Рембрандт ван Рейн. Вечный дозор в искусстве

Койфман Валерий
               

«Достаточно лишь произнести слово «Рембрандт» и как будто произнесено слово «искусство» - эта фраза, написанная более 150 лет тому назад ничуть не состарилась.
Рембрандт совершил революцию в живописи богатой Голландии XVII века.
Подобно метеору возник он среди мастеров, в подавляющем большинстве послушных воле заказчиков, которые часто требовали лишь милые их сердцу парадные портреты, натюрморты, элегантные интерьеры с полами в клеточку, женщин в чепцах и крестьян в темных трактирах.

Сын мельника Харменса ван Рейна и Корнелии Нельтье, Рембрандт родился в Лейдене 15 июля 1606 года.
В 14 лет Рембрандт записался в университет, но интересовался не столько правом и теологией, сколько живописью и рисунком, так что родители вынуждены были забрать его из университета.
Рембрандту было около 16 лет, когда он поступил к своему первому учителю, Якобу ван Сваненбюрху, теперь совсем забытому художнику.
В его мастерской юноша пробыл три года. Серьезной школой для Рембрандта было также обучение в мастерской Питера Ластмана в 1624 году в Амстердаме.
Потом Рембрандт возвратился в Лейден. Уже тогда проявился настоящий Рембрандт – независимый и талантливый. Он написал многочисленных "философов" или "медитирующих апостолов" в полутемных интерьерах ("Портрет ученого", 1631, Эрмитаж; "Апостол Павел в темнице", 1627, Штутгарт).

Современников поразили психологизм картин художника и  виртуозность его техники.
Ободренный успехом, Рембрандт в 1631 году поселяется в Амстердаме. Все, что необходимо для вдохновения художника он мог найти в этом очаге цивилизации: трудолюбивая, пестрая толпа, разнообразие образов и мыслей, богатый выбор типов.
Удача в Амстердаме сразу улыбнулась художнику. Картины и гравюры Рембрандта легко находили себе покупателей.
В самое короткое время Рембрандту удалось обеспечить себе вполне безбедное существование: он зарабатывал столько, что мог позволить себе покупку и собирание редких и дорогих вещей.

Одной из самых известных работ этих лет по праву считается "Урок анатомии доктора Тульпа" (1632, Гаага).
Картина имела небывалый успех, означавший официальное признание молодого художника. В самое короткое время мастерская Рембрандта сделалась центром художественного мира Амстердама. Толпы молодых людей самых уважаемых семейств наполняли его мастерскую, стараясь добиться чести быть принятыми в число его учеников.
В 1634 году Рембрандт женился на Саскии ван Эйленбюрх. Саския была круглой сиротой, но среди ее родственников были многочисленные ученые и государственные чиновники.
Любимая жена внесла в одинокое жилище художника свет счастья.
Дом он обставил с роскошью, превратив его в настоящий музей.
Саския была музой-вдохновительницей мужа, опорой в работе.
Исключительно жизнерадостно выглядит "Автопортрет с Саскией на коленях" (1636, Дрезден) написанный в первые дни медового месяца. Художник изобразил себя с большим бокалом в руке - он как бы провозглашает тост за удачу и бросает вызов своим недругам.
А недоброжелателей у него хватало. Ван Рейн никогда не проводил времени в тавернах с веселыми товарищами, не задавал, подобно Рубенсу и Ван Дейку, роскошных пиров и праздников, а жил скромной размеренной жизнью.
Сюжеты античной мифологии вдохновили в эти годы Рембрандта на создание нескольких удивительных произведений. Их вершиной  является, несомненно, "Даная" (1636, Эрмитаж).
Когда гильдия стрелков Амстердама решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами, заказы получили шесть художников.
Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха.
Тогда и появился «Ночной дозор» (16 42, Амстердам), ставший, пожалуй, самой знаменитой работой Рембрандта. Огромное полотно стоило немалых трудов и борьбы ее творцу.
Когда картина была окончена и унесена из мастерской, она "унесла" за собой и семейное счастье художника.
Окруженный уважением своих сограждан, находя полное удовлетворение в любимом искусстве и в семейной жизни, Рембрандт не заметил мрачной, роковой тени.
После рождения сына Титуса Саския стала часто болеть; с каждым днем она слабела, таяла.

Саския умерла 14 июля 1642 года, оставив Рембрандта с девятимесячным Титусом.
Художник сближается с кормилицей Титуса, Гертье Диркс.
Около 1645 года в его творческой манере заметна коренная перемена: золотистый тон картин переходит в темно-коричневый, выражение лиц становится более угрюмым, суровым.
Зато размах кисти мастера в этот период его творчества отличается мягкостью, резкость контуров исчезает; они гармонически сливаются в одно прекрасное целое.

В 1647 году у художника начинается связь с двадцатилетней Хендрикье Стоффельс, приехавшей в Амстердам в поисках работы.
Моделью для таких  его произведений, как "Сусанна и старцы" (1647, Берлин) или "Вирсавия с письмом царя Давида"(1654, Лувр), видимо, была Хендрикье.
Уже в 1647 году Рембрандт не смог вовремя внести срочный платеж за дом. Ему стоило большого труда уладить это дело. С тех пор расстройство его материального положения все росло.
К тому же финансы Голландии в это десятилетие значительно поколебались.
В Амстердаме и других приморских городах начались банкротства; коммерческие обороты сократились. Да и мода на картины, под влиянием французских вельмож, посещавших Нидерланды, изменилась; с нею извратился и эстетический вкус голландского общества.

Сильные, реалистические картины Рембрандта, полные художественной правды, их оригинальный колорит уже не находили в художественных кругах Амстердама той оценки и безусловного поклонения, как прежде.
Друзья указывали мастеру на поворот воззрений публики и убеждали его приспособиться к новым веяниям, чтобы его картины находили покупателей.
Великий художник, несмотря на трудность своего положения, отказался, говоря, что Рембрандтом он родился и Рембрандтом умрет.
В июле 1656 года художник объявляет себя неплатежеспособным и просит о передаче своего состояния кредиторам. После продажи имущества и дома с аукциона, Рембрандт переезжает в ремесленный квартал Иордаан, на улицу Розенграхт.
Здесь для семьи ван Рейн началась жизнь, полная постоянного труда и строгой экономии.

Два автопортрета открывают нам душевное состояние художника в период разорения.
На портрете из Эдинбурга, оконченном в 1657 году, Рембрандт уже изведал все горести, все утраты. С темного полотна бросает он гордый, суровый взгляд своих проницательных глаз; на твердо сжатых губах усмешка, полная упрека и скорбного презрения.
Художник как будто говорит своим противникам: "Вы разорили, вы оскорбили, вы унизили меня; вы приписали мне побуждения и поступки, чуждые моей натуре. Но сломить меня вы не могли. Смотрите, я все тот же Рембрандт, крепкий и непоколебимый".
Другой автопортрет, из Лувра, датирован 1660 годом. Хотя в глазах художника заметна усталость, а время и заботы наложили на него свою печать, он все еще бодр и доволен.
Тихая улыбка освещает лицо. Пока у него в руках палитра, пока он в состоянии держать кисть и резец, он не боится ни бедности, ни измены друзей.

В последние годы жизни Рембрандт оставался уважаемым мастером, и критика рассматривала его скорее как большого оригинального мастера, нежели как художника, вышедшего из моды и всеми осуждаемого.
В 1662 году Амстердам обогатился последним коллективным портретом, написанным Рембрандтом. Синдики цеха суконных фабрикантов поручили ему написать картину.
Это свидетельствует о том, что Рембрандт и в тяжелое для него время не переставал пользоваться известностью в Амстердаме. Даже покоряясь всевозможным указаниям и требованиям богатых «суконщиков», Рембрандт сумел сотворить картину, перед которой еще долго, если не вечно, будут преклоняться знатоки и любители искусства.
Оказалось, что судьба еще не утомилась, нанося несчастному художнику все новые удары.
В июле 1663 умирает верная спутница жизни Хендрикье.
Через семь месяцев после своей свадьбы умер Титус.
Рембрандт присутствовал на крестинах внучки, родившейся после смерти своего отца и названной в честь его Титией, потом он похоронил и свою молодую невестку.
А осенью 1669 года тихо скончался и сам Рембрандт, величайший из мастеров голландской школы.

В настоящее время сохранилось около 560 картин, которые считаются работами великого Рембрандта, около 300 наименований его гравюр и  около 1500 рисунков.
В 2006 году весь мир отмечает 400-летний юбилей художника – он не «запылился»,
не затерялся в круговерти истории искусства.
Серьезная, реалистическая живопись, много говорящая сердцу миллионов людей, нашла себе великого творца в лице Рембрандта, сына скромного мельника из Лейдена.