Иркутская история 1984 - 2000

Леонид Федорчук
Виталий Волошин был мудрее, проницательнее и прагматичнее меня. Именно этим я объясняю то, что он защитил в Институте кибернетики, с которым мы долго сотрудничали по другим направлениям, исключая электромузыку, диссертацию, получил звание кандидата технических наук и покинул завод, перейдя полностью на лабораторную работу в Житомирском филиале Института кибернетики, который был создан как бы целенаправленно для Волошина. Иными словами, он так же, как и я, предвидел наше крушение, но знал это раньше и точнее, чем я.
Но настал и мой черёд тоже. Правда, в моих дальнейших поступках было меньше целесообразности и больше случайностей. Везун от природы, ваш покорный слуга, сумел также вовремя покончить с заводской службой на «Электроизмерителе», но влезть в ещё более сложные ситуации. Однако фортуна была ко мне снисходительной и наградила меня несколькими ценными подарками, но предвидеть их воздействие на меня не научила. А жаль... Вот и поведаю я вам самую смешную из всех моих историй.

Первая случайность. В наше производственное объединение был включён коростышевский завод «Электроприбор», в прошлом – филиал киевского «Электроприбора». Этот заводик выпускал спиннинговые катушки типа «Дельфин» в нескольких разновидностях и ещё проводочные рыболовные катушки «Проминь» (тоже нескольких видов). Тут же был назначен от нашего объединения новый директор «Электроприбора» Харчук. А он хорошо меня знал и очень лестно обо мне всегда отзывался. Это непроизвольно привело к тому, что все новые изделия (катушки) были переданы нашему НИО-17 для сопровождения как товаров народного потребления. Кроме того, Харчук потребовал от наших ребят активного участия в производственных процессах, с тем, чтобы мы ощутили все достоинства и недостатки как самой конструкции катушек, так и технологических процессов их изготовления. Другими словами, наши ребята дневали и ночевали на новом заводе, пока не был налажено совершенно бесперебойное производство этих катушек.

Теперь в мои функции вошла также продажа спиннинговых катушек на оптовых ярмарках. «Эстрадины» давно сидели у меня в печёнках, как товары, которые я ежегодно продавал на ярмарках. Но то были ярмарки культтоваров. А теперь я должен был участвовать и в ярмарках спорттоваров, что естественно вызывало увеличение моей загрузки.
Ну, а вот и первая Всеукраинская ярмарка спорттоваров в Луцке. Мы выехали туда с Юрой Станкевичем, начальником отдела сбыта. До этого мы уже успели познакомиться с боевым составом товароведов Житомирского объединения спорттоваров и наладить с ними хорошие дружеские связи. Мы прибыли в Луцк 9 апреля, а 10-го открылась ярмарка. И вдруг в центре моего внимания оказалась начальник отдела Сумского областного объединения «Спорттовары». Я не хочу сейчас ни называть эту женщину по имени, ни характеризовать её. Скажу лишь, что втюрился я, как пацан – это было как удар грома. Все дни ярмарки я искал к ней подходы, но всё было бесполезно, так и уехали мы со Станкевичем в Житомир. И пронёс я эту любовь через годы, и всё с этого момента было отдано ей.

Она написала мне письмо, которое прояснило ситуацию. Она замужем, у неё двое детей, мальчики 12 и 19 лет. Один учится в школе, другой уже призван в армию, служит в Ровно. Призналась, что не осталась ко мне равнодушной и сейчас очень переживает, что отказалась от каких-либо контактов. У нас завязалась переписка, телефонные звонки стали системой, а в мае мы встретились в Москве на очередной оптовой ярмарке, где в одном помещении Малой Спортивной Арены проходили все ярмарки и спорттоваров, и культтоваров. Ну, естественно, со мною Алик Грибер, представляющий новый электронный баян «Эстрадин-084». Она былы потрясена этим баяном – не могла даже представить себе, насколько это мощно и красиво. Она влюблена в меня. Мы находим способ поселиться в одной комнате нашей министерской гостиницы «Союзэлектроприбора». Пятнадцать дней мы были вместе. Я познакомил её с моими друзьями-москвичами, а они организовали нам замечательные поездки к архитектурным памятникам Москвы, приглашение в Американское Посольство, где я был представлен послу как «Отец советской электромузыки». И был я там, естественно, «с женой». Она была прекрасна...

Затем мы встречались время от времени то в Сумах, то в Житомире. Потом провели в сентябре месяц в Ессентуках, куда её направили врачи для лечения желудочной язвы. А я тоже достал путёвку. Экскурсионные поездки по горным перевалам, к Эльбрусу, в Кисловодск. Пришёл момент решимости. Откровенно говоря, я уже был год как разведён. А ей всё предстояло пройти отдельно. Но где жить, где работать? Ни Житомир, ни Сумы для этого не подходили.

И вот вторая случайность: ко мне в гости является мой старейший друг детства Коля Платицын. Мы жили долго рядом (через забор), наш двор граничил с «Лесоохраной», так мы тогда называли «Управление лесной охраны», на территории которого проживал Коля со своей мамой. Мы были друзьями по-настоящему: он был очень интеллигентен, начитан, культурен, хорошо учился. Потом наши пути разбежались, он уехал учиться в Пензу, я – в Одессу. Но при любой возможности Коля навещал свою маму и сестёр. А заодно и мы встречались. Каждый раз оказывалось, что Коля очень удачно продвигается по карьерной лестнице. А ко мне он любил ещё заходить, потому что всегда мы баловали его нашими электронными звуками. В этот раз он был совершенно очарован Аликом Грибером; сказал, что купит наш баян для своего объединения в Иркутске. Выяснилось, что он – Генеральный директор ПО «Радиан». Тогда я ему рассказал о возникшей у меня любовной коллизии. «Это всё легко решаемо, – сказал Коля. – Я вышлю вам гарантийное письмо, и через три месяца после приезда в Иркутск вы получите квартиру. Работа, естественно, вам будет предоставлена. Тебе – заведующего лабораторией ОКБ, ей – финансового директора предприятия. Заплатим подъёмные. Приезжайте. Но у вас должен быть оформлен брак, учтите». Это было весной 1985 г.

Я позвонил любимой. Спросил главное: «Ты в Иркутск со мною поедешь?» Она, без секунды раздумья, ответила: «Да куда угодно!» «Тогда разводись, мы в Иркутске должны быть мужем и женой! Иначе нас не примут».
В июле 1985 года она приехала в Житомир, и мы поженились. Я взял на заводе отпуск и подал заявление об увольнении по переводу в Иркутское ПО «Радиан».
Мы провели чудесный отпуск на правом берегу Тетерева в «отдыхательном» домике 7-го цеха (электромузыкального). С нами был Саша, её 12-летний сын. Мы готовились к совместной жизни в Иркутске. Я несколько раз навещал и старшего Володю в Ровно, где он служил. Нам удалось с детьми сгладить все вопросы. Переговоры же мои в парткоме о кандидатуре моего сменщика прошли неудачно. Я настаивал на Фуксе – партком не хотел еврея. Я сказал, что это лучшая кандидатура. «Нет,– ответили мне, – будет назначен Кулаженко.» «Ну и хрен с вами,– сказал я.– Вам жить, вам виднее».
А теперь вы спросите: «А что же смешного в этой всей истории?»

Э, ребята, вы не знаете главного...

А главное это то, дорогие мои молодые и энергичные, что если вы хотите увести чужую жену и она согласна бросить мужа, а заодно и своего любовника, чтобы остаться с вами, то рано или поздно она бросит и вас, хотя бы ради раздела имущества! И обдерёт вас, как липку!
Поэтому я рекомендую: заведите себе лучше собаку. Помните, как говорил Елисеев: «Все бабы – жабы». А собака никогда не предаст своего хозяина! Она будет всегда рядом и будет заглядывать вам в глазки, и стараться вас держать в поле своего зрения, и прощать вам всё-всё-всё. А кроме этого, вы будете знать, что собачку надо ежедневно выводить на прогулки, а потому вам некогда будет болеть. Вот в чём смысл собачьей жизни!