Бог-отец и мать-природа

Владимир Середа
    Всем известна история о том, как перед пророком Моисеем расступились морские воды, чтобы открыть дорогу племени евреев, преследуемому египтянами.
В ветхом завете это чудо объясняется просто: проявлением воли Яхве, защитившего избранный им народ от смертельной опасности.
Этот сюжет в различных вариантах повторяется в библейских сюжетах не единожды.
    Река сама останавливает свой поток, чтобы пропустить еврейских
воинов, на постылый Египет раз за разом обрушиваются стихийные бедствия. Таким нехитрым путем господь-бог осуществляет свою главную функцию - контроля над человечеством. В одних случаях бог карает, в других, наоборот, защищает от бед. Так, всемирным потопом за грехи был наказан весь род людской , а праведник Ной, напротив, - спасен.
    Из той же самой «оперы» - гибель всего населения городов Содома и Гоморры, опостылевших богу своими грехами. И опять спасается только праведник Лот. «Опера» - подходящее слово. Силы природы утрачивают в ветхом завете значение самостоятельных явлений и превращаются в своего рода театральный антураж для «божественной комедии». В руках господа
( режиссера этой постановки ) природа и ее силы выполняют только одну из двух возможных функций, «кнута» и «пряника», своеобразных инструментов для воспитания людей.
    В этом отношении к природе ветхий завет принципиально отличается  от язычества. «Поганские» боги управляли различными стихиями по-отдельности, они и были, по сути дела, воплощением этих стихий. Мир язычников складывался под воздействием сил, не зависящих от воли человека. Единобожие иудаизма придает иудею ( вернее, доверенному лицу бога, пророку ) невиданные возможности. Пророк может через бога ( обратившись к нему ) управлять самою природой.
Можно сказать, природа утрачивает свою физическую сущность, обретая откровенно-виртуальные черты.
    Да, ее, природы, в ветхом завете ( кроме эпизодов демонстрации педагогической мощи господа ) и нет вовсе.
Герои ветхого завета, как будто живут вне пространства ее законов.
Как же можно жить в природе, и быть – свободным от не?
-Очень просто: иудеи «не живут» в физическом мире.
Их среда обитания – социум.
Это язычники живут в природе. А иудеи – среди язычников.
Не случайно возник и обрел силу термин «вторая природа», человеческое общество, место обитания единобожцев.

    Будучи главным методическим пособием по выживанию людей
среди людей ( прообразом книг из серии «Как стать богатым» или «Как обрести власть» ), ветхий завет сознательно исключает культуру экологического сознания из своих разделов.
    Всеобщая взаимосвязь всего живого, живого и неживого, эти, ставшие архаическими ( языческие ) представления окажутся надолго вытесненными из сознания людей библейскими идеями.
И, все же, язычество, как сопрягающий элемент между властью абстрактного бога-отца и реальностью матери-природы никогда не умирало.
Правда, оно переместилось на нижние этажи социальной пирамиды, сохранившись в сознании людей труда, прежде всего крестьян.
     Монотеизм, в качестве «школы выживания», учебника конкуренции, оказался очень эффективным в решении поставленных им задач, гораздо более эффективным, чем язычество.
     Вот только за все грехи и, в первую очередь за тяжкий грех игнорирования существующих законов природы, рано или поздно, приходится расплачиваться.      
     Расплачиваться предстоит всем, виновным и - не виноватым  ни в чем.
     До «импичмента» г. Богу - еще далеко. Но и времени для размышлений – в обрез. Катастрофический сценарий событий на Планете – запущен. Мозги «менять» придется все равно.