Холуи

Сергей Елисеев
Признаюсь, я однажды сознательно совершил обман. Строго говоря, обманом это не было, так как я об этом всех предупредил. Туманно выражаюсь? Ладно, сейчас проясню.

Прочитал я как-то один рассказ одного нашего классика. Русская литература великолепна и будь у меня время и зрение – читал бы запоем.

Рассказ меня покорил. Показался чрезвычайно актуальным, хоть и был он написан более ста лет назад. Классика не умирает. Восхищённый, я даже перевёл тот рассказ на английский. Неплохо получилось. Американцам понравилось.

И вдруг я подумал: «А что если…?»
Так я и сделал. Почти ничего не меняя в рассказе, кроме имён и масштаба цен, я поместил его в Интернете под своим именем. Название дал «Обман». И приписку сделал («экспериментальное»). Вроде всех обо всём предупредил. Ну не может нормальный человек не увидеть Льва Николаевича, если на обложке написано «Вася Пупкин. «Мир и Война».

И тем не менее... Стали люди читать и мнения свои высказывать. Мнения очень показательны. По ним читателей примерно на следующие категории разделить можно.

Первая, и самая большая - равнодушные. Посмотрев (и даже прочитав) абсолютно гениальное произведение, они никак не отреагировали. Слепы? Глухи?

Вторая, и весьма маленькая группка, – восхищённые читатели. Ничего не подозревая, они наивно сравнивали прочитанное с рассказами Чехова, Куприна и Бунина (и были очень близки к истине). Я в этом случае им отвечал, что столь высокую похвалу принять не могу и аккуратно намекал на необходимость почитать внимательней русских классиков.

Третья группа, тоже небольшая - это знатоки. Они сразу узнали настоящего автора и его рассказ, который не «проходят» в школе.
Этих читателей можно подразделить на две подгруппы. Одни из них, узнав, что это всего лишь эксперимент, хлопали в ладоши и приговаривали: «Ну-ну! Давайте посмотрим, чем кончится. Интересно всё-таки…»  Другие упрямо обвиняли меня в плагиате и почти уголовных преступлениях. Один, особо рьяный,  стыдил меня, угрожал, и кричал на весь интернет, что я – вор и мошенник. Я написал ему письмо, в котором просил смотреть на некоторые вещи в жизни с юмором и не смешивать Шекспира с автором пьесы «ХамлЕт, принц голландский». Напрасно. Человек грозился пожаловаться самому главному редактору и изобличить меня. Я посоветовал ему не мелочиться и обращаться в Совет Безопасности ООН…

Четвёртая группа. Увы, весьма многочисленная. Мужчины и женщины. Молодые и не очень. С самыми разными биографиями. Считая, что они имеют дело с рассказиком Васи Пупкина из захолустья, они оценки давали не стесняясь в выражениях. «Щелкопёр, писака, мелкий бумагомаратель» – это из самых мягких эпитетов, которыми они меня награждали. Один так и заявил: «Поучился бы ты, дурак, у Чехова!»

Я недоумеваю. Откуда это неуемное желание, ещё не зная человека, его сразу же унизить, обидеть, оскорбить? Почему – априорная нелюбовь к ближнему? Особенно если он маленький человечек.  Что движет этими людьми и что это за люди?

Вот и стоит наш классик, оплёванный и облёванный. Хорошо зная человеческую натуру, он когда-то советовал каждый день хоть по капле выдавливать из себя раба. С тех пор прошло много времени, но мало кто из соотечественников и читателей внял его совету  …

Видно, так устроены многие люди, что из них хоть вёдрами отливай, хоть насосом откачивай, но они всё равно останутся холуями и холопами…