поглядывал в комнату, где сидели за столом гости. Все это ему быстро надоедало и он закрыв глаза вроде как и засыпал, но четко реагируя на происходящее.
В тот раз зайдя в дом, Актай по привычке зашел в комнату, где зачастую спал его хозяин. Но на этот раз обоняние его не подвело. В комнате были чужие люди, которых он никогда не видел.
Как и раньше, он лег рядом с диваном у самых ног гостей. За свою жизнь он десятки раз спал у ног своего хозяина, лег и в этот раз.
Всю ночь, пробегав по периметру участка, он успокаивался только к утру, видя как зажигался свет в окнах дома.
Свою работу он знал четко. Генетически природа не обидела пса ни отцом, ни матерью. Его дед был неоднократным чемпионом мира по экстерьеру, дважды в каких то номинациях побеждала и мать с отцом. Но как и отец, так и дед были первыми в мире по служебной деятельности. Как раз в той самой охране и есть.
Его недюжинные способности к улавливанию запахов, звуков не раз, и не два замечали мои гости. Мирно полеживая на гранитной плите в подворье он ни с того, ни с чего вдруг вскакивал, подбегал к воротам и радостно начинал повиливать обрубком хвоста и жалобно так скулить. Выйдя на улицу я смотрел тогда далеко вперед, высматривая своих гостей, приезжавших всегда на авто. И всегда его осязание и обоняние не подводило.
Своё реноме хорошей служебной собаки подтвердил как то сам Актай публично, в присутствии моих гостей, вдобавок ко всему утерев нос одному из моих крестников — самому ретивому и ядовитому на язычок.
Как то лет пять назад мы праздновали дома какое то мероприятие. Гостей собралось как всегда много. За двадцать человек уж точно. Встретив их, вволю с ними наигравшись, пес лег в доме на ковровой дорожке и как бы заснул, мирно посапывая.
Вдруг ни с того, ни с чего, он вскакивает, громко лая бежит к входным дверям. Проходившие мимо него мои гости, ошарашенно сиганули от собаки, пропуская её вперед.
 - Дядь, у Актая крышу что ли снесло? Какой то он у вас безбашенный. Понапугал девчонок, нас тоже — выразил своё неудовольствие моим псом племянник жены Роман.
 - Роман, ты что это на пса такое несешь? Так надо значит. Наверное кого то учуял. Ни с того, ни с чего не побежал бы - заступаюсь за пса.
 - Да, учуял. Лежит только и делает, что чует. Через запахи алкоголя, и обильной пищи. Да ещё звуки динамиков.
 - Так ребята, обращаюсь к своим гостям. Вы наверное слышали, что Ромка на Актая наплёл. Давайте пари. Вот видеомонитор. Во дворе по периметру несколько камер. Включаем обзор и смотрим где собака и что его так встревожило. Если кого увидим через забор, то кобель молоток — нет, я проставляюсь. Ударив по рукам, мы внимательно стали рассматривать все действия собаки.
Вот она стоит и лает в конце забора, в сторону ворот цеха по производству окон.
Прошло уже больше двух минут, как пес выскочил из дома.
 - Ну и что он там лает? Пустолай, никого же нет — ехидничает крестник.
- Как нет, а это кто? - прерывает своего старшего брата, второй мой крестник, Денис.
 - Ха-Ха - смеются мои гости, глядя как Актай бросился на забор, громко лая. Молодец собака!
Видеокамеры показывали две картинки, где отчетливо были видны действия собаки на то, что происходит за забором. А там трое мужчин и небольшая собака выходили из ворот территории цеха. Дальше моя собака бежала вдоль периметра, сопровождая непрошенных людей, из-за которых собственно и произошёл спор, в котором победили те, кто поставил на Актая.
В дальнейшем за прошедшее время кобель ещё не один раз доказывал, что он не зря кушает свой корм и живет в доме.
Время было восемь утра, когда наша собака улеглась у ног моих гостей, заснув на своем любимом левом боку.
По обыкновению собака крепко заснув могла издавать звуки, сопоставимые со звуками уставшего человека, любившего храпеть во сне. Нередко он портил воздух, причем своё нехорошее деяние у него выскакивало в присутствии гостей во всё услышание, отчего те удивленно переглядывались друг с другом или посматривали на сидящих рядом людей. И если храп ещё как то можно было перетерпеть, то выпущенный по нечаянности углекислый газ собакой — ни за что!
Бедный кобель сразу получал легкий пинок под зад и прогонялся на улицу. Потом гости дружно принимались смеяться, поменяв своё месторасположение. Но в этот раз собака только похрапывала, нарушая утреннюю тишину дома.
 - Коля, проснись! Я тебе говорю, проснись!-- затормошила своего мужа наша гостья. Слышь, храпит что ли кто то. Не пойму, где то совсем рядом. - Ну вставай же, спишь как убитый.
 - А, что? — заерзал на кровати полусонный Николай. Обильный ужин с хорошим, а главное, в достаточном количестве алкоголем, и долгая, тяжелая дорога сделали своё дело. Обычный легкий на подъём полковник милиции, в бытность нашей совместной службы — подполковник авиации, теперь же был не подъёмным и пожалуй, тяжело транспортабельным.
 - Да проснись ты! - не унималась жена. Перепил чёрт! Говорила, не пей как приедешь к ним. Скажет командир твой, что запил Микола.
 - Да, а он как будто воду пил. Скажешь мне, Борисыч и воду. Гэ-гэ-гэ — вроде как засмеялся Николай.
 - Ну-ка, тише ты. Вроде как в ногах кто то спит и храпит. Слышь—храп.
 - Ха-ха-ха, да это Борисыч там спит поди, не дошел он до кровати своей. Хотел на неё лечь, а тут мы - зафантазировал полупьяный мужчина. А сил то нет, вот и лег там. А что, прохладненько и хорошо.
Он замолчал, прислушиваясь к словам жены, улавливая в тишине звуки того самого храпа, о котором твердила его благоверная.
 - Да действительно, кто то там вроде как и храпит? С этими словами Николай, тяжело подняв своё плохо послушное тело, поглядел себе в ноги, пытаясь увидеть спящего Борисыча или кого другого.
 - Тьфу ты! - воскликнул он и словно ужаленный отпрянул к жене.  - Там, там собака - полушепотом проговорил Николай. Огромная.
 - Собака? - ещё тише проговорила жена Николая, Людмила. Там, собака? — указывая пальцем в ноги, не прекращала вопрошать женщина.
- Там, а где ещё. Борисыча кобель видать. Он говорил же, что у нас среднеазиат. Вот он и есть поди. Здоровая.
 - Ноги не высовывай - откусит ещё. Раз, и пол ноги нет.
 - Да ты лучше бы про своё хозяйство подумал. А то не ровен час останешься ещё без него.  - Ха-ха-ха — теперь уже настала очередь посмеяться над мужем жене.
 - Ты в туалет то не хочешь? - спросил у Людмилы Николай. Если не желаешь, давай-ка поспим. Утро вечера мудреннее, как у нас на Руси говорят. И мне не мешало бы. А что там каких то пару-тройку часов поспал. Глядишь собака может поспит, да уйдет. Или хозяева к этому времени встанут.
 - Коля—ты что это расслабился, чуть не орешь? Тихонечко давай говори. А вообще-то поспал бы ты лучше, это точно. А то проснешься ещё не до конца протрезвившийся.
 - Ладно, спи сама. А то слышь, пес перестал храпеть. Набросится ещё. Животное же, что у него там в голове. У самого порой тараканы забегают, не знаешь к чему .
И в самом деле собака перестала издавать клокотающиеся звуки, что не сулило им ничего хорошего.
Закончив пересуды с женой, Николай повернулся на правый бок и вскорости заснул, даже и не предполагая, что приключения его в этом гостеприимном доме могут продолжиться.
Людмила же, крутясь с бока на бок, уснула, отвернувшись от мужа.
Тем временем Актай, поспав ещё с полчаса, сладко вытянувшись, сделал так нравившиеся всем нам свои потягушеньки, встал на все свои четыре лапы, зевнул своей огромной пастью, при виде которой у нашего незабвенного Николая, отвисла бы нижняя челюсть, подошёл к тому и сев на задние лапы, стал внимательно осматривать спящих людей. Что же за гости, если они не удостоили своим вниманием ещё одного члена семьи Муслимовых. Не порядок, и надо как то выразить им своё неудовольствие.
Актай, сидел совсем рядом с головой Николая, что для нормального, трезвого человека, дыхание пса было бы не выносимым и во сне.
Но Коля был не совсем нормальным, тем более изрядно уставшим от почти суточного автопробега и поэтому никак не реагировал на рядом сидящего пса.
- Вроде нормальный мужик, и приятной внешности, вот правда не побрился, а так ничего, положительный - продолжал анализировать умный пес. А может он и не знает что есть у них я.
 - А,-осенило Актая, он наверное не курит, вот поэтому и не выходил на улицу. Подумав это, он решил ещё ближе приблизится к человеку.
Он приблизил свою огромную пасть и вздохнув своим носом воздух, выдохнул его, брезгливо потрясывая головой.
 - Фу, гадость какая, напился, подойти не возможно. Но он не курит, не пахнет от него табачком. Вот где разгадка ребуса. Он не курит, и хозяин не курит, когда кто то не курит. Если бы курил гость, то хозяин поддержал бы его. А раз не курят, значит не выходили на улицу. Вот почему я не видел этого дядьку и он не был представлен мне. Привязали меня за домом.Нет чтобы представить, поиграться с ним. С моими любимыми игрушками. Но я его не обвиняю, это хозяин виноват во всем. А дядька вроде как и ничего мужик, когда спит.
Актай, радостно повернул свою голову слева, направо и приблизившись к лицу Николая, аппетитно лизнул его.
Данный поступок собаки не мог остаться не отреагированным моим спящим товарищем. Он автоматически провел рукой по лицу и проснулся. Его движения не остались не замеченными псом. Тот уже собирался уходить, но проснувшийся человек, его заинтересовал не менее, чем спящий. Пес приблизил свою голову к лицу Николая и впарил в того свои темнокарие глаза. Огромнейшая пасть собаки, была в каких то сантиметрах от его лица.
 - Боже! - весь напрягшийся организм Николая выдавил из глубины тела этот возглас. Холодный озноб прошил всё его тело от волос на голове до ногтей ног. Не вероятно, но в то время ему захотелось в туалет.
Машинально закрыв глаза, он тут же их приоткрыл и стал рассматривать через узкую полосочку собаку. Пес был действительно большой, сильный и красивый. Его умные, любопытные глаза все ещё рассматривали человека. Тому не совсем понравилось то, что этот дядька не поздоровался с ним, не сказал ему приветливые слова, а сразу влез глубоко под одеяло и теперь рассматривает его прищурив свои глаза.
Не долго думая, Актай схватился своими зубами за материал и потянул его на себя. Но и дядька не отпускал одеяло, стараясь укрыться им. Никто не собирался уступать. Тогда пес ещё сильней потянул за одеяло, но то ли ткань была слабой, то ли собака не рассчитала свои силы, но от напряжения оно стало рваться .
От возни, проснулась Людмила. Она с ужасом глядела на собаку, которая тянула на себя одеяло.
 - Ой, ё, ё — завизжала женщина. Что ей надо? Что он хочет от тебя?
 - Да хрен его знает, что он хочет. Но упорный. Не отпускает, хотя и не тянет.
Собака с одеялом в зубах не казалась Людмиле страшной, какой то ужасной. Первый ужас сменился любопытством. Их маленькая болонка, при виде гостей была более агрессивной и проходило какое то время, прежде чем она успокаивалась, привыкнув к людям. А здесь такая громила и вроде как просто играется.
 - Коля, засмеялась ни с чего жена. Да ты погляди на пса, он совсем не агрессивный. Глаза вроде как и улыбаются.
Николай взглянул на собаку, которая действительно, давала всем своим видом понять, что он пришёл с ними познакомиться, а не устраивать разборки. Теперь же, завозившись с одеялом он просто играл. Часто, пёс вцепившись в игрушку, или резиновую покрышку, устраивал соревнования с хозяином, его гостями кто кого перетянет. Нередко, эти разборки длились минутами и только хитрость и ум человека помогали тому в споре.
- Коля, да отпусти ты одеяло. Он угомонится сразу.
Разжав пальцы, он выпустил одеяло из рук.
Собака, видя что она одержала победу, радостно гавкнула, села на на задние лапы, и в упор выставилась на Николая.
 - Ох ты какая умная, - чуть смелее заговорил бывший замполит.
Что, что, а поговорить он умел. А главное убедить. Сколько раз в своей жизни ему приходилось это делать, беседуя с разными людьми, своими подчиненными, сбившимися с правильного жизненного пути. Но это была собака, а не человек. Хотя впрочем кобель очень даже слушает его. Минут пять беседы с собакой не прошли даром. Он уже разрешал погладить себя по голове этому не знакомцу.
 - Хорошая собака, хорошая - гладя пса по голове наговаривал Николай. И умная, не как наша собачка, Болонька.
Не известно сколько бы это продолжалось, но в это время в комнату вошла моя жена, Людмила и выгнала собаку из комнаты.
Николай, поведав историю случившуюся минутами раньше, своим рассказом, вызвал неподдельный смех у всех нас. Ещё долго мы вспоминали это небольшое приключение с нашим кобелем и моими гостями.
Ой, вспоминая сейчас Актая, в голову лезут разные истории, случаи, случившиеся с кобелём.
Три с половиной года разделяют меня от последнего дня, когда пес, мой верный друг Актай, ещё радовал нас и баловал своим неугомонным характером, своей непосредственностью. Его нет, но память о нем жива.
Собака-друг человека и это правда жизни!
Среднеазиат, правильно воспитанный и обученный, натренированный-это помощник и друг ваш и в доме, и во дворе.
Любите собак, но помните, что все же это животное.
С уважением.