Алексей Матиевич - глава 7

Молда 45
               

      
                Глава 7
                Философия  «светлого  взгляда»   и  христианство.
         «Никто  не  может  положить  другого  основания,  кроме
положенного, которое есть Иисус  Христос.»   
        Эти  слова  философия «светлого  взгляда»  берет  себе
эпиграфом,  чувствуя, что она имеет на это права как  раскрыв-
шаяся  сущность  учения  Христова.  Такое  раскрытие,  недоступное  научно-философскому  направлению «мрачного
взгляда»,  отделение  Бога  от мира или даже  современного  Его
отрицания,  Фехнер  считает  своей  исключительной  миссией.
По  его мнению,  самое  христианство  в  его  нынешнем  виде
должно  быть  очищено  от примеси  «мрачного  взгляда»,  т.е.
от  дуализма  Бога  в  мире – и тогда  мы  будем  иметь  подлин-
ное  христианство,  проповеданное  самим  Христом -  религию
будущего,  к  принятию  которой  направляется  закономерное
развитие  человеческого  сознания и  предвестницей  которой
служит  «философия  светлого  взгляда».
        Интерпритация  исторического  христианства  в  смысле
этой  целью  определяет  прежде  всего  его  отношение  к  свя –
тому  писанию,  как  основе  к  источнику  христианского
вероучения.  Фехнер  различает  божественную  вечную  и  чело-
веческую,  временную,  стороны.  Первая  составляет  непрехо –
дящее  зерно  христианства,  основанного  в  Библии.  Второе –
его  историческое  наслоение,  от которых  оно  должно  быть
освобождено  и  освободится. 
       В  Святом  Писании  встречаются  места  противоречий,  идущие  вразрез  как  с  теоретической,  так и с  практического  религиозного  сознания,  но  эти  преходящие  наслоения  ни –
сколько  не  умаляют  вечной  ценности  Писания.  То,  что
внесли  в  Библию  люди  без  Бога,  были  лишь  их  человечес-
кие  слабости  и  противоречия,  но  дух  веет  могуче  при  всех
этих  слабостях.
        Если  Библия -  Божие  дело  и  слово,  то  как  было  воз –
можно,  чтобы  она  носила  в  себе  столько  недостатков  с  раз-
личных  сторон?  Спросите  сперва – как  было  возможно,
чтобы  мир,  который  тоже  есть  творение  Божие  и  тоже  соз-
дан  словом  Божиим -  носил  в  себе  так  много  недостатков
с  различных  сторон?  Возможно  одно – возможно  и  другое.
Библия  должна  быть  божественным,  боговдухновленным
созданием… Вместе  с  богом  она  отражает  и  мир  с  его  не-
достатками,  не так -  что  Бог  сияет  в  ней  для  ищущих  Его-  тем  более  является  недостатков  тем,  кто  их  ищет.
Его  сияние  проникает  и  преодолевает  их…  Бог  не  откры-
вает   себя  в  Библии  таким,  каким  Он  никогда  не  бывает,
но  дает  пример -  как  вы  должны  его  искать  в  мире  со
всеми  его  недостатками,  которые  однако  не  суть  недостатки
Бога.  Кто  внимает  этому  единому,  высшему,  того  не  вводят
в  заблуждения  недостатки,  которые  лишь  внешние.  Но  они
часто  мнимые.
         В  христианстве  Фехнер  различает  две  идеи – вечную-
Универсальную, и  преходящую, специфически  догматическую,
в  которой  по  его  мнению,  ортодоксия  ошибочно  видит  сущ-
ность  христианства.  Первая  заключается  в  том,  что  все  пле-
мена  и  народы  земли  объединяются  в  вере  во  Единого-бла-
говолящего  с   потусторонней  жизнью    праведного  воздаяния
и  поэтому  все  найдут  в  этой  вере  нравственный  союз,  уте-
шение,  надежду  на  сверхземное.  Иудейский  народ  считает
себя  избранным -  ищет  для  себя  Мессию  во  внешних  поста-
новлениях.  Ислам  же  -  Царство  небесное  с  чувственностью
и  пытается  распространить  себя  больше  с  мечом.
         Вторая  идея  заключается  в  том,  что  человек   отягощен
первородным  грехом,  сам  себя  может  спасти,  но  достигает
прощения  и  оставление  грехов  единственным  путем – крест-
ной  смертью  Христа  и  как  Бог  спас  людей  и  повел  мир  по
пути  спасения.  Обе  эти  идеи  сраслись  вместе  с  божествен –
ным  откровением  и  воюют  против  любой  нападки.
        Официальная  Церковь  соткала  эти  идеи  в  целую  сис –
тему,  но  между  нею  и  миром  образовалась  целая  пропасть.
Фехнер  первую  идею  очищает от наслоений и  делает  ее  нача-
лом  новой  истории  христианства – иначе  вся  вера  умрет  под
ножом,  который  стремится  ее  спасти.  Свободные  общины 
подобны  ветвям  без  корня.  Мудрость «мрачного  взгляда»  не
может  ничего  предложить  взамен.  Успех  миссий  разбивается
об  окаменелость  догматических  идей – и  всякое  огорчение
разума  направлено  против  нее.
        Универсальная  идея  христианства  приводит  в  высшую
связь, что  доступно  для  всех.  Таким  образом,  философия  и
религия  «светлого  взгляда»  представляет  собой  христиан-
ский  адогматизм,  не  принимая  и  оставляя  догматы,  не  оп-
равдываемые  принципом, поэтому  Фехнер  возвещает  гряду-
щую  эру  христианства  и  искать  пути  для  исправления  и
улучшения  понимания  учения  Христа.  К  теоретическим  мо-
тивам  должны  присоединиться  исторические  и  практичес –
кие.  Достоверная  истина  наиболее  стойка  в  истории.  Дог –
маты  Библии  не  вечны.
         Оболочка  христианства  временна,  но  зато  вечно  дело
Христа -  живого  высшего  духа.  Христос  есть  основа  всякого
духовного   развития  в  мире  со  всей  полнотой  развития.
Книга  о  Христе  -  это  ствол,  пребывающий  и   растущий  во
все  времена.  Христос  есть  богочеловеческое  совершенство,
утвердивше в  мире  любовь  истины.  По  Божеству – высшее
в  Боге, по  человечеству -  высшее  в  богочеловеческой  при-
роде.
         Царящее  в  христианстве  зло  тысячи  видов – не  от
Христа – это  вина  всех  христиан.  Причина  этого  многооб-
разного зла в  уклонении  христиан  от  своего  Праобраза,
тогда  как  цель  жизни  каждого  христианина  в  следовании
Ему -  не  сваливайте  на  Него  всего  зла,  что  делают  нося-щие  Его  имя. По  философии  «светлого  взгляда»  Христос –
есть  сверхчеловеческая,  божественная  личность,  явившаяся
на  земле  для  установления  вечного  союза  между  Богом  и
людьми,  для  основания  развития  сознания  и  жизни  всех
народов в  небесном  царстве  на  земле,  в  которое  будет  поло-
жено  единение  любви.
         Христос -  есть  воплощение  высочайшей ступени  разви –
тия  человеческого  духа,  по  которой  он  переходит  в  Боже –
ство.  В  этом  смысле  он  и  есть  Богочеловек  по  преимущес-
тву.  Посредник  между  Богом  и  людьми,  Спаситель  челове-чества  от  всякого  зла,  вражды  и  разделения.  Сын  челове –
ческий,  заложивший  основы  всемирной  христианской  Церкви  будущего.  Он – вечная  личность!  «Идите, научите
все  народы,  крестя  их  во  имя  Отца  и  Сына  и  Святого  Ду-
ха,  уча  их  соблюдать  все,  что  я  повелел  вам.» (Мтф 28, 19,
Мрк 16, 29).  В  реальном  понимании  миросозерцания  Христа,
Философия  «светлого  взгляда»  по  Фехнеру,  раскрывает
Истинную  сущность  универсальной  идеи  христианства.
        Человечество  должно  иметь  духа  человечества  или  духа
Земли.  Христос – Посредник  и  Спаситель  по  учению  «свет-
лого  взгляда»  принадлежит  Земле.  Дух  вселенной -  единый
над  всеми  мирами,  требуя  всеединения,  существует  во  всех
мирах  в  любви,  в  прощении  и  уничтожении  всякого  зла.
Христос  сошел,  чтобы  принести  человечеству  спасение – в
этом  был  смысл  и цель  учения  и  дел  Христа.  Узел  едине –
ния  всех  духов  есть  Дух  Земли.
         Я  верю,  что  единственный  и  истинный  путь  спасения
для  человечества -  в  предложенной  Христом  праведной  и  праведно  осуществляющейся  любви  к  Богу  и  ближнему.
Единение  в  этой  любви  и  деятельность  в  ее  смысле -  это
именно  то, что  нам  дает  возможность  стать  духовными  в
высшем  смысле.  Человечество  не  сохранит  никакой  иной
веры  в  Бога,  как  только  ту,  которая  дает  ему  нивысшее
счастье.  Каждое  заблуждение  в  познании  самой  малой  вещи
рано  или  поздно  мстит  за  себя  неприятными  последствиями,
т.к.  вводит  нас  в   противоречие  мышления  и  действия,  по –
дает  повод  ложного  отношения  к  поступкам  -  но  этим
самым  привлекается  устранения  заблуждения.  С  объемом
познания – растет  и  его  трудность.
        Закон  любви  к  ближнему  повелевает  обогреть,  согреть
его  и  эти  поступки  превращаются  в  силу…  Все,  что  сохра-
няет  и  повышает  удовольствие  -  становится  для  нас  свя –
тым.  «Сама  этика  кажется  мне  высокой  дамой  в  строгом
черном  одеянии,  но  с  лицом,  светящимся  от  удовольствия
на  все  человечество  и  поверх  его  на  горний  мир…»  Некто
был  в  терновом  венке – он  возложил  кровавый  венок  с  го-
ловы  человечества  на  свою  голову.   Венок – вечный  венец,
кровь – небесные розы…
         Принцип  развития  самого  учения  основано  на  развитии
высших  практических  требований  Христа  для  достояния  ис-
тины  учения.  Зло  в  конце  концов  будет  разрушено  злом,
наказание  же  послужит   лишь  к  тому,  чтобы  привести  к
конечному  исправлению  и  будущему  спасению.  Суд  Христов
есть  суд  высшего  божественного  сознания,  которому  недос –
тупно  никакое  извращение  правды!  Всякий  иной  суд, как  бы  он  ни  был  благ  и  справедлив,  может  допустить  такие
извращения.
         Существенную  составную  часть  христианского  учения
о   потустороннем  мире  образует  учение  о  воскресении  плоти.
Весь  космос  есть  такой  же  индивидуальный  организм,  к  ко-
торому  человечество  относится – как  человек  к  человечеству.
Церковь  должна  расти  и  развиваться  в  пространстве  и  вре-
мени  до  высших  ступеней  духовного  совершенствования –
тогда  наступит  конец  истории  человечества,  который  будет
не  следствием  мировой  катастрофыа,  а плодом  мирной  твор-
ческой  эволюции  к  устойчивости  и  гармонии.
         «Мрачный  взгляд»,  удалявший  Бога  из  мира,  оторвал
Его  от  природы,  оставив  в  пренебрежении  то  зерно  истины,
которое  заключали  в  себе  первобытные  религии.  Богослуже-
ние  есть  служение  природе,  звездам – как  главнейшим  инди-
видуализациям  божественного – занимает  первое  место.  Мы
же  так  учены,  что  не  понимаем  более  проповеди  природы…
Реальное  единство  Бога  и  природы,  души  и  тела  человека
не  омрачалось  никаким  сомнением.  Но  не  должен  человек
оставаться  в  неясности  и  неосознанности  единства  истины
и  в  природе,  и  друг  к  другу.  В  своем  развитии  человек
лучше  изучает  стороны  отношений,  постоянно  расширяет
познания  в  науке,  связывая  все  во  едино – противоречия  от-
падают,  остается  согласие  и  стремление  к  познанию  и  сли-
янию  в  единстве  и  истине.
         История  познания  и  религии  откололась  от  всеединого
Бога  Истины: Бога  раздробили…  мир  природы  на  множес-
тво  божеств  природы…  -  это не  прогресс,  но  вечное  круже-ние…  Все  живое  спасается  в  уединении  укрепления…  Как
распадается  единство  духа  и  природы  -  так  распадается  в
себе  царство  духов.  Это  направление  захватывает  всех…
Когда  Бог  войдет  в  природу,  человек  не  предстанет  ему как
чужое,  противоположное  существо…
        Эпоха  «светлого  взгляда»  уже  наступает…  Миросозерца-
ние  «мрачного  взгляда»  изживает   и  переживает  себя.  Оно
истощило  свои  силы  и  пришло  к  краху.  Все  направления
вместе  взятые -  отвергают  ценное  достояние  человеческой 
жизни,  основанной  на  переживаниях.  Без  этого  анализа –
заранее  обречено  на  смерть.  Философия  «мрачного  взгляда»
повергает  в  отчаяние  и  заставляет  складывать  руки  перед
действительностью.  Христианская  догма  сковывает  универ –
сальную  идею  идеей  догматической,  чем  мешает  распростра-
нению  своей  миссии,  что  особенно  обнаруживается в  послед-
нее  время,  она  уже  останавливается  в  своем  рапространении
по  земле.
        Пока  христианство  не  обратится  к  тому,  к  чему  оно
предназначено  по  своей  идее,  пока  оно  не  станет  считаться
со  всеобщими,  высшими  потребностями  человечества -  оно  не  обратит  мира  и  не  сможет  стать  единым  в  самом  себе.
Мир  уже  с  робостью  ищет  пути  обновления  веры  или  но –
вой  веры  в  союзе  с  наукой… Естествознание  добивает  своим
молотом  разрушающуюся  философию  «мрачного  взгляда»  от  попыток  спасения.
         Причину  такого  банкротства  Фехнер  видит  в  том,  что
его  положительное  содержание  в  своем  историческом  разви-
тии  стало  переходить  в  отрицание.  Из  исторических  отри-
цаний  вырастают  все  новые  утверждения  грядущей  религии
«светлого  взгляда».  Религия  не  может  прийти  в  упадок  без
того,  чтобы  с  ее  упадком  не  выросла  и  не  росла  бы  все
сильнее  потребность  попыток  реставрации  старого  пока  не
созреет  пора  для  нового  построения.
         Философия  «нового  взгляда»  возникает  не  из  развалин  старого,  но  на  новом  основании,  из  новых  балок,  из  новых
камней -  не  с  крестом,  к  которому  был  прибит  Христос,  но
с  тем,  чтобы  светить  всему  миру…!  История  не  стоит  на месте – она  не  делает  скачков,  но  шествует  вперед.  Шаги ре-
лиги  велики,  но  медленны.  Новая  эра  для  Фехнера -  не
самоцель,  он  видит  в  ней  этап  на  пути  развития  божествен-но-космического  прогресса,  служащим  постепенным  раскры-тием  Всеединого  Бога  и  ведущее  к  последнему  великому все-
одухотворяещему  синтезу.
                Тирада  Зенд-Авесты:
         «От  начала  стояла  зима,  как  древо  в  небесном   саду,
но  в  другом  высшем  смысле  вырастет  и  расцветет  она  в
небесном  саду.  Так  будет  процветать  земля  в  самоединстве
и  ясности  и  хвалить  Бога  в  согласном  хоре  звезд…»  В  ожи-
дани  этого  Фехнер  еще  раз  останавливается  на  грядущей
эре  своего  золотого  века  и  последний  аккорд  книги  у  него
растворяется  в  осенних  настроениях,  ждущей  иной  весны…
Но  за  каждой  осенью  следует  новая  весна  и  каждая  новая
весна  восходит  над  старой,  где  омертвело  бежит  временное,
но  расцветает  вечное.»