Чебуреки с псиной

Леонид Федорчук
Что больше – килограмм или десяток? Задайте этот вопрос одесситу. Он вам скажет, что всё зависит от реалий – прибавка в весе килограмма не так страшна, как десяток волос в супе. Москвич скажет: «Разве не понятно? Килограмм семечек больше, чем десяток семечек, а килограмм арбузов преступно мал даже по сравнению с одним арбузом». А вот в Житомире этот вопрос вовсе не выглядит настолько праздным, потому что продуман, как житомирянке надуть житомирца. И заработать на этом.

Кстати, о терминологии. Жители Житомира, в отличие от пресловутых одесситов и москвичей, уже более 1100 лет разделяются на две касты – житомиряне и житомирцы. Можете этот факт проверить по словарю: независимо и равнозначно существуют два способа наименований нас. Сколько ни присматривайтесь к нам, вы, как человек посторонний, сразу и не поймёте, представитель какой касты перед вами. Ради справедливости должен заметить, что не так просто разобраться самому человеку, кто он – житомирец или житомирянин. Бывает так, что в одной семье прекрасно уживаются муж житомирец и жена житомирянка. Или оба супруга – житомиряне, а сын – выродок-житомирец. Я наблюдаю за ними более семидесяти лет и то не сразу скажу вам, ху есть кто, и кто есть ху. Но внимательное наблюдение позволит вам постепенно овладеть материалом и начать различать эти создания.
Для иллюстрации постараемся описать некоторые свойства обеих каст. Итак:

Житомиряне:
а) житомиряне любят говорить «пойти тудою» или «пойти сюдою» вместо «пойти так или иначе». И ещё слово «километр» с ударением на «о».
б) для житомирян встречный человек как бы прозрачен – они идут и его не видят. Остаётся только натыкаться или срочно отпрыгивать в сторону. Уверенность в том, что путь впереди всегда свободен, приводит к привычке интересоваться тем, что находится сбоку или сзади, поэтому часто им характерно движение с головой, повёрнутой от курса на угол 90 градусов или даже более.
в) житомиряне всегда на выборах голосуют за человека с прицелом, чтобы через некоторое время ходить на митинги и кричать в его адрес «Геть!!!».
г) если житомиряне находятся на месте, где может пройти только один человек, они хватают приятеля и начинают с ним разговаривать именно в этом месте, не заботясь об удобстве других. Если приятель житомирец, то тандем быстро разрушится. А вот если в узком месте встречаются два житомирянина, то процесс практически бесконечен – такой кайф испытывают оба.

Житомирцы:
а) житомирцы говорят, как правило «звонят» (с ударением на «о»), а не «звонят» (с ударением на «я»), как бы основное слово происходит от слова «вонь». А ещё они обожают слова «ондо« (для далёкого) и «озьдо» (для близкого).
б) деньги в общественном транспорте житомирцы (обязательно!) передают не через сидящих, у которых руки, как правило, свободны, а через стоящих пассажиров, в первую очередь через тех, у кого обе руки заняты ношей.
в) житомирцы вообще стараются не ходить на выборы, так как уверены, что любому человеку надо заранее кричать «Геть!!!»
г) если житомирец не на автомобиле, то он практически безвреден. Но если он за рулём, то обязательно остановится в таком месте, что другим уже не проехать.
Чтобы не волновать народ, житомирец выключает авто, закрывает его и надолго уходит по делам.

Особенности «житомирян» и «житомирцев» отнюдь не национальное. Когда в Житомире проживало много евреев, они тоже примыкали выборочно к одной или другой касте. Пункт в) позволяет легко определить процент житомирцев по отношению к житомирянам. Мне дороги обе этих касты, так как я прожил вместе с ними много лет и привык к ним, как к родным. Потому я иногда говорю «тудою, сюдою», а иногда «звонят» с ударением на «о». А ещё я очень рад за своих земляков, потому что они умудряются замечательно экономить на метро.
Вернёмся, однако, к вопросу, что больше – килограмм или десяток? Именно житомирян непосредственно он касается – причём практически. Когда цены на привозные херсонские или крымские огурцы падают, то житомиряне начинают скупать мелкие огурчики, весом каждый менее 100 граммов по цене, скажем, 3 грн. 50 коп. за килограмм, и, «внедряясь» в ряды сельских тружеников, продающих на десятки, пытаются продавать эти огурчики житомирцам по цене 5 грн. за десяток. Ну и как же тут житомирец поступит? Естественно – ему хочется купить настоящий огородный огурец! А ведь только огородные огурцы продают десятками!
Ай, молодцы – житомиряне! Ай, да молодцы – житомирцы!

Житомирцы в свою очередь надувают житомирян на других товарах... Так-то...
Есть, по правде говоря, в городе Житомире ещё одна внесистемная группа граждан. Я обнаружил её случайно. К нам с Фроськой неожиданно прибилась молодая игривая овчаристая бездомная сука, которую мы назвали Лайма. Мы её подкармливали. Потом заметили, что её подкармливают в двух соседних домах переулочка, который она осваивала. Фроська не очень к ней благоволила, потому что Лайма была задорная, требовала играть с ней, а маленькой Фроське уже пять лет, семь раз рожала, потому ей уже не до этих детских игр. И на участке пути, где Лайма проявляла свою назойливость, Фроська чувствовала себя не очень уютно.

Потом Лайма неожиданно исчезла. Вначале мы думали, что это случайность – бывают и у собак экстремальные случаи занятости. Но нет, она пропала навсегда...Через некоторое время я об этом рассказал человеку, который торговал на базаре и в перерывах опекал стайку бездомных собак «Муха-Чернуха-Барсик» во дворе торговой фирмы «Гейзер».
– А, знаю я этих крокодилов,– ответил он.– Они содержат чебуречную у входа на рынок, видели? Там баба жарит чебуреки в кипящем масле. Так что ваша четвероногая подруга пошла на фарш в чебуреки. Вы не замечали, что в юго-восточном углу нашего квартала, вдоль Гоголевской, практически нет бездомных собак? Берегите свою Фроську, пока она вне чебурека...

Вот какая человеческая плата за собачью доверчивость, преданность и порядочность. А проголодавшиеся житомирцы и житомиряне вовсю жрут эти чебуреки!