Алексей Матиевич - глава 5
Глава 5
Высшее благо и нравственность.
Принцип стремления к гармонии осуществляется Ду-
хом Божиим. Сущность чувства всегда состоит в удовольст-
вии или в страдании. Стремление души - к уменьшению
страдания. Чувство удовольствия – основа жизни: от формы
раздражения зависят эти чувства. Принцип стремления к
устойчивости и гармонии.
Дисгармония - страдания !
Гармоническое состояние представляет собою извест-
ную степень духовной ценности, связанную с универсаль-
ной волей Божией - как мировой принцип стремления к
гармонии. Бог осуществляет вечную гармонию, наслажде –
ния, счастья. Бог реализует вечное влечение к устранению
мирового зла и восстановлению божественного блаженства.
Высшее моральное благо есть и благо религиозное.
Мировой принцип стремления к гармонии, ставящий в
основу моральных оценок эстетические переживания пред –
ставляются регулирующим принципом в мире духовных
ценностей, а также источник в сознании Божества. Высшая
гармония, высшее благо – смысл жизни – конечная цель
всего человечества. Мораль «светлого взгляда» имеет отли-
чительную черту - она определяет нравственную ценность
известного действия. Настроение к действию порождает волю к его совершению. Такая воля не уничтожает свободы
ценности всего благого и прекрасного в мире: любовь, дружба, надежда на Бога, закономерности в области нрав-
ственного есть нравственный закон.
Обычно совесть обозначают просто как нечто прирож –
денное. Развитие совести у отдельной личности вполне
анологично развитию во всем коллективе высших духовно-
разумных существ на земле во всем человечестве. Чистая,
ясная и праведная совесть всегда будет рассматриевама,
как часть божественного света и наслаждения, но человек
должен сначала возвыситься до определения этой высшей
ценности и может радоваться, что миропорядок и его дух
заключают в себе средства, приводящие его к этому: однако
он не должен думать, что этот высший дар заранее ему по-
дарен, иначе он его не достигнет.
Совесть – божественное начало в человеке. Нередко она
заглушается стремлениями невысокой нравственной цен –
ности. Заповеди сводятся к завету о любви к Богу и ближ-
ним. Этот завет есть высший принцип божественной бла-
гости и правосудия – как всеблаженному и вселюбящему
личному Духу – источнику счастья для человека и челове-
чества. Без любви к Богу мир и человечество не устояли
бы.
Высокое удовлетворение - радость и мир совести - выс-
шее внутреннее благо – истинное блаженство. Надежда на
земное - скоро постигает конец, но надежда уповающая к
Богу – безконечна. Любовь от ближнего к ближнему смертна,
Любовь к ближнему в Боге – безсмертна. Пусть человек
радуется, что Бог избрал его своим отражением в более вы-
соком смысле, чем многие низшие существа. Цветок расцве-
тает, семя из тьмы пробивается к свету, но только челове-
ком в будущем обозначается высшее бытие в светлом сол-
нечном Боге.
Высокое божественное назначение человека должно быть основанием его любовных отношений ко всему миру
в людях – братьям в Боге. Человек должен стараться при-
нести в мир совокупность времени и пространства - вели-
чайшее счастье - таков принцип религиозно-нравственных
отношений к миру и людям.
Творящий зло, т.е. понижающий удовольствие мира, вре-
дит не только другим, но прежде всего себе, т.к. по закону
божественного правосудия всякое зло неминуемо влечет за
собою свое наказание и уничтожение, после чего наступает
его обращение в добро. Надо, заботясь о себе, не попирать,
а, напротив, всячески поддерживать интересы ближнего –
тогда исполнение заповедей Божиих обеспечено.
Нравственность не отделима от религии, как и религия
от нравственности. Переход последствий в будущую, поту-
стороннюю жизнь вытекает из того, что сама загробная
жизнь не что иное, как прямое, естественное продолжение
настоящей.
© Copyright:
Молда 45, 2010
Свидетельство о публикации №210092601057