Алексей Матиевич - глава 5

Молда 45
               

 

                Глава 5
                Высшее   благо   и  нравственность.

         Принцип  стремления  к  гармонии  осуществляется  Ду-
хом  Божиим.  Сущность  чувства  всегда  состоит  в удовольст-
вии  или  в  страдании.  Стремление  души -  к  уменьшению
страдания.  Чувство  удовольствия – основа  жизни: от  формы
раздражения  зависят  эти  чувства.  Принцип  стремления  к
устойчивости  и  гармонии.
                Дисгармония  -  страдания !
          Гармоническое  состояние  представляет  собою  извест-
ную   степень  духовной  ценности,  связанную  с  универсаль-
ной  волей  Божией  -  как  мировой  принцип  стремления  к
гармонии.  Бог  осуществляет  вечную  гармонию,  наслажде –
ния,  счастья.  Бог  реализует  вечное  влечение  к  устранению
мирового  зла  и  восстановлению  божественного  блаженства.
Высшее  моральное  благо  есть  и  благо  религиозное.
        Мировой  принцип  стремления  к  гармонии, ставящий  в
основу  моральных оценок  эстетические  переживания  пред –
ставляются   регулирующим  принципом  в  мире  духовных
ценностей,  а  также  источник  в  сознании  Божества. Высшая
гармония,  высшее  благо – смысл  жизни – конечная  цель
всего  человечества.   Мораль  «светлого  взгляда»  имеет  отли-
чительную  черту  -  она  определяет  нравственную  ценность
известного  действия.  Настроение  к  действию  порождает  волю  к  его  совершению.  Такая  воля  не  уничтожает  свободы
ценности  всего  благого  и  прекрасного  в  мире: любовь, дружба,  надежда  на  Бога,  закономерности  в  области  нрав-
ственного  есть  нравственный  закон.
        Обычно  совесть  обозначают  просто  как  нечто  прирож –
денное.  Развитие  совести  у  отдельной  личности  вполне
анологично  развитию  во  всем  коллективе  высших  духовно-
разумных  существ  на  земле  во  всем  человечестве.   Чистая,
ясная   и  праведная  совесть  всегда  будет  рассматриевама,
как  часть  божественного  света  и  наслаждения,  но  человек
должен  сначала  возвыситься  до  определения  этой  высшей
ценности  и  может  радоваться,  что  миропорядок  и  его  дух
заключают  в  себе  средства,  приводящие  его  к  этому: однако
он  не  должен  думать,  что  этот  высший  дар  заранее  ему  по-
дарен,  иначе  он  его  не  достигнет.
        Совесть – божественное начало  в  человеке.  Нередко  она
заглушается  стремлениями   невысокой  нравственной  цен –
ности.   Заповеди  сводятся  к  завету  о  любви  к  Богу  и  ближ-
ним.  Этот  завет  есть  высший  принцип  божественной  бла-
гости  и  правосудия – как  всеблаженному  и  вселюбящему
личному  Духу – источнику  счастья  для  человека  и  челове-
чества.  Без  любви  к  Богу  мир  и  человечество  не  устояли
бы.
        Высокое  удовлетворение  -  радость  и  мир  совести -  выс-
шее   внутреннее  благо – истинное  блаженство.  Надежда  на
земное -  скоро  постигает  конец,  но  надежда  уповающая  к
Богу – безконечна.  Любовь  от  ближнего  к  ближнему  смертна,
Любовь  к  ближнему  в  Боге – безсмертна.   Пусть  человек
радуется,  что  Бог  избрал  его  своим  отражением  в  более  вы-
соком  смысле,  чем  многие  низшие  существа.  Цветок  расцве-
тает,  семя  из  тьмы  пробивается  к  свету,  но  только  челове-
ком  в  будущем  обозначается  высшее  бытие  в  светлом  сол-
нечном  Боге.
        Высокое  божественное  назначение  человека  должно  быть  основанием  его  любовных  отношений  ко  всему  миру
в  людях – братьям  в  Боге.  Человек  должен  стараться  при-
нести  в  мир  совокупность  времени  и  пространства -  вели-
чайшее  счастье -  таков  принцип  религиозно-нравственных
отношений  к  миру  и  людям.
       Творящий  зло,  т.е.  понижающий  удовольствие  мира,  вре-
дит  не  только  другим,  но  прежде  всего  себе,  т.к.  по  закону
божественного  правосудия  всякое  зло  неминуемо  влечет  за
собою  свое  наказание  и  уничтожение,  после  чего  наступает
его  обращение  в  добро.  Надо,  заботясь  о  себе,  не  попирать,
а,  напротив,  всячески  поддерживать  интересы  ближнего –
тогда  исполнение  заповедей  Божиих  обеспечено.
         Нравственность  не  отделима  от  религии,  как  и  религия
от  нравственности.  Переход  последствий  в  будущую,  поту-
стороннюю  жизнь  вытекает  из  того,  что  сама  загробная
жизнь  не  что  иное,  как  прямое,  естественное  продолжение
настоящей.