Винсент Ван Гог 1853-1890

Койфман Валерий
К 120-летию смерти великого художника          
               
Имя Ван Гога уже давно стало синонимом  творческого горения, редкой живописной экспрессии и страстной жажды познания.
Кто мог подумать, что он, воспитанный в бюргерской семье, вдруг станет художником, начнет искать свой путь к людям, и всего за 10 лет создаст в искусстве, где, казалось, все уже давно открыто, свой мир красоты, колючий, странный, неожиданно острый, но при этом абсолютно реальный мир.

Расцвет живописного дарования Ван Гога совпадает с периодом, когда импрессионизм постепенно утрачивает своё былое значение.
Это период в истории искусства, условно называют «постимпрессионистическим». Общим для постимпрессионистов было то, что все они, так или иначе, испытали на себе влияние импрессионизма.
Это такие разные художники как Поль Синьяк, Жорж Сёра, Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Анри де Тулуз-Лотрек, Эмиль Бернар и др. Они стремились приблизиться к природе, находя в ней убежище от современной цивилизации.
Творчество их становится подвижничеством, а личная судьба приобретает трагический характер.
Сын скромного протестантского пастора, Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года в Гроот-Зюндерте –  местечке в Южной Голландии.
Юношей он побывал в Лондоне, Брюсселе, Гааге в качестве служащего художественной фирмы Гупиль, где он впервые соприкоснулся с искусством.
Однако Винсент ещё и не помышлял стать художником.
Его обуревало страстное желание всецело посвятить себя служению обездоленным.
Ван Гог отказывается от карьеры коммерсанта, становится священником и отправляется проповедником к углекопам в Боринаж. Потрясенный открывшейся ему картиной нищеты и человеческих страданий Ван Гог вскоре отрекается от сана и порывает с религией, убедившись в её неспособности принести людям облегчение.

Именно тогда он фактически впервые берется за кисть, чтобы силой искусства служить людям. Его кумиром стал известный французский художник Франсуа Милле, автор знаменитых полотен «Собирательницы колосьев» и «Вечерняя молитва».
Пройдя трудный путь художественного самообразования, Ван Гог становится художником, когда ему было уже 27 лет.
С 1881 по 1886 год он работает в родной Голландии. Язык его живописи суров, прост и грубоват, подобно жизни персонажей его картин – крестьян, шахтеров, ткачей, стариков и т.д.
За 6 лет упорного труда Ван Гог сумел дать своему искусству традиционно прочную голландскую профессиональную основу, но живописный язык его картин уже принадлежит новому времени.

С 1888г. Франция становится второй родиной Ван Гога. Он переезжает в Париж к брату Тео, который всю жизнь был ангелом-хранителем Винсента.
То, что увидел Ван Гог в Париже ошеломило его. Он буквально ослеплен сияющими солнечными красками импрессионистов. Уже сложившийся художник, он не считает зазорным для себя стать их учеником, чтобы наверстать потерянное за два столетия время, на которое ушла вперед современная ему живопись.
Сюда следует ещё прибавить изучение японской гравюры, ранних работ Гогена, пуантилистической (точечной) живописи Сёра, поздней живописи Монтичелли.
Так вырисовывается круг, в котором было выковано своеобразие вангоговского стиля. Его живопись постепенно просветляется, исчезает прежняя мрачность, краски приобретают звучность и чистоту.
Через два года непрерывных трудов и смелых поисков у Ван Гога появляется настойчивое желание покинуть Париж и, вообще, городскую жизнь.
Ему необходимо одиночество, чтобы суммировать накопленный опыт.

В феврале 1888 года Винсент выехал на юг Франции, в Арль, где всего за 13 месяцев художник создал около трехсот (!) полотен.
Здесь написаны замечательные работы, изображающие деревья и сады, охваченные бело-розовым пламенем цветения, солнечный жар летнего дня, жителей Арля, свое жилище, мостик в Ланглуа, автопортреты, многочисленные букеты цветов, в т.ч. любимые им подсолнухи, и великолепные виды южного моря в Сен-Мари.
Ван Гог писал небольшие по формату картины и этюды. Кажется невероятным, как в  них вмещались бесконечность движения и пространства.
Это была полоса относительного счастья. Будущее ещё не таило в себе угроз, и ещё не были подорваны физические и духовные силы. Но картины не продавались, и нужда была угрожающей.
Лишь помощь Тео давала Винсенту возможность работать.
Прошло ещё три месяца, и  нечеловеческий труд и полуголодное существование подорвали здоровье художника. Силы уходили, тогда как творческое дарование находилось в расцвете.

Живописная манера Ван Гога стала заметно меняться. Кисть вихрем обрушивается на поверхность холста. Вспыхнули и засияли каскады красок. Мазок приобретает острую динамическую напряженность.
Художника стали привлекать две гаммы красок – желтая и синяя.
В желтой – олицетворение солнца,  полей пшеницы,  человеческой любви,  вечной жизни.
Синяя гамма – олицетворение бесконечности звездного неба, фатальной неизбежности смерти.
Борьба этих двух цветов означала борьбу добра и зла.
Арльский период заканчивается трагически.
На Ван Гога обрушивается страшный удар – безумие.
Не следует однако думать, что печать безумия легла и на искусство художника.
Он сам оберегает его от своего недуга, работая только в промежутках между припадками, когда его голова приобретает ясность мысли.
В мае 1889 года Ван Гог навсегда покидает Арль и добровольно поселяется в приюте для душевнобольных в окрестностях Сан-Реми.
Он ещё верит в своё выздоровление. Но припадки изматывают силы и душу Винсента. Трагическая картина «Круг заключенных» (февраль 1890г.) – отражение состояния художника.

В мае 1890г. по рекомендации Тео Винсент перебирается в Овер под попечительство доктора Гаше. Ван Гог снова за мольбертом. За 2 месяца он создает более 70 картин. Вспомним щемящий душу своей чистотой и прозрачностью «Овер после дождя» (июнь1890г.). Это одна из самых зрелых работ Ван Гога. Голова Винсента полна новых надежд и замыслов, но болезнь уже не отпустила его.

 25 июня 1890г. Ван Гог пишет свое последнее полотно - «Вороны над полем пшеницы». Зловещее карканье черных птиц словно кличет беду...

27 июня 1890г. Жаркий летний день. Воскресенье. Винсент уходит в поле с холстом для работы на пленэре. Но вскоре он прислонил мольберт к стогу и выстрелил в себя из револьвера. Умирал он мучительно в течение двух дней.
На гроб художника положили столь любимые им при жизни подсолнухи.

Не стало художника, но остались его картины, которые вряд ли могут оставить равнодушным даже самого черствого человека. В его небольших,  простых по сюжету картинах есть то, что всегда будет трогать и очищать души и сердца людей, пока существует человечество и пока существует детище его души – высокое искусство.

Вместо заключения. В мае 1890 года, когда Винсент написал «Подсолнухи», у него не было денег даже на оплату красок, которыми была написана эта картина, а 15 мая 1990 г. на аукционе Кристи в Нью-Йорке картина Ван Гога “Портрет доктора Гаше” была продана за $ 82.5 млн.
После того, как японский бизнесмен Рюи Саито (Ryoei Saito) заплатил за нее на аукционе «Кристи» в Нью-Йорке огромную сумму, эта картина великого голландца стала известной на весь мир
Саито был настолько привязан к этой картине, что после своей смерти хотел быть кремированным вместе с полотном. Бизнесмен умер в 1996 году, однако картина осталась. Новый владелец картины остается неизвестным.
Ван Гог написал две версии портрета доктора Гаше немного отличающиеся по цветовой гамме. Вторая - выставлена в музее д Орсе в Париже..