Плот, грибы, дура и ГАИ

Ирина Гросталь
           Вот и осень пряная грянула! Ярко-лиственная, ароматно-грибная!
           Вечером к нам на дачу гости пожаловали – два старинных приятеля мужа – по грибы по ягоды, так сказать.
           – Жена, мечи на стол! – дает  мне муж команду. – Бум праздновать!
           – А что за праздник-то? – спрашиваю.
           – Как, ты не знаешь? – хитро улыбается он, на друзей кивая.
           Те разъясняют:
           – День ГАИ!
           И соответствующие атрибуты празднования торжественно на стол выставляют.
           – Вы что, – выговариваю я, – с проклятого острова, где нет календаря? Сегодня двадцать третье сентября, а день ГАИ в июле, так что нечего праздновать.
           – Да у ГАИ каждый день праздник! – смеется муж. – Это ты зарплату два раза в месяц празднуешь, а они – каждый день. Так что мечи!
           Ну, понятное дело, нашелся повод. Гости – всегда повод. И ведь не откажешь. Раз уж я не отказала мужу замуж сходить, теперь пожизненно обречена метать на стол. Если, конечно, брачная амнистия не грянет…
           Уселись ужинать. Мужички мне – шампанского, себе – водочки. Муж принял на душу от души. Он вообще все от души делает, когда делает.
           Приятели поели, попили, поболтали, пошутили. Потом все по местам разошлись: я – со стола сметать, посуду мыть, мужички – к костру, кружком  петь куплеты под гитару. Любимая песня у них – про мой маленький плот. Это уже ритуал – как встретятся, непременно испить и испеть на троих про плот. И одним разом не обойдется!
           Вот и сейчас распелись. С чувством, с толком, с расстановкой, убедительно выводя «нам не дано поняять…», с тоской «тянут на дно боль и грууусть…», и особо выразительно, с  трогательным подвыванием «мой маленький плооот, свитый из песен и слооов…».
           Пропели, передохнули, подзарядились, и давай по новой! Муж  воодушевился, вздумал отточить качество трио, стал всех учить вокалу, выразительно жестикулировать-дирижировать. Голос у него красивый – то ли баритональный бас, то ли басовитый баритон – не разберешь, но заслушаешься! Проникновенно так поет, и друзья вторят ему, запевале, стараясь с горячительного не ударить лицом в гитару.
           И вот они крутят и крутят одну пластинку, все громче и громче, все  слаженней, и так утомили меня бесконечными дублями, что я уже жду не дождусь, когда этот их «плот» пойдет ко дну, а его обитатели выберутся на сухой бережок и разбредутся по подушкам.
           Наконец, часам к двум ночи певцы притомились от музицирования и отправились на ночлег. В две минуты засопели, а мне не спалось: в голове навязчиво звучал «мой маленький плот», почему-то свитый из досок и еще не пойми из чего – в рифму…
           Кажется,  толком и заснуть не успела, как муж уже будит настойчивой щекоткой  пяток:
           – Ириш, давай просыпайся, ребята грибов жаждут. Поехали, но за руль сегодня ты!
           – Ну, уж дудки! – брыкаюсь я. – Сам – за руль! Надоело извозчиком работать! И почему, чуть что, сразу косой?!
           – Надо, Ира, надо! – убеждает он. – Ты ж понимаешь, мне сейчас за руль нельзя: легли поздно. Ну, пожалуйста, поехали, надо ребят лесными дарами отоварить! А я тебе за это завтрак приготовлю, кофе сделаю, яичко сварю, как ты любишь: не золотое и не простое, не всмятку и некрутое, а самое обыкновенное – сырое, но в мешочек.
           В общем, подлизывается, задобряет, рыхлит, окучивает, поливает...
           Я артачусь, но знаю, что поеду – куда денусь? Он это тоже знает. Да и гостей грибами снабдить – святое дело. А мы места хорошие знаем, и до грибов сами охотники.
           Позавтракали, муж мне еще порцию заботы подкинул:
           – Я уже корзинки приготовил, ножички прихватил, тебе в резиновые сапоги стелечки просушенные вложил. Не забудь «гномика» нацепить, а то простудишься, на грибы чихать начнешь, инфекцию на экологически чистый продукт распространять.
           «Гномик» – это шапочка у меня такая: вязанная, полосатая, с широкими отворотами и большим смешным помпоном – чисто дачный вариант. Я как первый раз примерила ее, натянула до бровей, муж нашел, что в ней на гномика похожа. С тех пор шапчонку и прозвали «гномиком».
           Я ворчу для проформы:
           – За кого волнуешься: за меня или за грибы?
           – За вас, любимых! – отшучивается.
           Итак, поехали… Ребята на заднем сиденье пристроились, муж  рядом со мной, штурманом заделался. Он водила опытный, бывший гонщик, а я… А что я? Просто баба за рулем, и весь сказ! Потому он каждое движение мое отслеживает и методично комментирует: заводи… подсос… еще заводи… включи свет… пристегнись… поправь зеркало заднего вида… поворотники… Все, поехали! Не гони!!!
           И так каждый раз: одно и то же, как нескончаемая песня про маленький плот. Вот поэтому и не люблю  рулевым в его компании быть. То ли дело одной прокатиться, от души погонять по просторам – эх!
           Проехали суматошную «Скандинавию», свернули на грунтовую, в лес. По ней до наших грибных мест еще километра три трястись. В лесу ни души, машин – никаких. Ремни отстегнули, расслабились. Едем не спеша. По грунтовке быстро не проедешь: ямы, да ухабы.
           Штурман дает команду:
           – Фары выключи, надо лампочки беречь.
           Послушно выполняю. Катим дальше, о чем-то судачим. Солнышко улыбается небесной синеве, разноцветье лиственное порхает бабочками с крон. Настроение у всех хорошее, только физиономии помяты. У кого – от обилия принятого вчера, у кого – от недосыпа.
           Вид у меня еще тот, непрезентабельный: лицо, неотредактированное косметическими средствами выразительности, шапчонка-гномик, куртенька мешковатая, джинсы потрепанные, с дыркой на коленке для вентиляции, сапоги резиновые…
           Черт знает, откуда среди леса на горизонте вдруг гаишники образовались. Навстречу едут, будто на таран.
           Струхнули мы: остановят, не остановят? Мной ГАИ еще никогда не интересовалось. Пока везло...
           – Пожаловали, родимые! – прокомментировал муж явление ГАИ народу.
           Приятели недоумевают:
           – Что они в лесу-то забыли? Неужто тоже по грибы подались?
           Штурман засуетился, живо новую команду мне дает:
           – Так, быстро, фары включи, пристегнись, и не дергайся! Если «волшебной палочкой» махнет, проедь чуть вперед и остановись за их машиной. Да поворотником не забудь посигналить!
           И все так быстро дальше происходит: не успела я свет включить, на ходу кое-как пристегнуться, и подумать, что все-таки зря согласилась поработать извозчиком, как уже «волшебная палочка» приковывает меня к краю дороги, и важного вида гаишник образуется слева по борту:
           – Ваши права!
           Я надеваю улыбку радостной встречи и услужливо протягиваю документ через открытое окно:
           – Пожалуйста!
           Мужички затаили дыхание…
           Гаишник долго просматривает документ, почему-то внимательно изучая мое фото на правах. Понравилась, поди…
           – Что-то не похожи, – вдруг говорит он.
           Еще бы! – не удивляюсь я. На фото «нарисованное» лицо. Так сказать, лицо городского типа, а  его прототип сейчас в лесном измерении. Это что-то да значит.
           – Понимаете, – пытаюсь обернуть разговор в шутку, – женщины с утра все «красивые». Да и фото мое на правах с годами…  постарело, – кокетливо хлопаю я глазами и почему-то тут же получаю едва ощутимый пинок в ногу коленом мужа. Ну что опять не так сказала?!
           Гаишник снова недоверчиво смотрит на фото, потом на меня:
           – Права ваши?
           – Ну а чьи же? – улыбаюсь. – Мои, конечно!
           – Что-то не похоже, – все равно не верит он. – Чепчик снимите.
           Ах, ты, этакий разэтакий, «гномика» моего обзывать! – кривлю я рот, но послушно обнажаю голову, по ходу игриво взбивая прическу.
           – Теперь похожа? – спрашиваю.
           Он не отвечает. И права не отдает. К капоту направляется.
           Мужички шепчут: все, сейчас докопается, найдет, к чему привязаться и денег взять, чтоб грибков на рынке прикупить…
           Гаишник внимательно осматривает капот и строго манит меня пальцем: мол,выходим из машины.
           Я торопливо выбегаю, угодливо заглядываю в бесстрастные глаза работника большой дороги.
           Он:
           – У вас правая фара не горит.
           Смотрю, и правда, полетела таки лампочка от трясучки на грунтовой!
           – Ой, – залепетала я скороговоркой, – понимаете, это она сейчас перегорела, только что, а я и не видела, светло ведь! Спасибо, что заметили, подсказали! Это я мигом исправлю: у меня в бардачке запасная есть. Спасибо!
           Гаишник морщится:
           – Номер плохо прочитывается.
           – Ой, – снова затараторила я, – понимаете, это я только что в лужу влетела! Думала, мелкая она, а она глубокая оказалась, грязная, как болото! Номер я мигом исправлю: тряпочкой протру, у меня в салоне есть! Спасибо, что заметили, подсказали!
           Бросаюсь к двери машины, пулей возвращаюсь к капоту с тряпчонкой в руках. Пара взмахов, и номер – как новенький.
           Ну, думаю, все, пора права возвращать.
           – Аптечка имеется? – продолжает он.
           – Да, конечно! – заверяю я.
           – Покажите.
           Снова бегом в машину, достаю аптечку, предъявляю:
           – Вот!
           Он, помедлив:
           – Жгут есть?
           Я предъявляю:
           – Вот!
           Он:
           – Пользоваться умеете?
           Я, с уверенностью медицинского работника:
           – Конечно! Хотите, покажу?
           В полной готовности намериваюсь раскрутить жгут и продемонстрировать свое умение на гаишнике.
           – Не надо, – снова морщится он и добавляет: – Огнетушитель есть?
           Рапортую:
           – Есть!
           Он опять не верит:
           – Где?
           Снова бегом в машину, аптечку бросаю, хватаю огнетушитель и – к гаишнику:
           – Вот!
           – Пользоваться умеете?
           – Конечно! – с уверенностью опытного пожарного заверяю я, направляя огнетушитель на гаишника. – Хотите, покажу?
           Он кривится, молча отходит, важно направляется к багажнику. Движения у него плавные, как у акулы, а жезл колышется на запястье, словно длинный клюв панцырщика-аллигатора.
           – Аварийный знак имеется? – не унимается он.
           Торопливо вынимаю из багажника, демонстрирую:
           – Вот! И пользоваться умею, хотите, пока…
           Он отворачивается, обходит окрест машины, внимательно всматриваясь в лица моих пассажиров. Те вбирают головы в плечи, боясь даже шелохнуться. Потом снова сканирует меня, и я догадываюсь, что сейчас заставит дышать в трубочку. Мне нехорошеет: вдруг какая-нибудь промилле шампанского еще бродит в моем организме? Тогда все, попала!
           Я смотрю на гаишника доброжелательно-доброжелательно, заискивающе-заискивающе, искренне-искренне, с глубокой мольбой в глазах: «Отпусти меня, старче!». А у самой поджилки трясутся. Уже предвкушаю, как на деньги  опустит, а я и денег-то не взяла с собой: зачем они в лесу-то? Ладно, если что, гостей наших раскручу, пусть выкупают урожай еще не собранных грибов вместе с моими правами.
           Наконец, гаишник возвращает мне права. Лениво и снисходительно:
           – Можете ехать.
           Я от радости раскланиваюсь, тараторя:
           – Спасибо вам, спасибо! И счастливого пути. Спасибо!
           Он уже не слушает, плывет к своему напарнику.
           Тот ему навстречу из окна высовывается и удивленно спрашивает:
           – Чего это она тебе все «спасибо, да спасибо»?
           – Да дура какая-то, – едва слышно бросает он на ходу и усаживается в машину.
           ГАИ отчаливает, а я не могу прийти в себя, сажусь за руль и думаю вслух:
           – Вот негодник! Я ему и так, и этак, все показала, все выполнила, даже разделась наполовину, а он меня еще и дурой обозвал.
           А мужички со смеху покатываются.
           Муж:
           – Так это он ошибся, что ты дура! Я-то знаю, что не… совсем.
           – Ах, ты! – в шутку накинулась я на него,  и давай хлестать  его «гномиком» по голове: – Нет, гаишник прав: дура я! Была бы умной, замуж  за тебя не пошла! Почему не вышел из машины?! Почему оставил с гаишником один на один?!
           Он руками голову прикрывает, хохочет:
           – Может, мне еще в трубочку дыхнуть вместо тебя надо было?! А дура, не дура, – заходится он, – но при своих кровных остались!
           Мужики ему вторят:
           – Всем бы такими дурами быть, гаишники бы враз похудели!
           И хохочут, хохочут надо мной, дурой.
           Я выдыхаю, водворяю «гномика» на место, завожу машину, даю газу и тут же резко торможу, так что спутники мои врезаются, кто лбом в лобовое стекло, кто – в подголовники передних сидений.
           Им уже не смешно, а мне, наконец, становится весело. Уф, едем дальше…