Взятие Киева 1958

Леонид Федорчук
Не хотелось бы затрагивать темы, не имеющие отношения к электромузыке, более того, ворошащие личное. Но будет тогда непонятно, что руководило моими дальнейшими поступками. Придётся коротко рассказать.

Отец мой закончил войну капитаном. Они все такие были после войны – молодые щеголи в ремнях, настолько счастливые, что выжили в этой мясорубке. Казалось – жить да радоваться. Но что-то было другое у них на душе: они научились хорошо воевать и не могли с этим расстаться вот так просто. Им надо было встречаться ежедневно и за стаканом водки вспоминать... Мне казалось тогда, что все вернувшиеся с войны тогда крепко пили. И спивались...

Водка постепенно брала своё. Мать после родов младшенькой совсем сдала – превратилась практически в лежачую больную. А отец был ещё молод, весел и пьян. Вдовушек, сострадавшихся по мужскому теплу хватало...
Короче, назревало неминуемое.

И случилось это как раз тогда, когда я в Одессе преодолевал второй курс.
Мать написала мне, что ей тяжело, что она не хочет, чтобы я бросал учёбу, но хотя бы перебрался поближе, в Киев, чтобы можно было чаще бывать дома (напомню: между Киевом и Житомиром 136 км.)

Дальнейшее всё складывалось как раз под этим знаком – помощь больной матери и малолетним короедам.
Я не стал действовать опрометчиво: окончил второй курс, взял выписку из документов и летом поехал в Киев. Вспомнилось мне про Киноинженерный. Однако, оказалось, что такой институт больше не существует, он стал факультетом Киевского Политехнического института.
Достучался до проректора по учебной части. Думаю, просто повезло: вакансий на третьих курсах практически нигде не было, но именно на киноинженерном факультете на втором курсе формировалась группа по новой специальности – электроакустике. Даже то, что мне придётся стать «второгодником» – заново пройти второй курс, не умалило моей радости – надо же, как по заказу создаётся новая группа именно по специальности моей мечты! И досдавать разницы в часах не придётся. Красота!

Потом оказалось, что сюрприз не без подвоха: электроакустика – это было открытое наименование специальности. На самом деле, по требованию военных ведомств, нужно было готовить спецов по гидроакустике. Но я быстро успокоился: гидроакустика была просто отдельным предметом, остальные предметы у меня вызывали просто дикий восторг. Стипендия, кстати, была повыше, чем у других: я понял, что военные, видимо, добавляют всем, кто им остро требуется: обычные киноинженеры получали на сотню меньше. Более того – в Киеве с общежитиями было полегче; я сразу получил место в новой общаге номер пять по улице Шелуденко. Вот и есть пару рублей, которые я могу отдать маме!

В Одессу даже ехать не пришлось: документы пришли в Политех почтой.
И с чего началось у нас первое сентября в новой группе, как вы думаете?
Правильно, с колхоза! Месяц на кукурузе в Кировоградской области. Там мы все и познакомились.