Образ смерти на проза. ру- часть последняя

Светлана Шапиро
За период обсуждения предыдущих частей обзора (http://www.proza.ru/2010/04/25/1428;          http://www.proza.ru/2010/05/01/424; http://proza.ru/2010/05/06/69) , на сайте появились и новые авторы, и новые произведения, и новые образы Смерти.

Так, в « Ночном попутчике» Бен-Иойлика (http://www.proza.ru/2010/09/19/247)  главный герой «увидел ЕЕ в не затворенном окне, ярко красную, в виде огромной, кровавой кляксы, и что одно из ЕЕ кляксо-образных ответвлений уже собиралось  проникнуть между створками». А в новелле у Екатерины Горбуновой-Мосиной « Мои шесть смертей...»   (http://proza.ru/2010/05/22/1187) появляются  образы Смерти мужского рода (юноша, старик во фраке). К сожалению, автор указанной новеллы не смогла ответить на мой вопрос о том, что побудило ее написать именно это произведение. 
В чем причина того, что так много пишется о Смерти? Пожалуй, здесь можно исходить только из философской концепции произведения, излагаемой автором. Если, конечно, таковая в произведении присутствует. Увы, зачастую, за набором красивых фраз, выдуманными страстями, сиюминутными размышлениями авторов о Смерти, никакой  идеи найти невозможно. Понять, для чего написано такое произведение – сложно. Как читатель, я стараюсь в каждом произведении найти такой  подтекст,  в котором раскрывается идея. На мой взгляд,  именно этот внутренний смысл произведения  является основным, помогает читателям  определиться с выводами на заданную тему, сформировать у читателя   определенное настроение, побудить его задуматься над вопросами, изложенными автором. С другой стороны, сам автор имеет возможность именно таким способом изложить свои  мысли,  собственное  мировоззрение, как  принятую им философскую систему.

К примеру, Алексей Косиновъ в рассказе «Эвтаназія» (http://proza.ru/2010/04/24/77)    побуждает читателя задуматься об эвтаназии, не излагая своей позиции, не навязывая ее читателю, предлагает читателю делать выводы самостоятельно. На интересные размышления о гармонии Жизни-Смерти подталкивает читателя Сергей Сергеевич Смирнов 2 в новелле «Что наша смерть...» (http://proza.ru/2010/09/25/909).

Одним из лучших рассказов, в котором обоснована философская концепция отношения к Смерти и идея произведения доводится читателю всеми возможными  художественными способами, считаю рассказ  Нины Ринко «Красные звезды» (http://proza.ru/2008/09/22/243).

Согласно одной из  кардинальных доктрин древнеиндийской поэтики художественное наслаждение от литературного произведения достигается не благодаря образам, создаваемым посредством прямых значений слов, а ассоциациями и представлениями, которые эти образы вызывают у читателя. По теории «дхвани-раса» девятое поэтическое настроение — спокойствие, ведущее к отречению от мира, основано на изображении безразличия героя (или героев) к мирским делам и вещам. На мой взгляд, как раз в «Красных звездах»  автору удивительно удалось передать  поэтическое настроение и философское отношение к Смерти. Главный герой рассказа переживает спокойное отречение от мира, что автор передает   с использованием цвета, музыки, иной символики. В индуистской символике красный цвет связан с трауром и смертью. Именно о готовности героя к смерти и его страхе умереть, не увидев звезд, повествуется в «Красных звездах».
Автором использована цветовая символика, вводимая двумя способами:
1. вплетением в ткань рассказа и постоянным упоминанием цвета, который в древнеиндийской поэтике был призван выражать конкретное настроение: красные звезды, красное стекло, выжженная красная равнина;
2. созданием таких поэтических образов или картин, которые вызывают ассоциации с тем или иным цветом, например, с  желтым — цвет желтого сари падающей на камень молодой женщины- жены Пари, золотая полоса на востоке поутру, желтый тюрбан мастера…
В тесной взаимосвязи символов находится  музыка барабанов и флейт.
К сожалению, подобных рассказов на сайте немного. Большинство произведений авторов сайта философской  ИДЕИ отношения к Жизни-Смерти не содержат. Там же, где автор отталкивается  от идеи и идет к изображению жизни,   «… в этом заключается основная ошибка. Из этого проистекают и все остальные: картонность персонажей, жанровая невнятица, сюжетная бестолковость, двусмысленность символики, несоответствие деталей рассказа жизненной правде», как указывала по конкретному произведению, не связанному с темой обзора, Особа Крупных Размеров («Мистика Пуговиц» http://proza.ru/2010/04/02/191).

О жанрах:
Пьесы, такие как пьеса Федора Кузьминского «Визит Смерти» (http://www.proza.ru/2007/12/08/310),   редкость на этом сайте. Среди разнообразия возможных жанров авторы ПРОЗА.РУ о Смерти говорят, в основном, в рассказах.
Удивительно, но ответ на вопрос о причине избрания именно этого жанра авторами сайта я нашла для себя у Михаила Веллера в «Технологии рассказа» (http://www.odinvopros.ru/lib/veller_03.php?mode=1&id=0):  «Необходимость тщательной отделки, точность построения, высокая напряженность текста, многозначность смысла и дали основания многим большим писателям назвать рассказ “труднейшим из прозаических жанров”.

Примечательно, что начинающие писатели берутся именно за рассказы. Не потому, конечно, что рассказ труднее, а потому, что короче. А плохой рассказ написать, конечно, легче, чем плохой роман, и уж во всяком случае, гораздо быстрее.»

  О сюжетах:
• В известной новелле «Четыре цикла» Х.Л. Борхес утверждает, что все сюжеты сводятся всего к четырем вариантам (штурм укрепленного города, долгое возвращение, поиск, самоубийство Бога). Не менее известны «36 сюжетов», отобранные драматургом Ж. Польти в начале XX века.
Ниже указываются 36 сюжетов и к каждому, по возможности, даются ссылки на наиболее интересные произведения авторов ПРОЗА.РУ, соответствующие, по моему мнению,  указанному сюжету.
• Мольба –
Алексей Косинов «Эвтаназія» (http://proza.ru/2010/04/24/77); 
Виктор Ниекрашас «Зов осени» (http://proza.ru/2010/01/18/1089);

• Спасение –
Лисс Сажка  «Простая история» на  http://proza.ru/2005/02/15-198.
               
• Месть, преследующая преступление
Элам Харниш «Два процента» (http://proza.ru/2010/08/06/1303);

• Месть близкому за близкого-
 Элам Харниш «Спасибо тебе, Натиг!» (http://proza.ru/2010/09/24/128)

• Затравленный (преследуемый)
Егор Ченкин «Белый северный бог»   (http://proza.ru/2010/08/05/805)


• Внезапное несчастье –
Бен-Иойлик «Три кота, а может и кошки» (http://proza.ru/2010/08/31/679) ;

• Жертва –
Лана Рофанова «Смерть глазами детей» (http://proza.ru/2007/04/08-286); 
Ксения Баттерфляй «Бессмертная Смерть» (http://www.proza.ru/2009/08/16/611) ;

• Отважная попытка –
Сергей Вебер «Танцуй тангер!» (http://proza.ru/2009/12/04/982) ;
Генрих Голштейн «Прелестное стихотворение» из романа "Генри и Люцифер, или Девять граммов души"  (http://proza.ru/2010/01/28/905);
Аманда Глумская     «Тангер и Смерть»     (http://proza.ru/2010/01/08/1530);

• Достижение –
Иосиф Лазарев  «Порция ласки или Умереть от счастья» (http://proza.ru/2005/08/02-87);

• Безумие –
Рустам Тодошев «Дурочка» (http://proza.ru/2010/02/20/1059); 

• Самопожертвование ради близких –
Михаэль Верник  «Первая буква имени моего младшего брата» (http://proza.ru/2007/11/18/29) ;
Тер-Азарян Григорий «Джим»   (http://proza.ru/2004/09/09-169) ;

• Жертва близким –
 Светлана Малышева «Лиза» (http://proza.ru/2005/02/21-190) ;

• Любовь, встречающая препятствия –
Николай Поляков «Последняя встреча» (http://proza.ru/2009/08/31/166) ;

• Угрызения совести –
Виктор Йог «Пыль на дороге» (http://proza.ru/2003/03/22-14); 

• Потеря близких –      
Михаэль Верник «Осколки в серце» (http://proza.ru/2007/12/04/309) ;
Владимир Северский «Телеграмма с того света» (http://proza.ru/2009/02/24/936);
Роман Юкк «Пустынное шоссе» (http://proza.ru/2005/10/24-49);
Сергей Сергеевич Смирнов 2 «Помни о смерти» ( http://proza.ru/2010/03/16/1313) ;
Алла Чимшит «Солнце…» (http://proza.ru/2007/01/19-53)

• Бунт, мятеж
• Похищение
• Загадка
 • Ненависть между близкими
• Соперничество  близких
• Адюльтер, сопровождающийся убийством
• Фатальная неосторожность
• Невольное кровосмешение
• Невольное убийство близкого
• Самопожертвование во имя идеала
• Жертва ради страсти
• Соперничество неравных
• Адюльтер
• Преступление любви
• Бесчестие любимого существа
• Любовь к врагу
• Честолюбие и властолюбие
• Борьба против бога
• Неосновательная ревность
• Судебная ошибка
• Потерянный и  найденный.

Самым распространенным сюжетом рассказов авторов ПРОЗА.РУ о смерти является  сюжет о потере близких. Собственно, данное положение нормально, понятно, ведь каждый из нас, пожалуй, пережил такую потерю.  Что касается целого перечня сюжетов, по которым не приведено примеров, то, как читатель, буду рада, если получу новые рекомендации к чтению по указанным сюжетам.

Об образе:

Об образах Смерти из произведений авторов сайта было изложено в части первой обзора (http://www.proza.ru/2010/04/25/1428), в настоящей части дополнено. Здесь же мне хотелось бы обратить внимание читателей на два рассказа (отличных, на мой взгляд), в которых созданы совершенно четкие, логичные, правдивые образы людей, принявших решение умереть. Это – баба Нюра из рассказа Ксении Баттерфляй «Вся такая  жись…»   (http://proza.ru/2010/01/31/172)  и дед Митрич из рассказа Романа Юкк «Пустынное шоссе» (http://proza.ru/2005/10/24-49).

О соотношении Жизни и Смерти:

Но жизнь и смерть взаимосвязаны. И сегодня я знаю только одно – что ежедневно выживать и не свихнуться —  это достойно. Человек, который каждый день ходит за хлебом, тащит жизнь, зная о том, что всему этому суждено закончиться,  и при этом умудряется не сойти с ума и не скурвиться —  герой.
Я разделяю эту мысль, изложенную Ксенией Баттерфляй  в   рассказе «Бессмертная Смерть» (http://www.proza.ru/2009/08/16/611).

В заключение обзора скажу честно: тема о Смерти – утомила, как-то захотелось чего-то доброго и светлого. Заглянула в анкету Прозы http://proza.ru/avtor/anketa,   убедилась, что все авторы сайта, ответившие на анкету, умереть  хотят быстро и безболезненно. Потому, напоследок,  позволю себе сослаться на «Разные мысли» Ааабэллы (http://proza.ru/2009/12/26/1378),  оптимистично подтверждающие, что творчество и радостное отношение к Жизни непременно обеспечат авторам  сайта бессмертие:
- Всё! Шутки кончились, - сказала Смерть Старому Юмористу, осклабившись.
- Подождите, это – у вас. У меня ещё остались, - отвечал он, - а уговор был – когда иссякнут!
- В бессмертные захотел? У тебя дождёшься, чтоб иссякли! – взвизгнула в отчаянии Косая и удалилась.