Телемахида

Леонид Федорчук
 
Молодые поборники технического прогресса! Вы мне, конечно, не поверите, но когда-то телевизоров нe было совсем.
Было все: лес, река, футбол, книги, лыжи, каток, Бунчиков и Нечаев, «Вам, возвращая ваш портрет», а вот телевизоров – не было.

Теперь все перечисленное мы получаем только с экрана. Раскрыв рты, с дурацкими улыбками на отрешенных лицах вперяем свои взоры в гипнотический прямоугольник, и нередко вилка проносит кусок куда-то в область уха. И имеем мы, значит, следующую информацию.
...Семь геологических экспедиций, затратив миллионы, пропали без вести в горах Тянь-Шаня вместе с экипировкой, и только восьмой в докембрийских отложениях удалось обнаружить медную руду. Горнообогатительный комбинат обошелся в 123, железная дорога – в 45 миллионов. Бюрократы чинили препятствия, рабочие – оборудование, но руда все же была доставлена в Джезказган. Новый технологический процесс – два года, отработка – два года, директор металлургов – два года, главный инженер – орден Дружбы народов, коммерческий директор – инфаркт. Лозунги, приветствия, призывы: «Даешь техническую революцию!» Аплодисменты, митинги, торжества, но отливки все же были доставлены в Киев, где кабельщики вытянули их в провода. Большие трудности поджидали заводских умельцев: если работала линия, обрывался провод; когда выдерживал провод, ломалась линия. В ударные сроки все было приведено в соответствие, директор – Государственная премия, главный инженер – инфаркт, коммерческий директор – четыре года условно, но минчане получили все же обмоточный провод ПЭВ-2 с винифлексной изоляцией.

Госприемка вставала грудью, но прекрасная холоднокатаная сталь из Никополя, обогащенная кремнеземом в Норильске, все же была доставлена в Минск, где и был изготовлен силовой трансформатор ТПРУ 2.490.018 ТУ.ОГО с проводом ПЭВ-2 внутри. Не все было просто, поиски и находки, удачи и разочарования, директор – инфаркт, главный – инсульт, коммерческий – по собственному желанию, но трансформатор все же был доставлен в город Горький.

Хуже обстояло дело с графитом. Угольный сланец с острова Саарема был отвезен в Петрозаводск, где его рафинировали и, несмотря на тяжелые погодные условия, доставили все же в Мурманск, затем Северным морским путем, в полное отсутствие навигации, привезли в Хатангу. Капитан ледокола – звезда Героя, старпом – ящик водки от капитана в честь события, мичман – алименты от буфетчицы. Экипаж месяц гулял в Хатанге, где и выгрузил графит на причал, но забыл, где. Группа энтузиастов из Верхоянска по заданию Центрального Комитета прорвалась к злополучному причалу на собачьих упряжках, раскопала снежные завалы и отыскала вместе с графитом почти неповрежденного временем мамонта.

Санным путем графит был доставлен в Иркутск, где шестой цех намеревался перемолоть его на шаровых мельницах и смешать для разлива с креозолформ-альдегидной смолой К-21291, каковой на тот момент и не оказалось на складе. После длительных межведомственных дебатов эту смолу стал выпускать Каракалпакский самоперегонный комбинат, для чего заимствовал все воды Аму- и Сыр-Дарьи; в результате эти реки на картах обозначены теперь пунктиром, а море, в которое они впадали, не обозначено вообще. Директора отметили в приказе, главный заработал гепатит, у коммерческого реквизировали трехэтажную дачу, но три бочки смолы К-21291 в купейном вагоне с невероятными приключениями все же были доставлены в Тайшет, где экспедитор Куликов, под фамилией которого скрывался инженер Засадов, с помощью железнодорожной милиции был высажен из купе вместе с бочками как пожаронебезопасный элемент.

Однако, будучи горячим патриотом своего завода, экспедитор-инженер Куликов- Засадов, проявив находчивость, нашел на свалке списанный почти новый трамвай, переоборудовал его в аэросани и все-таки доставил смолу в Иркутск, где и получил выговор по заводу за качество привезенной смолы, имевшей редкостный разброс молекулярной массы.

Но разброс последней не смог противостоять дружному коллективу завода, и изделие СП-З42 все же было изготовлено и доставлено в город Горький, куда за день до того прибыл силовой трансформатор ТПРУ2.490.018 ТУ.ОГО с проводом ПЭВ-2 внутри. Вот так на Горьковском радиозаводе появились только два узла из десяти тысяч, входящих в телевизор «Чайка Ц280Д», на экран которого мы сейчас и глядим.

Продолжая получать с экрана столь всеобъемлющую информацию, вообразим хотя бы схематично трудности, возникавшие при дальнейшем комплектовании. Не хватало железных дорог и вагонов: начали строить БАМ, но закончили или нет, никто не поймет, овечьи стада в Калмыкии отказались бодриться при отсутствии грубых кормов на складах, занятых транзисторами; уникальное импортное полиграфическое оборудование, приобретенное до революции, окончательно развалилось при попытке напечатать инструкцию по эксплуатации; тракторы без ремонта смогли преодолеть поле лишь в один конец – и то на холостом ходу; махровый дефицит убил нравственность; залив Кара-Богаз-Гол остался только в памяти аксакалов, а хороший гол, забитый нашей футбольной сборной, не смогли припомнить и они; белье, вывешенное на балкон для просушки, стали именовать «черньем»; «Волго-Дон» врезался в «Волгонефть» – и радужные пятна тоннами расплылись по Онеге...

Молодые поборники технического прогресса!
Во имя чего вся страна неистово напрягает жилы и бицепсы, вырубая тайгу и вгрызаясь в недра, отбирает от почвы последние силы и придает Бирюсе запах падали? Во имя чего мы съедаем богатства, предназначенные потомкам, оставаясь при этом бедными, раздраженно ругаясь на декадниках, а в это время с лица Земли исчезает последнее подобие улыбки, и остатки материнской крови – нефти, резво откачиваются вахтенным методом?

Оказывается, для того, чтобы качественно и в срок изготовить вот этот самый телевизор «Чайка Ц280Д», не годящийся и в подметки ни одному японскому; и для того, чтобы наши дети и внуки, слабея мышцами и интеллектом, не знали, что такое лес, книги, река, футбол, каток, красивые девушки, а все это получали только с экрана, с дебильными улыбками на отрешенных лицах, вперяя взгляд в гипнотический прямоугольник и пронося кусок на вилке мимо рта куда-то – кажется, в область уха...