Железная дорога - в филателии

Виктор Мельников 2
Уже много лет я увлекаюсь филателией. Это самый распространённый вид коллекционирования. У немцев есть очень хорошая поговорка на эту тему: «Человек, который ничего не собирает, не совсем здоров». Она является ответом на многочисленные шутки по поводу моего увлечения моим товарищам по работе. Сам я — бывший железнодорожник. И тема, выбранная в филателии, конечно же — железнодорожная. Коллекционирование марок на эту тему значительно обогатило мои познания.

Многие, вероятно, помнят кинофильм о Байконуре. Мощный тепловоз вытягивает на стартовую позицию огромную ракету-носитель «Союз». Для некоторых, может быть, этот кадр проскочил незамеченным. Мне же подумалось: может «космос» в благодарность вытянет «железку» на свой филателистический уровень? А почему бы, например, и нет? Возьмите К.Э. Циолковского. Он один из первых предложил проект бесколёсного поезда. Уже зримо представляю выставочный лист с марками локомотивов, а наверху заголовок: «Летайте поездами МПС!»

Железнодорожный транспорт несмотря ни на что «растёт» из года в год. Он идёт вперёд, становится более мощным и совершенным. Лишь в филателии ему по-прежнему отводится провинциальное место.

Рижский вагоностроительный завод выпускает современные дизель-поезда. Но ни на одной из марок нет этих машин. За нас это сделали вьетнамцы.

Коллекцию советских марок о железнодорожном транспорте собрать несложно. Их выпуск убого мал. Они насчитывают не более сотни. И то сюда входит вся рельсовая техника.

Наши марки о железнодорожном транспорте неэффективны и, мягко говоря, сероваты. Только среди них можно обнаружить слабую тональность красок одинакового цвета, сдвиг красок, смешение центровки перфорации, а то и искажение в них действительности. Художник Ю. Арцименов взял на себя смелость произвести техническую революцию в вагоностроительстве. Не один десяток лет наши отечественные почтовые вагоны строились без торцевых дверей и переходного тамбура. А художник одним росчерком пера, как сказочник, фактически блок N; 5864 сделал фальшивым. Спасибо ему, хоть окна сделал как у настоящего почтового вагона, по ним-то только и можно догадаться, что это почтовый всё-таки вагон.

Теперь о другом. В железнодорожном транспорте как и в любой другой отрасли есть свои выдающиеся люди. Но наша филателия ни одной маркой не отобразила это. Приходится выкручиваться самим. Вот, например, в моём альбоме есть марки с портретами М.И. Калинина. Недоумевающим людям я рассказываю, что в Тифлисе в 1900 году и позднее в Ревеле (Таллинне), работая токарем железнодорожных мастерских, он активно участвовал в революционном движении. В Тифлисе, где Михаил Иванович отбывал политическую ссылку, он стал одним из организаторов забастовки железнодорожников.

Есть у меня марка с портретом А.И. Ульяновой. Это при её участии в главных вагонных мастерских Московско-Курской дороги (ныне завод имени Войтовича) был создан марксистский кружок.

А марки с портретом Ф. Дзержинского в моей коллекции рассказывают о том, что он был народным комиссаром путей сообщения (1921–1924 гг.).

Правда, нам всё же повезло, была выпущена марка о К.С. Заслонове. Но это только мы, железнодорожники, знаем, что он был начальником паровозного депо Орша, а в годы войны стал командиром партизанского отряда. В филателии он выпущен в серии «Герои Советского Союза».

А вот о марке с портретом Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна мне бы хотелось рассказать особенно. Иван Христофорович в молодости имел прямое отношение к железнодорожному транспорту.

Он родился 2 декабря 1897 года в одной из казарм путейских рабочих на станции Елизаветполь. До пятнадцати лет его детство прошло среди сверстников, главным образом детей рабочих станции. Здесь же Ваня с 1907 по 1912 годы учился, и довольно успешно, в двухклассном Елизаветпольском железнодорожном училище. Хотя оно и называлось двухклассным, время обучения составляло пять лет. Баграмян окончил училище с круглыми пятёрками.

На последнем курсе встал вопрос о выборе профессии. У парня была неуёмная жажда знаний. Его отец, зная об этом и горячо желая дать хоть одному из сыновей приличное образование, послал Ивана в Тифлис. Здесь было техническое училище, готовящее специалистов-транспортников.

Баграмян успешно сдал вступительные экзамены и продолжил образование. В конце мая 1915 года, закончив училище, юноша назначается на должность техника-практиканта девятого участка службы пути Кавказской железной дороги. Он имел свою контору на станции Елизаветполь.

…Шла Первая мировая война. Эхо её докатилось и до Кавказа, где пришлось отражать нападение Турции. Иван Христофорович добровольцем идёт в армию. На этом, увы, закончилась его железнодорожная карьера и началась военная, которая, как известно, принесла Баграмяну боевую славу и всенародную признательность.

Хотелось бы видеть в своей коллекции портрет первого народного комиссара путей сообщения М.Г. Елизарова. До сих пор мечтаю о такой прекрасной галерее народных комиссаров путей сообщения: Л.Б. Красина, Я.Э. Рудзутака, А.А. Андреева, А.В. Хрулёва, И.В. Ковалёва.

Много заслуг в железнодорожном транспорте у создателя первого советского тепловоза профессора Я.М. Гаккеля. Но наша филателия не удостоила его вниманием. Обошли стороной и В.Н. Образцова — видного учёного железнодорожного транспорта. Не найдёте в каталоге и фамилию П.Ф. Кривоноса — машиниста, зачинателя стахановского движения на железнодорожном транспорте.

Я не раз в своих филателистических снах видел сценку: портрет Ф.Э. Дзержинского и мощный паровоз ФД, названный так в его честь. Кстати, этот локомотив — прекрасное творение советской конструкторской мысли.

Приняли бы мы в свою коллекцию и поэта В.И. Лебедева-Кумача. Старые железнодорожники до сих пор помнят его песню «Железные люди железных дорог». В припеве этой песни есть такие слова:

 

На станции каждой

Живут патриоты,

Герои отважной

И честной работы.

Они не сдаются

Врагу никогда

И твёрдой рукою

Ведут поезда!

 

Много писали о железнодорожниках писатели А. Платонов и А. Побожий. Последний считается известным изыскателем железных дорог.

Немало интересного о истории нашей железной дороги рассказывается в музеях. Но ведь историческая память — это не только архивы и музейные залы, это и наша с вами, живая как мы люди — филателия. Её лишь надо оживить рукою художника, вдохнуть в неё частицу своей души. Потому что сегодняшние традиционные способы выпуска марок не в полной мере удовлетворяют филателистов. Отображение в марках хотя бы малой толики истории нашего отечественного железнодорожного транспорта произведёт даже у постороннего человека большое эмоциональное впечатление.